Дело №2а-714/2024
24RS0033-01-2024-000218-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2024 года город Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Абросимовой А.А.,
при секретаре судебного заседания Якимовой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Лесосибирска к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, Лесосибирскому отделу ГУФССП по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Лесосибирска обратилось с административным исковым заявлением к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, Лесосибирскому отделу ГУФССП по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Свои требования мотивирует тем, что решением Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г. Лесосибирска возложена обязанность предоставить Усковой ФИО8 (паспорт серия №), действующей в своих интересах и в интересах Семенова ФИО9, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение равнозначное по общей и жилой площади ранее занимаемому, т.е. не менее 20,8 кв.м., находящееся в черте города Лесосибирска Красноярского края и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава - исполнителя ОСП по г. Лесосибирску возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое получено администрацией г. Лесосибирска ДД.ММ.ГГГГ с установлением 5-дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Данное решение в установленный законом срок не может быть исполнено, поскольку в муниципальной собственности, жилого помещения, общей площадью не менее 20,8 кв.м., не имеется.
Распоряжением администрации города Лесосибирска №-р от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Красноярского края № 144-п от 29.03.2019 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 год (далее - Программа). В данную Программу включены многоквартирные дома, признанные аварийными, подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ. Данный дом в действующую программу не вошел.
Средства на реализацию Программы строго направлены на утвержденный перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с имеющимся дефицитом бюджетных средств администрация города Лесосибирска не имеет возможности приобрести жилое помещение в муниципальную собственность за счет средств городского бюджета для предоставления Усковой ФИО8.
Просит освободить администрацию г. Лесосибирска от взыскания исполнительского сбора наложенного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 000 рублей.
Ведущий судебный пристав ОСП по г. Лесосибирску ГУФССП по Красноярскому краю Озорников С.А., надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного истца администрации г. Лесосибирска Вагабова М.Н., действующая на основании доверенности, административный ответчик - представитель ГУФССП по Красноярскому краю, представитель ОСП по г. Лесосибирску ГУФССП по Красноярскому краю, заинтересованное лицо –Ускова В.А., надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки не сообщили.
С учетом обстоятельств дела, отсутствия ходатайств участников производства по делу от отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьёй 150 КАС РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что решением Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, на администрацию г. Лесосибирска возложена обязанность предоставить Усковой ФИО8 (паспорт серия № №), действующей в своих интересах и в интересах Семенова ФИО9, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение равнозначное по общей и жилой площади ранее занимаемому, т.е. не менее 20,8 кв.м., находящееся в черте города Лесосибирска Красноярского края и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Лесосибирску ГУФССП по Красноярскому краю Озорникова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № ФС № выданного по данному гражданскому делу возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления. Получено администрацией г. Лесосибирска ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Лесосибирску УФССП России по Красноярскому краю Озорниковым С.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении администрации г. Лесосибирска в размере 50 000 рублей, ввиду неисполнения названного решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Лесосибирска обратилась в Лесосибирский городской суд с заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления администрации города Лесосибирска о предоставлении отсрочки исполнения решения Лесосибирского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по исковому заявлению Усковой ФИО8, действующей в своих интересах и в интересах малолетнего Семенова ФИО9 к Администрации г.Лесосибирска Красноярского края о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение взамен сгоревшего и признанного аварийным и подлежащим сносу, отказано.
Из представленных материалов следует, что должником принимались все возможные меры для надлежащего исполнения решения Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание, что администрация г. Лесосибирска фактически не уклонялась от исполнения решения суда, в пределах срока, предоставленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, обратилась с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, фактически не имела возможности исполнить такое решение в установленные сроки в связи с отсутствием в дефицитном бюджете города средств на приобретение жилья, отсутствием в муниципальной собственности помещения, соответствующего требованиям, установленным в решении суда, можно сделать вывод об отсутствии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решения суда в установленный срок, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 227-228, 360 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░