66RS0045-01-2021-002467-92
Дело № 2а-306/2023
Решение принято в окончательной
форме 21.03.2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09.03.2023 г. Полевской
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Двоеглазова И.А., при секретаре Березиной Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению СВА к судебному приставу-исполнителю Полевского районного отделения судебных приставов Главного управления федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Дударевой О.А., старшему судебному приставу Полевского районного отделения судебных приставов Главного управления федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Быковой Л.В., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
СВА обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Полевского районного отделения судебных приставов ГУФССП по Свердловской области Дударевой О.А., ГУФССП по Свердловской области, мотивируя требования тем, что 07.10.2021 ему стало известно о том, что . . . административным ответчиком на основании исполнительного листа серии ФС № от . . ., выданного Полевским РОСП по делу № на основании решения, вступившего в законную силу . . ., возбуждено исполнительное производство о взыскании с СВА процессуальных издержек в доход государства в размере 11 270 рублей в пользу ФКУ СИЗО № ГУФСИН России по Свердловской области. Административный истец считает постановление №-ИП от . . . незаконным, так как исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении трехлетнего срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в нем в качестве соответчика привлечены старший судебный пристава Полевского РОСП ГУФССП России по Свердловской области Быкова Л.В., а в качестве заинтересованного лица ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области.
В судебное заседание административный истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Полевского РОСП Дударева О.А., старший судебный пристав Полевского РОСП Быкова Л.В., представитель административного ответчика ГУФССП по СО, представители заинтересованных лиц ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Свердловской области и ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации на официальном сайте Полевского городского суда, о причинах неявки суд не уведомили.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременно два условия: оспариваемые решения, действия (бездействия) незаконными не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Отсутствие любого из них влечет отказ в удовлетворении иска.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, …, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 121 Федерального закона от . . . N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно статье 2 Федерального закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 4 Федерального закона N 229-ФЗ, исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно статье 6.1 Федерального закона от . . . N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» система принудительного исполнения Российской Федерации включает территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения.
В соответствии с абзацем 3 статьи 6.5 Федерального закона от . . . N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» на органы принудительного исполнения возлагаются задачи по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от . . . N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от . . . N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из постановления судебного пристава-исполнителя Полевского РОСП Дударевой О.А. (л.д. 9-11, 27-29) 30.09.2021 возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с СВА в пользу ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Свердловской области процессуальных издержек в размере 11 270 рублей. Постановление вынесено на основании исполнительного листа серии ФС № от . . ., выданного Полевским городским судом <. . .> по делу № (л.д. 31-33). Согласно сопроводительному письму от . . . исполнительный документ направлялся в ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Свердловской области для направления по месту отбытия наказания осужденного (л.д. 35). 09.12.2015 ФКУ СИЗО № 2 направило исполнительный документ ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области и получен последним 10.12.2015. Исполнительный документ направлен Полевским городским судом Свердловской области в Полевской РОСП после освобождения Сиваева В.А. и возвращения исполнительного документа в суд 15.09.2021.
Учитывая, что исполнительный лист выдан . . ., он мог быть предъявлен к принудительному исполнению в течение трех лет, что следует из положений части 1 статьи 21 Федерального закона N 229-ФЗ, то есть в срок по . . . включительно.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона N 229-ФЗ срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:
1) предъявлением исполнительного документа к исполнению;
2) частичным исполнением исполнительного документа должником.
Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона N 229-ФЗ после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
В силу части 2 статьи 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации для исполнения приговора в части имущественных взысканий вместе с копией приговора судебному приставу-исполнителю направляется исполнительный лист. Исполнительный лист вместе с копией приговора может направляться судом для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается только при предъявлении исполнительного документа к исполнению в службу судебных приставов, следовательно, направление исполнительного листа для взыскания по месту отбытия наказания течение срока предъявления его к исполнению не приостанавливает, а потому на момент вынесения оспариваемого постановления от . . . срок предъявления исполнительного документа к исполнению истек, что в силу пункта 3 части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства. Таким образом, судебным приставом исполнителем Полевского РОСП Дударевой О.А. вынесено незаконное постановление.
В силу части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку оспариваемое постановление является незаконным, на старшего судебного пристава Полевского РОСП Быкову Л.В. следует возложить обязанность отменить это постановление. Тот факт, что . . . исполнительное производство №-ИП окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа, не влияет на выводы суда, поскольку окончание исполнительного производства фактическим исполнением и признание незаконным постановление о возбуждении исполнительного производства влечет разные правовые последствия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ . . . ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ . . . ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░