УИД № 18OS0000-01-2022-000471-06
№3а-57/2023 (3а-618/2022)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2023 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе
судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре судебного заседания Степановой А.Н.,
с участием прокурора Савельевой А.О.,
представителя административного истца *** – ***,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению *** об оспаривании действий Совета депутатом Территориального отдела «Светлянский» Администрации МО «Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики» в части отмены льгот ветеранам боевых действий, установленных в Положении о земельном налоге МО «Светлянское», утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №, признании незаконным решения Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №.2 «О земельном налоге на территории муниципального образования «Светлянское», в части отмены льгот ветеранам боевых действий в виде полного освобождения от уплаты земельного налога,
установил:
*** (далее – ***, административный истец) обратился в Верховный суд *** Республики, заявляя следующие требования:
Признать незаконными действия Совета депутатов Территориального отдела «Светлянский» Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики» в части отмены льгот ветеранам боевых действий, установленных в Положении о земельном налоге муниципального образования «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №;
Признать незаконным решение Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении Положения «О земельном налоге на территории муниципального образования «Светлянское», в части отмены льгот ветеранам боевых действий.
Требования мотивированы следующим.
Административный истец, будучи ветераном боевых действий, имеющим право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:04:000000:317, площадью 148400 кв.м., расположенного по адресу: ***, <адрес>, 4 км севернее <адрес>.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №, подписанным Главой МО «Светлянское» Вострокнутовой З.А. и опубликованным в газете «Вега», утверждено Положение «О земельном налоге Муниципального образования «Светлянское», которым на территории муниципального образования «Светлянское» <адрес> *** Республики определены ставки земельного налога, налоговые льготы и порядок их применения.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 4 указанного Положения (льготы по налогу) освобождаются от налогообложения следующие категории налогоплательщиков – физических лиц: ветераны и инвалиды боевых действий.
Согласно статье 6 Положение вступает в силу после его опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ. Если в результате внесения изменений в действующее законодательство настоящее Положение вступит с ним в противоречие, то до внесения изменений в Положение оно будет действовать в части, не противоречащей действующему законодательству.
Таким образом, в соответствии с указанным Положением «О земельном налоге МО «Светлянское», утвержденным решением Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №, административный истец, имея статус ветерана боевых действий, являлся одним из немногочисленных получателей налоговой льготы освобождающей ветеранов боевых действий от уплаты земельного налога.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Светлянское» «О внесении дополнений в Положение о земельном налоге муниципального образования «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №, подписанного главой МО «Светлянское» Вострокнутовой З.А., вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в Положение о земельном налоге от ДД.ММ.ГГГГ №, с изменениями и дополнениями, внесенными в редакции Решений Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения и дополнения в результате которых налоговая льгота (пункт 1 статьи 4 Положения) освобождавшая ветеранов боевых действий от уплаты земельного налога отменена, введено понятие налоговый вычет уменьшающий налоговую базу, что повлекло к начислению налога за принадлежащий административному истцу земельный участок за 2019 год.
Указанным решением от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ введено понятие налогового вычета уменьшающего налоговую базу – налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий: 4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий.
В дальнейшем решением Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №, подписанного главой МО «Светлянское» Вострокнутовой З.А. утверждено Положение о земельном налоге муниципального образования «Светлянское», вступившем в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Этим же решением признаны утратившим силу решения: от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №.
Новым Положением, утвержденным решением Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ № на территории муниципального образования «Светлянское» <адрес> *** Республики определены налоговые ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения, в том числе порядок и сроки предоставления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на льготы.
Налоговая льгота освобождающая ветеранов боевых действий от уплаты земельного налога и налоговый вычет уменьшающий налоговую базу не предусмотрены, что также влечет к начислению налога на земельный участок.
Совет депутатов муниципального образования «<адрес>» - представительный орган муниципального района, обладающий правом представлять интересы населения района и принимать от его имени решения, действующие на всей территории муниципального района. В исключительной компетенции Совета депутатов МО «<адрес>» находится: - в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, установление налоговых льгот и оснований для их использования налогоплательщиками.
Административный истец не имел возможности ознакомиться с данными актами МО «Светлянское» поскольку сайт на время их опубликования был недоступен, акт вообще не отображался на интернет ресурсе, что делало невозможным ознакомиться с его содержанием.
Таким образом, отменив Положение «О земельном налоге МО «Светлянское», утвержденное решением Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №, административный истец имея статус ветерана боевых действий, лишен возможности получения налоговой льготы освобождающей ветеранов боевых действий от уплаты земельного налога.
