Дело №2а-190/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Олейниковой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Кочегиной И.С.,
с участием помощника прокурора Куртамышского района Курганской области Переваловой Н.В.,
представителя ГКУ «Курганавтодор» Береженцева А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше Курганской области 27 марта 2024 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Курганавтодор» о признании бездействия незаконным, обязании организовать проведение работ по ненадлежащему содержанию и ремонту автомобильной дороги,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Куртамышского района Курганской области (далее также административный истец) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом изменений) к Департаменту строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Государственному казенному учреждению «Курганавтодор» (далее ГКУ «Курганавтодор»), в котором просил признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в ненадлежащем содержании и ремонте элементов обустройства автомобильной дороги Курган – Куртамыш – Целинное (транзит через г. Куртамыш).
В обоснование требований истец указал, что в результате проведенной проверки установлены допущенные ответчиками нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности по обустройству дороги областного значения «Курган-Куртамыш-Целинное» (транзит через г. Куртамыш), а именно при обследовании автодороги не проведены работы:
- по восстановлению работоспособности светофорного объекта на пересечении улиц: <адрес>;
- по восстановлению работоспособности светофорного объекта Т.7 вблизи <адрес>;
- по замене дорожного знака 3.24 «Ограничение скорости» на <адрес>.
- по нанесению дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» на перекрестке <адрес>;
- по нанесению дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» на перекрестке <адрес>. Просит устранить указанные нарушения.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора Куртамышского района Курганской области Перевалова Н.В., административные исковые требования поддержала, и пояснила, что до настоящего времени вышеуказанные нарушения ответчиками не устранены. Учитывая, что указанная автодорога относятся к дорогам общего пользования регионального значения, то ГКУ «Курганавтодор» должно за счет средств, выделяемых Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области на эти цели, провести указанные работы.
Административный ответчик представитель ГКУ «Курганавтодор» Береженцев А.М. административные исковые требования не признал и пояснил, что постановлением Правительства Курганской области от 15.03.2016 №57 создано ГКУ «Курганавтодор», которое в соответствии с Уставом создано в целях выполнения функций заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Курганской области. Таким образом, Департаментом создано учреждение, уполномоченное вопросами обслуживания и эксплуатации автомобильных дорог, которое финансируется Департаментом из средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него полномочий.
Автодорога Курган-Куртамыш-Целинное относится к автодорогам регионального значения и является собственностью субъекта Российской Федерации- Курганской области, что подтверждается Реестром государственного имущества Курганской области. Указанная дорога передана в оперативное управление ГКУ «Курганавтодор».
Требования прокурора в части признания незаконными бездействие ГКУ «Курганавтодор» в непринятии мер по установке светофорного объекта на указанном перекрестке являются необоснованными.
В настоящее время элементы дорожного обустройства на данном участке дороги переданы в казну Курганской области и находятся в процессе передачи в оперативное управление ГКУ «Курганавтодор». После получения элементов обустройства автодороги, обследования их технического состояния, будет сделан запрос главному распорядителю бюджетных средств о выделении требуемых лимитов бюджетных обязательств на содержание и замену или ремонт элементов обустройства автодороги в рамках действующего контракта, либо организацию процедур заключения нового контракта в соответствии с действующим законодательством. Для проведения данных процедур необходимо время, месячного срока не достаточно.
ГКУ «Курганавтодор» самостоятельно не сможет провести указанные работы при отсутствии финансирования со стороны Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, который является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения.
Не оспаривает, что указанная автодорога передана в оперативное управлении ГКУ «Курганавтодор» на основании распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 07.09.2021 №529-р.
Земельный участок, на котором расположена автодорога Курган-Кургамыш-Целинное с кадастровым номером № по адресу: <адрес> находится в собственности Курганской области.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно положениям ст.3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее также Федеральный закон №196) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона №196 автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные автомобильные дороги.
Статьей 12 Федерального закона №196 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 №2438-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Полномочия органов власти в области обеспечения безопасности дорожного движения закреплены в ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее – №257-ФЗ) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 6 ст. 3 №257-ФЗ дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ст.ст. 17, 18 №257-ФЗ содержание, а также ремонт автомобильных дорог осуществляется в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Курганской области, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 13 марта 2018 №48 автодорога «Курган-Куртамыш-Целинное» (транзит через г. Куртамыш) отнесена к автомобильным дорогам регионального значения Курганской области.
На основании постановления Правительства Курганской области от 15.03.2016 №57 владельцем и балансодержателем автомобильной дороги общего пользования является ГКУ «Курганавтодор».
Распоряжением Правительства Курганской области №525-р от 20 июня 2023 года в государственную собственность Курганской области передано имущество, в состав которого входят светофорные объекты, дорожные знаки.
Таким образом, законодательно установлена обязанность органов власти осуществлять мероприятия и принимать меры по обеспечению безопасности дорожного движения. Эксплуатация автодороги создает опасность аварийных ситуаций, а соответственно бездействие органов власти в сфере обеспечения безопасности дорожного движения неправомерно и может привести к наступлению негативных последствий для участников дорожного движения, т.е. нарушаются их права и законные интересы.
ГОСТ Р 52766-2007 установлены основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно п.6.2.4 и п.6.4.2 ГОСТ Р 50597-2017 (Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля) дорожные знаки и светофоры не должны иметь дефектов и загрязнений.
В ходе проверки установлено, что светофорные объекты на пересечении <адрес> имеют дефекты в работе; дорожный знак 3.24 «Ограничение скорости» на <адрес> имеет дефекты и подлежит замене; не выполнены работы по восстановлению положения дорожного знака 1.22 «Пешеходный переход» на <адрес>. Кроме того, не проведены работы по нанесению дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» на перекрестке <адрес>.
Из информации ГКУ «Курганавтодор» следует, что указанные работы не были выполнены по причине отсутствия указанных элементов обустройства автомобильной дороги Курган – Куртамыш – Целинное (транзит через г. Куртамыш) в государственном контракте №248 от 06.07.2023 заключенном ГКУ «Курганавтодор» и АО «Введенское ДРСП».
В ходе проверки установлено, что до настоящего времени работы не выполнены (подтверждается Актами проверки от 08.02.2024, 09.02.2024, фототаблицами).
Ненадлежащее содержание и ремонт элементов обустройства автомобильной дороги Курган – Куртамыш – Целинное (транзит через г. Куртамыш), создает условия для нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также негативно влияет на безопасность дорожного движения, вследствие чего нарушает требования федерального законодательства.
В силу п.5 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно соглашения №19 от 09.09.2022 указанная дорога была передана субъекту Российской Федерации Курганской области (л.д 33-37), что подтверждается также выписками из ЕГРН (л.д 51-67, 104-119) и не оспаривается ответчиками.
Постановлением Правительства Курганской области от 28.12.2015 №432 «О реорганизации Главного управления автомобильных дорог Курганской области и утверждении Положения о Департаменте строительства, госэкспертизы и жилищно- коммунального хозяйства Курганской области», Департамент наделен полномочиями правопреемника всех прав и обязанностей Главного управления автомобильных дорог Курганской области и осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Курганской области.
Постановлением Правительств Курганской области от 15.03.2016 №57 «О создании Государственного казенного учреждения «Курганавтодор» создано Государственное казенное учреждение «Курганавтодор».
Приказом департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области был утвержден Устав Государственного казенного учреждения «Курганавтодор» (л.д 97-101).
Основными целями деятельности Учреждения являются в том числе: осуществление полномочий владельца автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Курганской области; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществления мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
ГКУ «Курганавтодор» осуществляет полномочия получателя средств областного бюджета, администратора поступлений в областной бюджет, а также иные бюджетные полномочия в пределах компетенции.
Таким образом, судом установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог регионального значения при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возложена на ГКУ «Курганавтодор», созданное Правительством Курганской области 15.03.2016, учредителем которого является Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, которое в силу действующего Положения от 28.12.2015 №432 выполняет функции главного распорядителя средств областного бюджета по направлениям деятельности Департамента, в том числе расходов бюджета Курганской области в сфере дорожной деятельности и развития транспортной инфраструктуры, что согласно Уставу ГКУ «Курганавтодор», утвержденному приказом Департамента от 27.05.2021 №257, целью деятельности учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Курганской области в сфере дорожной деятельности, что в ходе проведенной проверки установлено ненадлежащее содержание и ремонт элементов обустройства автомобильной дороги Курган – Куртамыш – Целинное (транзит через г. Куртамыш).
Установлены допущенные ответчиками нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности по обустройству дороги областного значения «Курган-Куртамыш-Целинное» (транзит через г. Куртамыш), а именно при обследовании автодороги не проведены работы:
- по восстановлению работоспособности светофорного объекта на пересечении улиц: <адрес>;
- по восстановлению работоспособности светофорного объекта Т.7 вблизи <адрес>;
- по замене дорожного знака 3.24 «Ограничение скорости» на <адрес>;
- по нанесению дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» на перекрестке <адрес>;
- по нанесению дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» на перекрестке <адрес>. Все они подлежат устранению.
Учитывая, что ответчиком в настоящее время ведутся работы по устранению вышеуказанных нарушений, следовательно, он не бездействует. С учетом проведения необходимых процедур по устранению имеющихся нарушений в содержании дорог месячного срока для их устранения недостаточно, поэтому требуется более длительный срок с учетом разумности, суд считает достаточным будет установить срок для устранения шесть месяцев.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░:
- ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░: <░░░░░>;
- ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.7 ░░░░░░ <░░░░░>;
- ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3.24 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ <░░░░░>.
- ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1.14.1 «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>;
- ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1.14.1 «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02.04.2024.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░