Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-79/2023 (2а-614/2022;) ~ М-565/2022 от 23.12.2022

Дело № 2а-79/2023

УИД: 44RS0023-01-2022-000837-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2023 г. г. Макарьев

Макарьевский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Вишнякова П.З., при секретаре Врабие О.А., с участием заместителя прокурора Макарьевского района Костромской области Михеева Е.Е., представителя ответчика администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Круглова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Макарьевского района Костромской области к администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействий и возложении обязанности организовать уличное освещение,

установил:

Прокурор Макарьевского района Костромской области, действуя в порядке 39 КАС РФ в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области, указав что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства некоторые населенные пункты Усть-Нейского сельского поселения не обеспечены уличным освещением <...>

Тем самым, в указанных населенных пунктах не обеспечена безопасность дорожного движения, не выполняются полномочия администрации поселения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и реализации правил благоустройства территории муниципального образования, чем нарушаются права граждан, проживающих в данных населенных пунктах.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой 12.10.2022 в адрес главы администрации Усть-Нейского сельского поселения внесено представление. Вместе с тем, до настоящего времени требования прокуратуры не исполнены, выявленные нарушения законодательства не устранены. С учетом уточнения исковых требований прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области по не обеспечению уличным освещением <...>. Обязать администрацию Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить уличным освещением <...> Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области.

В судебном заседании заместитель прокурора Макарьевского района Костромской области Михеев Е.Е. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении доводам.

Представитель администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области Круглов В.А., суду пояснил, что частично на территории поселения уличное освещение имеется, полагает, что бездействия администрации нет, у поселения отсутствуют финансовые средства на обеспечение населенных пунктов уличным освещением.

Выслушав представителя административного истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 5, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, в том числе пунктом 19 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии со ст. 1 Закона Костромской области от 04.12.2015 № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Костромской области закреплены вопросы местного значения, в том числе, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ.

На основании ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ организация освещения территории муниципального образования определяется правилами благоустройства территории муниципального образования, утвержденными представительным органом соответствующего муниципального образования.

Также, согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

На основании ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона № 257-ФЗ элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся, в том числе объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст, с изменениями, утвержденными приказом Росстандарта от 9 декабря 2013 года № 2218-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по «СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» (утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 № 777/пр).

В соответствии пунктами 2.5, 9.1 «СНиП 2.05.02-85. Строительные нормы и правила. «Автомобильные дороги» наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов обязательно, сети освещения, являющиеся техническими средствами организации дорожного движения, относятся к обустройству дорог.

Анализ вышеприведенных норм указывает на то, что прямая обязанность по организации уличного освещения, возложена на органы местного самоуправления.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что прокуратурой Макарьевского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в части организации уличного освещения на территории Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства уличное освещение в д<...>, отсутствует.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Макарьевского района Костромской области 12.10.2022 в адрес главы администрации Усть-Нейского сельского поселения внесено представление. До настоящего времени требования прокуратуры Макарьевского района не исполнены, выявленные нарушения законодательства не устранены. Доказательств наличия в населенных пунктах уличного освещения соответствующего требованиям законодательства суду не представлено.

Учитывая, что поименованные в иске прокурора населенные пункты находятся в границах Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района, суд исходит из того, что отсутствие уличного освещения в <...> создает опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку является сопутствующим условием дорожно-транспортных происшествий.

Суд учитывает, что в силу возложенных полномочий в обязанности административного ответчика входит обеспечение безопасности дорожного движения, выражающееся, в том числе, в принятии мер по обустройству стационарного электрического освещения. Неисполнение данной обязанности нарушает конституционное право жителей муниципального образования на жизнь в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а также создает угрозу жизни и здоровью людей.

При указанных обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению

Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Поскольку судом установлено, что незаконное бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на жизнь в условиях, отвечающих требованиям безопасности, суд считает правильным возложить на ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения, установив срок для устранения нарушений - в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. По мнению суда, данный срок исполнения решения является разумным и не нарушает права лиц, участвующих в деле.

Доводы представителя ответчика о тяжелом финансовом положении бюджета сельского поселения, не являются основанием для освобождения ответчика от исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, возложенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <...>.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                           ░.░. ░░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 20.01.2023 ░░░░.

    

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-79/2023 (2а-614/2022;) ~ М-565/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Макарьевского района
Ответчики
Администрация Усть-Нейского сельского поселения
Суд
Макарьевский районный суд Костромской области
Судья
Вишняков Павел Зотович
Дело на сайте суда
makarievsky--kst.sudrf.ru
23.12.2022Регистрация административного искового заявления
23.12.2022Передача материалов судье
26.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
26.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2023Судебное заседание
20.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2023Дело оформлено
28.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее