Решение от 10.02.2022 по делу № 2а-134/2022 (2а-797/2021;) от 16.12.2021

Резолютивная часть

       оглашена 10.02.2022

Мотивированное решение

       изготовлено 10.02.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

     г. Звенигород

Московская область                                              10 февраля 2022 год

Звенигородский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи             Фоменковой О.А.,

при секретаре                    Кирилловой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Екатерины Владимировны к Министерству социального развития Московской области о признании отказа в назначении пособия незаконным,

у с т а н о в и л:

Захарова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Московской области, в котором просила признать незаконным решение органа, оформленное по результатам рассмотрения ее заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка от 21.09.2021.

В ходе судебного разбирательства Захарова Е.В. на удовлетворении требований настаивала, в их обоснование указав, что обратилась через МКУ «МФЦ Одинцовского городского округа Московской области» в орган с заявлением о предоставлении государственной услуги, а именно назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка от 21.09.2021. При обращении был предоставлен пакет документов, содержащие документы, удостоверяющие личность заявителя, ее супруга, а также документы, подтверждающие трудовую занятость, в частности, в отношении супруга была представлена трудовая книжка и сведения о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя. С указанным в оспариваемом решении основанием для отказа в назначении выплаты истец не согласна, утверждая, что супруг в период времени с 2019-2021 фактически не получал дохода от предпринимательской деятельности, трудоустроен не был, а поэтому представить испрашиваемые органом данные для включения в расчет среднедушевого дохода семьи не представляется возможным.

Представитель ответчика - Министерства социального развития Московской области по доверенности – Кондрашина О.В. в удовлетворении требований просила отказать, поддержала доводы письменных возражений (л.д. 75-76), пояснив, что 21.09.2021 Захарова Е.В. действительно обратилась с заявлением о получении государственной услуги. По результатам рассмотрения представленного пакета документов было установлено, что отец ребенка (супруг заявителя) с 30.04.2019 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и весь период своей деятельности отражает нулевой доход, а в начале 2021 года ИП закрыто по решению налогового органа за неуплату обязательных взносов, по представленной трудовой книжке, с последнего места работы Захаров М.В. уволен 24.04.2015. По мнению представителя органа, при расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения испрашиваемой федеральной выплаты необходимо установление суммарных доходов всех членов семьи, что в настоящем случае при представленных данных исключается, поскольку доход супруга заявителя равен нулю. В указанном случае орган полагает, что поскольку законодатель не предусматривает назначение выплаты в случае предоставления сведений об отсутствии дохода за весь период предоставления сведений о доходах, постольку оснований для назначения выплаты по заявлению Захаровой Е.В. не имелось.

Заслушав и обсудив доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца.

Материалами дела подтверждается, что 21.09.2021 Захарова Е.В. посредством МФЦ обратилась в Отдел социальной защиты населения г. Звенигорода с заявлением о предоставлении государственной услуги в виде ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка – в отношении Захаровой С.М., Дата обезличена года рождения (л.д. 51-54).

Настоящая выплата осуществляется ежегодно, в заявительном порядке, 17.01.2021 по заявлению Захаровой Е.В. от 21.11.2020 принято положительное решение о назначении выплаты за период с 08.08.2020 по 08.08.2021 (л.д. 77).

Решением Министерства социального развития Московской области № 448594 от 18.10.2021, оформленным по результатам рассмотрения заявления Захаровой Е.В., Отделом социальной защиты населения г. Звенигорода в назначении (продлении) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка отказано по причине «Предоставление неполных сведений о доходах» (л.д. 49).

Разрешая требования по существу, суд руководствуется следующим.

Статьей 2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в связи с рождением первого или второго ребенка, урегулированы Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 № 305-ФЗ) право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 01.01.2018, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24.10.2017 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети (ч. 10 ст. 4 Закона).

Приказом Минтруда России от 29.12.2017 № 889н утвержден перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка.

Из пункта 5 Перечня следует, что сведения о доходах членов семьи подтверждаются: справкой с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи; сведениями о пособиях и выплатах заявителю (члену семьи заявителя) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации в качестве мер социальной поддержки; сведениями о получении пенсии, компенсационных выплат дополнительного ежемесячного обеспечения пенсионера; справкой (сведениями) о выплачиваемых студентам стипендии и иных денежных выплат студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, докторантам, слушателям подготовительных отделений; справкой (сведениями) о выплате пособия по безработице (материальной помощи и иных выплат безработным гражданам, о стипендии и материальной помощи, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; о выплате безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также о выплате несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах); сведениями о получении пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации; сведениями о ежемесячных страховых выплатах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В ходе судебного разбирательства установлено, что при обращении Захаровой Е.В. к заявлению был представлен пакет документов (л.д. 50-74), соответствующий предъявляемым требованиям, в частности, в их числе, документы, подтверждающие личность заявителя, свидетельства о заключении брака и рождении ребенка, а в качестве документов, подтверждающих среднедушевой доход семьи, - справка с места работы Захаровой Е.В., в отношении Захарова М.В. - копия трудовой книжки и выписка ЕГРИП, согласно которой 30.04.2019 он внесен в реестр индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с упрощенной системой налогообложения.

