Дело №2а-1817/2023
76RS0008-01-2023-002281-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Переславль-Залесский 25 декабря 2023 г.
Переславский районный суд Ярославской области в составе:
судьи Охапкиной О.Ю.,
при секретаре Рубищевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Переславского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Переславля-Залесского, МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславля-Залесского» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Переславский межрайонный прокурор обратился в Переславский районный суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации города Переславля-Залесского, МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславля-Залесского». Просит возложить на ответчиков обязанность оборудовать контейнерную площадку по адресу: Ярославская область, городской округ г. Переславль-Залесский, с. Будовское, ул. Дорожная, недалеко от кладбища, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением с трех сторон, установить контейнеры в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Администрацией городского округа сформирован реестр мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов размещен на официальном сайте администрации городского округа. В данный реестр включена контейнерная площадка по адресу: городской округ г.Переславль-Залесский, с. Будовское, ул. Дорожная, недалеко от кладбища. В ходе осмотра указанной контейнерной площадки установлено, что площадка не имеет твердого покрытия, ограждения, контейнеры отсутствуют. Указанные факты являются нарушением требований п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений…», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3. Таким образом, администрацией городского округа, МКУ «Центр развития» допущены нарушения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства. Ненадлежащее обустройство контейнерной площадки свидетельствует о бездействии ответчиков, может привести к загрязнению окружающей среды, способствует попаданию в почву продуктов гниения, разложения, которые поступают в грунтовые воды. Обращается в суд с административным иском в порядке ч.1 ст. 39 КАС РФ.
В судебном заседании процессуальный истец в лице старшего помощника прокурора Гришан Е.Н. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.
Представители административных ответчиков Администрации города Переславля-Залесского, МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславля-Залесского» в судебном заседании не участвовали, о дате судебного заседания извещены надлежаще. В адрес суда направили письменные отзывы на административный иск, в которых ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.29, 35-36).
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Ярославской области, в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
По смыслу статей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Охрана окружающей среды – деятельность, в том числе органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (ч.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Помимо этого, органы местного самоуправления должны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании п.4 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что контейнерная площадка по адресу: Ярославская область, городской округ г. Переславль-Залесский, с. Будовское, ул. Дорожная, недалеко от кладбища, не имеет твердого покрытия, ограждения, отсутствуют контейнеры (л.д.13, 14-15).
Согласно п. 3. ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 3. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений …» на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Контейнерная площадка для сбора ТКО по адресу: городской округ г. Переславль-Залесский, с. Будовское, ул. Дорожная, недалеко от кладбища, включена в реестр мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов, сформированный органом местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (в реестре размещена под номером 37-3) (л.д.10).
Согласно информации МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславля-Залесского» от 09 августа 2023 года, представленной во исполнение поручения Переславского межрайонного прокурора, в ходе проведения обследования контейнерной площадки установлено несанкционированное складирование мусора, на площадке контейнеры для сбора мусора отсутствуют, основание площадки – грунт, отсутствует ограждение, тип площадки – открытая (л.д.10-13,14-15). Из письма МКУ также следует, что финансирование на обустройство контейнерной площадки в с. Будовское на 2023 год не предусмотрено, при дополнительном финансировании на 2024 год будет рассмотрен вопрос по обустройству контейнерной площадки по адресу городской округ г. Переславль-Залесский, с. Будовское (л.д. 10-12).
Факт включения контейнерной площадки по указанному адресу в соответствующий реестр мест для накопления твердых бытовых отходов, несоответствие контейнерной площадки требованиям законодательства Российской Федерации, ответчиками не оспаривается.
Указанные факты свидетельствуют о нарушении ответчиками требований ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; требований СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений.
Отсутствие оборудованной контейнерной площадки по адресу Ярославская область, городской округ г. Переславль-Залесский, с. Будовское, ул. Дорожная, недалеко от кладбища, может привести к загрязнению окружающей среды (почвы, почвенных вод); способствует попаданию в почву продуктов гниения, разложения, которые поступают в грунтовые воды.
Бездействие ответчиков по непринятию мер, направленных на выполнение требований законодательства, нарушают гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
По смыслу ст. 227, ст. 228 КАС РФ надлежащим ответчиком по иску об оспаривании решений, действий (бездействий) является лицо, на которое законом возложена соответствующая обязанность.
Доводы Администрации города Переславля-Залесского о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу, судом отклоняются, поскольку на орган местного самоуправления законодательством возложена обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (ч.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ), соблюдению требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил (ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). К вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, приведенные положения федерального законодательства, административный иск Переславского межрайонного прокурора, предъявленный к Администрации города Переславля-Залесского, МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславля-Залесского», является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Заявленный процессуальным истцом срок исполнения решения суда (в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу) является разумным, административными ответчиками не оспаривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.