Полный текст решения составлен 15 декабря 2023 года
УИД 51RS0021-01-2023-002046-27
Дело № 2а-1724/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2023 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Курчак А.Н.,
при секретаре Сураевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» о признании незаконным бездействия должностных лиц ОСП ЗАТО г. Североморск УФССП России по Мурманской области, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственность «Агентство финансового контроля» (далее – ООО «Агентство финансового контроля», ООО «АФК») обратилось в суд с иском к судебному приставу- исполнителю ОСП ЗАТО г.Североморск УФССП России по Мурманской области Войцеховской И.О., начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП ЗАТО г.Североморск УФССП России по Мурманской области Казакову С.А., УФССП России по Мурманской области о признании незаконным бездействия должностных лиц СПИ ОСП ЗАТО г. Североморск, возложении обязанности зарегистрировать и принять к исполнению исполнительный документ, а также организовать направление постановления о возбуждении исполнительного производства, либо постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства в адрес административного истца в установленные законом сроки, а в случае утраты исполнительного документа обязать административных ответчиков принять меры по его восстановлению.
В обоснование административного иска указали, что 26.07.2023 административным истцом заказным письмом в ОСП ЗАТО г.Североморск УФССП России по Мурманской области с заявлением о возбуждении исполнительного производства направлен исполнительный документ ВС № 099699520 (2-6857/2022) от 28.02.2023, выданный мировым судьей судебного участка № 1 Североморского судебного района Мурманской области о взыскании с должника Чановой Л.И. в пользу ООО «АФК» денежных средств.
Указанное почтовое отправление вручено адресату 02.08.2023.
Вместе с тем, до настоящего времени ООО «Агентство финансового контроля» не уведомлено судебным приставом- исполнителем ОСП ЗАТО г.Североморск о вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства, либо постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, исполнительный документ поступил в отделение судебных приставов, но не был принят и зарегистрирован в установленном порядке, что свидетельствует о ненадлежащей организации работы старшим судебным приставом ОСП ЗАТО г.Североморск УФССП России по Мурманской области в вверенном ему подразделении.
Указанные нарушения привели к длительному нарушению законных прав, свобод и интересов взыскателя, а именно к неоправданному затягиванию сроков возбуждения исполнительного производства и надлежащего исполнения судебного постановления, что лишает возможность получить своевременное, реальное исполнение вступившего в законную силу судебного акта.
Поскольку бездействие носит длящийся характер, полагали, что срок для обращения в суд с административным иском не нарушен.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика УФССП России по Мурманской области Степанова М.А. в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
По существу административного иска пояснила, что 02.08.2023 ОСП в ЗАТО г.Североморск поступил исполнительный лист ВС *** (2-6857/2022) от 28.02.2023, выданный мировым судьей судебного участка № 1 Североморского судебного района Мурманской области, о взыскании с Чановой Л.И. в пользу ООО «АФК» процентов за пользование займом по кредитному договору № 2724640918 от 13.02.2016, судебных расходов, а всего на общую сумму 8863,36 руб.
Исполнительный лист принят специалистом отделения ФИО1 ответственной за регистрацию и передачу для дальнейшего исполнения исполнительных документов, которая приказом УФССП по Мурманской области от 31.10.2023 уволена с гражданской службы ***.
06.10.2023 исполнительный лист ВС *** (2-6857/2022) от 28.02.2023 зарегистрирован специалистом ФИО1 и 09.10.2023 передан для исполнения судебному приставу- исполнителю ОСП ЗАТО г.Североморск Войцеховской И.О., которой 10.10.2023 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 137493/23/51008-ИП копия которого направлена взыскателю 10.10.2023 посредством простой почтовой корреспонденции.
В результате принятых судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, денежные средства в полном объеме на общую сумму 8863,36 руб. перечислены взыскателю ООО «АФК».
07.11.2023 исполнительное производство № 137493/23/51008-ИП кончено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», т.е. фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Полагала, что при таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска не имеется, просила в иске отказать в полном объеме.
Административные ответчики начальник ОСП ЗАТО г. Североморск Казаков С.А., судебный пристав-исполнитель ОСП ЗАТО г.Североморск Войцеховская И.О. в судебное заседание не прибыли, извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Чанова Л.И., о времени и месте рассмотрения административного дела извещалась путем направления повестки по известному месту жительства. Об уважительности причин неявки не сообщила, мнения по административному иску не представила.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства № 137493/23/51008-ИП, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Частью 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 указанной статьи установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, в соответствии с предписаниями, содержащимися в ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение об удовлетворении требований, заявленных в порядке обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, при условии установления факта их несоответствия нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, а также установления нарушения прав и свобод заявителя, либо создания препятствий к осуществлению его прав и свобод, либо незаконного возложения каких-либо обязанностей или незаконного привлечения к ответственности.