Таким образом, отказывая истцу в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, орган социальной защиты принял трудовую книжку отца ребенка (Захаров М.В.) со сведениям об увольнении с последнего места работы 22.04.2015 и сослался на непредставление сведений о доходах отца за период с 30.09.2020 по 30.09.2021, а также проверил получение Захаровым М.В. дохода как индивидуальным предпринимателем, начиная с 30.04.2019, и выявил отсутствие дохода (показатели отчетности «0»).

Сведения также проверены судом, подтверждены данными персонифицированного учета за период с 30.04.2019 по 10.02.2021 (от отсутствии отчислений на застрахованное лицо), а также информацией налогового органа, согласно которой за ИП Захаров М.В. (ИНН №) имеется задолженность (недоимка) по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, также на обязательное пенсионное страхование.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что истец не имеет право на получение ежемесячной выплаты, поскольку семья не получает никакого дохода, в то время как по смыслу закона право на получение таких мер имеют семьи, имеющие доход, но не сверх размера, указанного ч. 2 ст. 1 Закона.

Таким образом, по мнению органа социальной защиты, семьи, не имеющие никакого дохода, не имеют право на меры социальной поддержки.

Однако Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» такого основания для отказа не содержит.

Более того, Методические рекомендации, отраженные в письме Минтруда России от 07.03.2018 № 12-1/10/П-1584, которыми в осуществлении своей деятельности также следует орган, поддержали позицию о том, что в качестве документа, подтверждающего отсутствие трудоустройства родителей, может быть представлен, в том числе оригинал трудовой книжки (при ее наличии) в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 29.12.2017 № 889н.

Ссылаясь на представление неполных сведений о доходах, ответчик не конкретизировал, какие именно документы следует представить истцу в подтверждение факта отсутствие дохода у отца ребенка.

Учитывая установленную совокупность обстоятельств, а также то, что     Федеральный закон от № 418-ФЗ не содержит в качестве условия возникновения права на получение ежемесячной выплаты обязательного трудоустройства обоих родителей, суд признает оспариваемое решение нарушающим права заявителя, подлежащим защите избранным способом.

Федеральный закон должен быть истолкован исходя из его смысла, целей его принятия и в соответствии с принципами, установленными Конституцией Российской Федерации, согласно ст. 7 которой Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции).

Исходя из этого, несмотря на отсутствие прямого указания в законе на то, что право на получение мер социальной поддержки имеют семьи, не обладающие доходом, сформулированную в ч. 2 ст. 1 Закона норму о наличии права у семей, чей размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, следует толковать в пользу семей, не обладающих доходом.

Данных, свидетельствующих об обратном, в ходе настоящего судебного разбирательства не установлено.

В указанной связи доводы органа социальной защиты населения о законности принятого решения суд находит несостоятельными.

Следуя принципам эффективной судебной защиты, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, решение Министерства социального развития Московской области № 448594 от 18.10.2021, оформленное Отделом социальной защиты населения г. Звенигорода по результатам рассмотрения заявления Захаровой Е.В. о назначении (продлении) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка от 21.09.2021, следует признать незаконным и признать за истцом право на получение социальных гарантий в виде ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка на основании Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», обязав Министерство социального развития Московской области осуществить назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка - по заявлению Захаровой Е.В. от 21.09.2021 М№50000727.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 448594 ░░ 18.10.2021, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21.09.2021, - ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2017 № 418-░░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 21.09.2021 ░№50000727.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░                        ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-134/2022 (2а-797/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Захарова Екатерина Владимировна
Ответчики
Отдел социальной защиты населения г. Звенигород
Суд
Звенигородский городской суд Московской области
Судья
Фоменкова Ольга Александровна
Дело на сайте суда
zvenigorod.mo.sudrf.ru
16.12.2021Регистрация административного искового заявления
17.12.2021Передача материалов судье
20.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2022Подготовка дела (собеседование)
17.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.01.2022Предварительное судебное заседание
10.02.2022Судебное заседание
10.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2022Дело оформлено
10.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее