УИД 91RS0024-01-2024-003066-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 5 сентября 2024 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Ялта Республики Крым к Бычкову Михаилу Витальевичу о сносе самовольного строения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Жилищно-строительный кооператив «Пожарная охрана-Форос»,
установил:
Администрация города Ялта Республики Крым обратилась в суд с иском к Бычкову М.В. о сносе самовольного строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес> В случае неисполнения ответчиком решения суда в сроки, установленные для добровольного исполнения, Администрация города Ялта Республики Крым просит предоставить ей право самостоятельно снести самовольную постройку, а также взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 1 000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда.
В обоснование исковых требований указано, что на земельном участке с кадастровым номером №<номер> расположенном по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», муниципальной формы собственности, переданном в аренду ответчику, в отсутствие разрешительной документации возведен объект капитального строительства с количеством надземных этажей - 1, в связи с чем строение имеет признаки самовольной постройки и подлежит сносу.
Представителем истца Администрации города Ялта Республики Крым по доверенности Орловым И.В. подано заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает.
Ответчик Бычков М.В. в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте его проведения, причины неявки суду не сообщены, отзыв на иск не представлен, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Третьими лицами Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым и Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ЖСК «Пожарная охрана-Форос» при надлежащем извещении явка представителей в судебное заседание не обеспечена, отзыв на иск не представлен.
В силу положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учётом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Абзацем четвертым пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что <дата> между муниципальным образованием городской округ Ялта в лице начальника Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым (арендодатель) и ЖСК «Пожарная охрана-Форос» (арендатор) заключен договор аренды сроком на 10 лет, согласно которому, с учетом дополнительного соглашения от <дата>, арендодатель передает, а арендатор принимает за плату во временное владение и пользование земельный участок общей площадью 11 746 кв. м, в том числе земельный участок №<номер> площадью 494 кв. м с видом разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1)», с кадастровым номером №<номер>, для строительства и обслуживания жилых домов и инженерно-транспортной инфраструктуры по адресу: <адрес>
<дата> между ЖСК «Пожарная охрана-Форос» (арендатор) и Бычковым М.В. (новый арендатор) заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, по условиям которого арендатор уступает, а новый арендатор принимает на себя обязательства арендатора по договору аренды земельного участка от <дата>, предметом которого является, в том числе, земельный участок №<номер> площадью 494 кв. м с кадастровым номером №<номер>
В разделе 2 договора установлено, что права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка передаются новому арендатору в полном объеме с момента государственной регистрации договора в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Данный договор зарегистрирован в Государственной комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым <дата> Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРН, срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости - с <дата> на 10 лет (л.д. 35-45).
Как следует из акта Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от <дата> №<номер>, в ходе проведенного выездного обследования установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №<номер>, имеющим вид разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1)» в отсутствие разрешительной документации проводятся работы по возведению объекта капитального строительства, который имеет следующие характеристики: количество надземных этажей - 1; несущие конструкции выполнены из монолитного железобетона, представляют собой колонны и ригели; ограждающие конструкции выполнены из природного ракушечника в неполном объеме; заполнение оконных и дверных проемов отсутствует; отделка фасадов отсутствует (л.д. 7-10, 11, 12).
На основании указанного акта подготовлено уведомление о выявлении самовольной постройки от <дата> №<номер>.1.4, которым уведомлена Администрация города Ялта Республики Крым о факте строительства с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (л.д. 5-6).
Ссылаясь на результат проведенной проверки, Администрация города Ялта Республики Крым обратилась в суд с настоящим иском о сносе самовольной постройки.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от <дата> № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» утратили силу части 9 - 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).
Частью 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 названного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Из содержания названных норм следует, что с <дата> для строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства не требуется получение разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции (пункт 1.1 части 17 статьи 51, статья 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением 85-1 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1-го созыва от <дата> №<номер> (далее по тексту - ПЗЗ), спорный объект капитального строительства расположен в территориальной зоне «Зона малоэтажной жилой застройки ТЗ-02-13», в которой вид разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1», а также «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1(п.2)» отнесен к категории основных.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
При заключении договора аренды находящегося в публичной собственности земельного участка для целей строительства орган власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении такого участка, в том числе для достижения социально значимых целей, приведенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №<номер>-П, должен прямо выразить свою волю на предоставление земельного участка в аренду для возведения строения конкретного типа.
При возведении объекта недвижимости арендатор земельного участка в отличие от собственника ограничен как правовым режимом земельного участка, так и условиями договора аренды, определяющими обязанность (возможность) арендатора создать, возвести на участке конкретный объект.
Таким образом, при рассмотрении спора, связанного с самовольной постройкой, особое значение имеет установление воли собственника земельного участка на предоставление его для строительства определенного объекта и факта соблюдения арендатором при возведении на таком земельном участке соответствующих условий заключенного сторонами договора.
При разрешении спора суд учитывает то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером №<номер> принадлежит на праве аренды Бычкову М.В. в соответствии с заключенным им с ЖСК «Пожарная охрана-Форос» договором передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от <дата>, по условиям которого к нему перешли все принадлежащие права и обязанности арендатора земельного участка.
Земельный участок площадью 494 кв. м с кадастровым номером №<номер> среди прочих был предоставлен в аренду для строительства жилых домов и инженерно-транспортной инфраструктуры. Конкретный тип строения (многоквартирный и/или индивидуальный жилой дом) не указан, каких-либо изменений в договор аренды в данной части не вносилось.
Администрация города Ялта Республики Крым, обращаясь с суд с настоящим иском, в качестве основания для признания спорного объекта самовольным указывает лишь на то обстоятельство, что объект возведен в отсутствие у ответчика разрешения на строительство.
Разрешая заявленные требования с учетом вышеуказанных норм и установленных обстоятельств, суд исходит из того, что доводы Администрации города Ялта Республики Крым о том, что ответчиком на принадлежащем ему на вещном праве аренды земельном участке с кадастровым номером №<номер> возводится многоквартирный дом, что в силу части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации требует выдачи разрешения на строительство, в нарушение статьи 56 ГПК РФ надлежащими и допустимыми доказательствами не подтверждены, из акта выездного обследования от <дата> №<номер>, согласно которому было выявлено одноэтажное строение, данное обстоятельство не установлено, а для строительства объекта с проектируемым назначением - индивидуальный жилой дом не требуется получение разрешения.
Кроме того, по смыслу статей 222, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности, а устранение последствий нарушений должно быть соразмерно самому нарушению, не создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.
Орган местного самоуправления, поставив вопрос о сносе капитального объекта, действуя при этом в защиту публичного порядка, должен занимать активную позицию в судебном процессе, в том числе, в вопросе доказывания того обстоятельства, что сохранение объекта при установленных нарушениях требований законодательства создаст угрозу жизни и здоровью граждан.
Поскольку Администрация города Ялта Республики Крым не ссылается в иске и не представляет доказательства, что ответчиком были допущены существенные нарушения градостроительных, строительных, санитарно-технических и/или противопожарных требований, норм и правил, создающих угрозу обрушения, угрозу жизни и здоровью граждан, или что им создаются препятствия владельцам соседних строений и сооружений, а также иным лицам в пользовании принадлежащих им земельными участками и строениями, суд посчитал проведение судебной экспертизы (по инициативе суда, в отсутствие соответствующего ходатайства стороны спора) по данному делу нецелесообразным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска.
С учетом вышеуказанных положений закона принятые судом меры по обеспечению иска подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░>, ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №<░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░>