Частью 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.При разрешении возникшего спора судом установлено и подтверждается материалами дела, что 28 февраля 2023 года мировым судьей судебного участка № 1 Североморского судебного района Мурманской области выдан исполнительный лист ВС № 099699520 о взыскании с Чановой Л.И. в пользу ООО «АФК» процентов за пользование займом по кредитному договору № 2724640918 от 13.02.2016, судебных расходов, а всего на общую сумму 8863,36 руб.
Указанный исполнительный лист наряду с заявлением взыскателя о возбуждении исполнительного производства был направлен для принудительного исполнения в ОСП ЗАТО г.Североморск УФССП России по Мурманской области, куда поступил 02 августа 2023 года.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что указанный исполнительный лист и заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства зарегистрированы в ОСП ЗАТО г.Североморск только 06 октября 2023 года и переданы для исполнения судебному приставу- исполнителю ОСП ЗАТО г.Североморск Войцеховской И.О. 09 октября 2023 года, которой 10 октября 2023 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 137493/23/51008-ИП.
При этом материалы дела свидетельствуют о том, что после получения 09 октября 2023 года исполнительного листа и заявления ООО «АФК» о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП ЗАТО г.Североморск Войцеховской И.О. в соответствии с требованиями ч.8 ст.30 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство № 137493/23/51008-ИП было возбуждено своевременно.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена взыскателю в этот же день 10 октября 2023 года простой почтовой корреспонденцией.
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Исполнительное производство осуществляется на принципах, в том числе, законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст.4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с ч.7 ст.30 этого же Федерального закона «Об исполнительном производстве» заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Согласно ч.8 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановление о возбуждении исполнительного производства выносится в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю.
Статьей 15 этого же Закона определено, что сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни (ч.2). Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока (ч.3).
Таким образом, из приведенных положений ст.15 и ч.7 ст.30 Закона об исполнительном производстве следует, что исполнительный документ подлежал передаче судебному приставу-исполнителю в срок не позднее 07 августа 2023 года, а решить вопрос о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в его возбуждении судебному приставу-исполнителю надлежало в срок не позднее 10 августа 2023 года.
Вместе с тем, как бесспорно установлено судом и подтверждается материалами дела, исполнительный документ был зарегистрирован в ОСП ЗАТО г.Североморск только 06 октября 2023 года, а передан судебному приставу-исполнителю для решения вопроса о возбуждении исполнительного производства только 09 октября 2023 года.
В силу ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения.
Старший судебный пристав, в частности, организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.
Оценив установленные обстоятельства применительно к приведенным положениям закона, суд приходит к выводу о том, что начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП ЗАТО г.Североморск УФССП России по Мурманской области Казаковым С.А. допущено бездействие, выразившееся в ненадлежащей организации деятельности подразделения, и не принятии мер по своевременной регистрации заявления ООО «АФК» о возбуждении исполнительного производства и передаче этого заявления с исполнительным документом судебному приставу-исполнителю для решения вопроса о возбуждении исполнительного производства, что с очевидностью привело к нарушению прав взыскателя на своевременные возбуждение и исполнение требований исполнительного документа.
Вопреки доводам стороны административных ответчиков, такое бездействие безусловно нарушает права взыскателя ООО «АФК», в частности, право на полное и своевременное исполнение требований исполнительного документа.
Само по себе то обстоятельство, что в настоящее время исполнительное производство окончено фактически исполнением об отсутствии нарушения прав взыскателя, для которого получение исполнения решения суда отдалено по вине должностных лиц службы судебных приставов, не свидетельствует.
Таким образом, судом установлено, что начальником отделения судебных приставов допущено бездействие, которое не соответствует требованиям закона и нарушает права административного истца ООО «АФК».
Из материалов дела также следует, что права административного истца восстановлены только после его обращения в суд с настоящим административным иском.
При таком положении суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению в части признания незаконным бездействия начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП ЗАТО г.Североморск УФССП России по Мурманской области Казакова С.А., выразившегося в неисполнении требований ч.7 ст.30 Закона об исполнительном производстве.
В остальной части административные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения, поскольку в результате принятых судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, денежные средства в полном объеме на общую сумму 8863,36 руб. перечислены взыскателю ООО «АФК».
07 ноября 2023 года исполнительное производство № 137493/23/51008-ИП окончено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», т.е. фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Таким образом, при рассмотрении данного административного дела не установлено реального нарушения прав и законных интересов административного истца в результате бездействия судебного пристава-исполнителя, в связи с чем совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения административного иска в части требований о возложении обязанности зарегистрировать и принять к исполнению исполнительный документ, а также организовать направление постановления о возбуждении исполнительного производства, либо постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства в адрес административного истца в установленные законом сроки, а в случае утраты исполнительного документа принять меры по его восстановлению, не имеется.
В соответствии со статьей 176 КАС Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 227 КАС Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 7 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 02.10.2007 № 229-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ***, ░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ *** ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░