Принятие Советом депутатов Территориального отдела «Светлянский» Администрации муниципального образования «<адрес> *** Республики» решений в части отмены льгот ветеранам боевых действий, установленных в Положении о земельном налоге муниципального образования «Светлянское», утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ № – незаконны, не соответствуют Конституции РФ, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Административному истцу начислили к уплате земельный налог, что влечет нарушение прав и законных интересов административного истца, ранее имеющего возможность использовать налоговую льготу освобождающей от уплаты земельного налога. На административного ответчика должна быть возложена обязанность устранить нарушение прав административного истца.
В ходе рассмотрения дела, административный истец уточнил заявленные требования, в окончательной редакции просил:
Признать незаконными действия Совета депутатов Территориального отдела «Светлянский» Администрации муниципального образования «<адрес> *** Республики» в части отмены льгот ветеранам боевых действий, установленных в Положении о земельном налоге муниципального образования «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №;
Признать незаконным решение Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №.2 «О земельном налоге на территории муниципального образования «Светлянское», в части отмены льгот ветеранам боевых действий в виде полного освобождения от уплаты земельного налога.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Совет депутатов Муниципального образования «<адрес> *** Республики».
Определением суд от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ФНС России по ***.
В судебном заседании представитель административного истца *** – *** заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административных ответчиков Территориального отдела «Светлянский» Администрации МО «<адрес>», Совета депутатов МО «<адрес> *** Республики» Акулов В.А. представил письменный отзыв на административный иск, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Управления ФНС России по *** Л.М. считает заявленные требования необоснованными.
Выслушав представителей сторон, заинтересованного лица, заслушав заключения прокурора, полагавшего заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства, Верховный Суд *** Республики приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный суд *** рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
С административными исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Как следует из материалов дела:
*** является ветераном боевых действий, имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии РМ № от ДД.ММ.ГГГГ;
*** является собственником земельного участка, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для эксплуатации базы отдыха «Светлое», общая площадь 14,84 га, адрес (местонахождение) объекта: ***, <адрес>, 4 км севернее <адрес>, кадастровый №, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ;
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам и является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов.
*** в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога.
Решением Совета депутатов МО «Светлянское» <адрес> *** Республики от ДД.ММ.ГГГГ №.2, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ «О земельном налоге на территории МО «Светлянское» установлены ставки земельного налога.
Межрайонной ИФНС России № по *** в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на необходимость уплатить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ земельный налог за 2019 год в размере 316 327 руб.
Ввиду неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога и пени, Инспекция выставила налогоплательщику требование от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налогов, налогоплательщику начислены пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 403 руб. 32 коп.
Решением Игринского районного суда *** Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-36/2022 удовлетворен административный иск Межрайонной ИФНС России № по *** к административному ответчику *** о взыскании налога, пени, с *** взыскан земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2019 год в размере 316 327 руб. 00 коп., пени по земельному налогу со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 403 руб. 32 коп.
Апелляционным определением Верховного Суда *** Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2328/2022 решение оставлено без изменения.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами по делу не оспариваются.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4, 8 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим; первоочередная установка квартирного телефона; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков; сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; преимущественное пользование всеми видами услуг организаций связи, организаций культуры и физкультурно-спортивных организаций, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя.
Согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий: ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий.
Налоговым органом в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшена налоговая база на величину кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка, поскольку административный истец является ветераном боевых действий.
В силу пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
К моменту обращения административного истца с административным иском в суд Положение о земельном налоге муниципального образования «Светлянское», утвержденное решением Совета депутатов муниципального образования «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ № с внесенными в него изменениями и дополнениями признано утратившим силу решением Совета депутатов муниципального образования «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №; решение Совета депутатов муниципального образования «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №.2 признано утратившим силу решением Совета депутатов МО «<адрес> *** Республики» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из содержания административного искового заявления, с учетом его уточнения, льгота для ветеранов боевых действий, то есть полное освобождение от уплаты земельного налога, была предусмотрена Положением о земельном налоге муниципального образования «Светлянское», утвержденным решением Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции решения Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако изменения в части замены льготы на налоговый вычет были внесены решением Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанное решение было опубликовано для всеобщего сведения в вестнике муниципального образования «Светлянское», а также на официальном сайте муниципального образования «Светлянское» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www://mosvetloe.ru, раздел «Совет депутатов», закладка «Решения Совета депутатов».
Административный истец узнал о нарушении его прав из решения налогового органа о начислении ему земельного налога в конце 2021 года.
Таким образом, административный истец обратился в суд после истечения установленного процессуальным законодательством срока обращения в суд за защитой нарушенного права.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного названного Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Также из содержания административного иска невозможно определить, какие нормы обжалует административный истец:
Либо подпункт 2 пункта 2 Положения о земельном налоге, утвержденном решением от ДД.ММ.ГГГГ №, о применении ставок земельного налога в зависимости от категории земельного участка и его фактического использования, либо подпункты 1,4 пункта 4 Положения о земельном налоге, утвержденном решением от ДД.ММ.ГГГГ № о льготах по налогу и соответствующую им статью 4 решения от ДД.ММ.ГГГГ №.2.
Если учитывать, что *** оспаривается факт начисления земельного налога и пени за 2020 год и применение налоговой ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка, то в указанный период действовало Положение о земельном налоге муниципального образования «Светлянское», утвержденное решением Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №, которое в настоящее время утратило силу решением Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №.2.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Положения № устанавливаются следующие налоговые ставки (в процентах от кадастровой стоимости земельного участка):
0,3 процента – в отношении земельных участков:
-занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
-отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
-приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, ведения дачного хозяйства;
-ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента – в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Положения № в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, не используемых для сельскохозяйственного производства, ставка налога применяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, начиная с налогового периода, в котором было вынесено решение о выявленном нарушении, и до начала налогового периода, в котором эти нарушения были устранены (независимо от перехода прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому), при наличии постановления уполномоченного административного органа о назначении землевладельцу административного наказания за совершение соответствующего административного правонарушения. Признаки неиспользования для сельскохозяйственного производства земельных участков, указанных в абзаце первом настоящего пункта, определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».
Указанные требования вытекали из положений, действовавших на тот момент подпунктом 1,2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации». На это было указано государственными органами в прилагаемых письмах:
-письмо Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №;
-пункт 3 рекомендаций по отдельным вопросам налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога, приложенного к письму Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ №БС-4-21/5157@.
Таким образом, сам по себе пункт 2 статьи 3 Положения № не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В качестве обоснования административного иска в нем указано на то, что налоговая льгота, освобождающая ветеранов боевых действий от уплаты земельного налога, отменена решением Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако в резолютивной части поставлен вопрос о признании незаконным решения Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №.2 в части отмены льгот ветеранам боевых действий, что противоречит изложенным основаниям.
Также суд считает необходимым указать следующее.
Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории «Сириус») определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются названным Кодексом.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы МО «<адрес>» поступило письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по *** от ДД.ММ.ГГГГ № о недопустимости в положениям о местных налогах дублирования норм федерального законодательства;
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы МО «<адрес>» поступило письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по *** от ДД.ММ.ГГГГ № о графике работ по инвентаризации решений органов местного самоуправления о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц;
ДД.ММ.ГГГГ в Совет депутатов МО «Светлянское» поступил протест Воткинского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым опротестована статья 3.1 Положения о земельном налоге муниципального образования «Светлянское», утвержденное решением Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №. В качестве основания указано на дублирование перечня лиц, в отношении которых устанавливается налоговый вычет, предусмотренных пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим во вновь принятом решении Совета депутатов муниципального образования «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ № перечень лиц, которым предоставляется налоговый вычет, отсутствует, поскольку подлежит применению нормы пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации как нормы прямого действия.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации ветераны боевых действий имеют право на льготы в виде налогового вычета.
Таким образом, перевод льгот по уплате земельного налога с полного освобождения от ее уплаты на налоговый вычет полностью соответствует нормам налогового законодательства.
В соответствии с решением оспариваемые решения Совета депутатов МО «Светлянское» были опубликованы в порядке, предусмотренном решением Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №, в Информационном вестнике муниципального образования «Светлянское» и на сайте муниципального образования «Светлянское».
Решение Совета депутатов Муниципального образования «<адрес> *** Республики» от ДД.ММ.ГГГГ № опубликовано в Информационном вестнике муниципального образования «<адрес>» и на сайте МО «<адрес> *** Республики».
Также суд считает необходимым отметить следующее.
Совет депутатов территориального отдела «Светлянский» Администрации муниципального образования «<адрес> *** Республики» как орган, действия которого оспариваются, не существует и никогда не существовал.
В просительной части административного иска заявлены требования о признании незаконными действий Совета депутатов территориального отдела «Светлянский», однако фактическими основаниями указаны действия и решения Совета депутатов муниципального образования «Светлянское». Совет депутатов МО «Светлянское» является самостоятельным органом местного самоуправления в форме юридического лица (ИНН 1804008555, ОГРН 1051800340877 от ДД.ММ.ГГГГ), которое в настоящее время ликвидировано, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ № ЮЭ№.
Указанный орган являлся представительным органом местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования «Светлянское», принятым решением Совета депутатов МО «Светлянское» от ДД.ММ.ГГГГ №, полномочия которого в том числе по внесению изменений или признании утратившим силу решений представительного органа исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (Администрация) исполнять не вправе.
