Дело №2а-158/2021
Решение
Именем Российской Федерации
11 марта 2021 года п.Батецкий
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Малышевой М.А.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Батецкого района Новгородской области Матюшкина С.Е.,
при секретаре Ложкиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Батецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Передольского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Батецкого района Новгородской области обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Передольского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области о признании незаконным бездействия по паспортизации, постановке на кадастровый учет и формированию права собственности поселения на участок автомобильной дороги общего пользования, проходящего от дома № до дома № по улице <адрес>, и об обязании совершить указанные действия. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Батецкого района Новгородской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере обеспечения дорожной деятельности и безопасности дорожного движения на территории Передольского сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения законодательства. Установлено, что паспортизация указанного участка автомобильной дороги общего пользования, передвижение транспортных средств по которому осуществляется неопределенным кругом лиц, не проведена; на кадастровый учет указанный объект не поставлен, в муниципальную собственность не принят. Указанные обстоятельства исключают реализацию муниципалитетом полномочий по содержанию автомобильной дороги в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями, в том числе расходование на ее содержание и ремонт бюджетных средств. С учетом отсутствия альтернативного линейного объекта, посредством которого возможно осуществление транспортного сообщения к домам <адрес>, неисполнение Администрацией поселения указанных обязанностей приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. Просил признать бездействие Администрации Передольского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области незаконным и обязать административного ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить все предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ действия по постановке на кадастровый учет, паспортизации участка автомобильной дороги общего пользования, проходящего от дома № до дома № по улице <адрес>, и принятию его в собственность поселения.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Батецкого района Новгородской области Матюшкин С.Е. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика - Администрации Передольского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, каких-либо возражений по существу иска не представил.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия в области дорожной деятельности реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Областным законом Новгородской области от 23 октября 2014 года №637-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения» за Передольским сельским поселением закреплен вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.8.1 Устава Передольского сельского поселения).
С учетом приведенных выше норм действующего законодательства административный ответчик обязан исполнять полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Передольского сельского поселения с целью решения вопросов местного значения.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно положениям ст.3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (п.4 ст.6 Федерального закона №196-ФЗ).
Из содержания ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п.1); дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.7); содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12).
Согласно п.10.1 ст.1, ст.51, 55 Градостроительного кодекса РФ автомобильные дороги являются линейными объектами, для строительства которых необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешения на ввод в эксплуатацию. Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию), и требует постановки на кадастровый учет.
В соответствии с п.п.3.8, 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» паспортизация автомобильных дорог - это учет автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с составлением технического паспорта и формированием базы дорожных данных. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состоянии и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.
Из содержания п.8 ст.6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п.5 ч.1 ст.13 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.
Из содержания п.п.1, 5 ст.51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В судебном заседании установлено, что 19 января 2021 года в ходе прокурорской проверки, проведенной в рамках рассмотрения обращения Алексеевой О.В., выявлены нарушения Администрацией Передольского сельского поселения требований законодательства в сфере обеспечения дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, а именно установлено, что участок автомобильной дороги общего пользования, проходящего от дома № до дома № по <адрес>, не поставлен на кадастровый учет, не принят в муниципальную собственность, его паспортизация не проведена. Указанный факт подтверждается копиями обращения А.О.В. от 29 декабря 2020 года, рапортом от 19 января 2021 года, сообщением Администрации Передольского сельского поселения от 26 января 2021 года, согласно которому указанный участок автомобильной дороги общего пользования, протяженностью 70-80 метров, на балансе администрации поселения не состоит, и не оспаривался представителем административного ответчика в судебном заседании.
Таким образом, факт нарушения требований законодательства в сфере обеспечения дорожной деятельности и безопасности дорожного движения в судебном заседании установлен. Каких-либо доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
Исходя из совокупности вышеизложенного, суд находит установленным, что административным ответчиком надлежащим образом не исполняется обязанность по обеспечению дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, возложенная на него законом, тем самым допущено бездействие.
Указанные обстоятельства исключают реализацию муниципалитетом полномочий по содержанию автомобильной дороги в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями, в том числе расходование на ее содержание и ремонт бюджетных средств.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Батецкого района действовал в рамках представленных ему полномочий.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности административного ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных недостатков требуют значительных временных и материальных затрат, суд полагает необходимым установить срок в шесть месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, в течение которого административный ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения.
В соответствии с подп.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем государственная пошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ № ░░ ░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░ 2007 ░░░░ №221-░░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ № ░░ ░░░░ № ░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 25 ░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░