Муниципальное образование «Светлянское» было образовано на территории <адрес> в соответствии с пунктом 11 части 1 Закона *** Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории <адрес> *** Республики».
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Закона *** Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории <адрес> *** Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» муниципальное образование «Светлянское» преобразовано путем объединения с другими муниципальными образованиями, существовавшими на тот момент на территории <адрес> и создано вновь образованное муниципальное образование, наделенное статусом муниципального округа – Муниципальное образование «<адрес> *** Республики».
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» исходя из положений частей 4, 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган местного самоуправления, иной орган, принявшие оспариваемый акт.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по настоящему делу должен являться Совет депутатов МО «Светлянский», принявший оспариваемый нормативный правовой акт. Однако в отношении данной организации завершена ликвидация, то есть она утратила административную процессуальную правоспособность и административную процессуальную дееспособность, что в соответствии со статьей 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является обязательным условием участия организации в административном процессе в качестве лица, участвующего в деле.
При этом в административном иске не указано: какова правовая связь между двумя разными юридическими лицами (органами местного самоуправления) двух разных муниципальных образований – Советом депутатов МО «Светлянское» и территориальным отделом «Светлянский» Администрации МО «<адрес> *** Республики», что также свидетельствует о необоснованности административного иска и является основанием для отказа в административном иске к ТО «Светлянский».
В соответствии с пунктами 1,3 части 1 статьи 22 Устава муниципального образования «<адрес> *** Республики», утвержденного решением Совета депутатов МО «<адрес> *** Республики» от ДД.ММ.ГГГГ № структуру органов местного самоуправления муниципального образования составляют:
Представительный орган муниципального образования - Совет депутатов муниципального образования «<адрес> *** Республики»;
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) – Администрация муниципального образования «<адрес> *** Республики».
В соответствии с частями 6,7 статьи 31 Устава Муниципального образования «<адрес> *** Республики» в составе <адрес> в соответствии со структурой района создаются отраслевые (функциональные) и территориальные органы (управления, комитеты, отделы, другие структурные подразделения – органы), непосредственно подчиненные Главе муниципального образования. Функции и полномочия отраслевых (функциональных) и территориальных органов <адрес>, а также организация и порядок их деятельности определяются положениями о соответствующих органах <адрес>.
В соответствии с Положением о Территориальном отделе «Светлянский», утвержденным решением Совета депутатов Муниципального образования «<адрес> *** Республики» от ДД.ММ.ГГГГ №, данный орган является территориальным органом Администрации муниципального образования «<адрес> *** Республики», для осуществления в пределах своих полномочий на подведомственных территориях муниципального образования «<адрес> *** Республики» деятельности по реализации полномочий Администрации муниципального образования «<адрес> *** Республики» (пункт 1.1 Положения).
В соответствии с пунктом 2.1.2 указанного Положения к целям и задачам Территориального отдела «Светлянский» относится выполнение части полномочий администрации муниципального образования «<адрес> *** Республики». При этом среди полномочий (функций) отдела, предусмотренных разделами 3 и 4 указанного Положения, отсутствует такое полномочие как принятие нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления или внесение в него изменений.
Территориальный отдел «Светлянский» является самостоятельным юридическим лицом (ИНН 1828033430, ОГРН 1211800021718 от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ № ЮЭ№.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 39 Устава Муниципального образования «<адрес> *** Республики» руководители территориальных органов <адрес> издают приказы, а не решения Совета депутатов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный иск предъявлен к ненадлежащему административному ответчику, который не имеет полномочий на внесение изменений в оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «О ветеранах» не регулирует вопросы в сфере налоговых правоотношений.
Абзац 2 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусматривает право представительных органов муниципальных образований устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
Указанное выше соответствует абзацу 8 части 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, которые предусмотрены названным Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Каких-либо ограничений и условий по установлению льготы по земельному налогу или по её отмене, в том числе для ветеранов боевых действий, действующим налоговым законодательством не установлено.
Суд отмечает, что решения об отмене льгот ветеранам боевых действий также были приняты на территориях других муниципальных образований *** Республики: МО «Бармашурское», МО «Ворцинское», МО «Лозинсоке» и др.
Таким образом, представительный орган местного самоуправления - Совет депутатов МО «Светлянское» вправе был изменить порядок и условия предоставления льгот по земельному налогу, относящемуся в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации к местным налогам.
Таким образом, суд по вышеуказанным основаниям приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд *** Республики
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ *** ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░> *** ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ №.2 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░> *** ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ *** ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
*** ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░