Гр.дело №2а-462/22
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2022 года Дубненский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Румянцевой М.А. при секретаре Давыдовой Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску МРИ ФНС №12 по Московской области к Травникову Алексею Владимировичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Московской области (далее МРИ ФНС России №12) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Травникову А.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные, истекшие до 01.01.2017 года, в размере 10 268,11 руб. и пени 1 722,82 руб.
В обоснование своих требований административный истец ссылался на те обстоятельства, что Травников А.В. являлся плательщиком страховых взносов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности без образования юридического лица до 05.11.2014г. В связи с этим, у Травникова А.В. возникла обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 10 268,11 руб. Так как обязанность по уплате страховых взносов не была своевременно выполнена ответчиком инспекцией были начислены пени за период с 24.01.2019г. по 02.06.2021г. в размере 1 722,82 руб., направлено требование № от 03.06.2021г., срок оплаты установлен до 02.07.2021г. Указанное требование не было исполнено в добровольном порядке, в связи с чем Межрайонная ИФНС России №12 по Московской области была вынуждена обратиться к мировому судье судебного участка №39 Дубненского судебного р-на с заявлением о вынесении судебного приказа. Заявление было удовлетворено и выдан судебный приказ №2а-1519/2021.
06.10.2021г. судебный приказ по заявлению Травникова А.В. был отменен, но задолженность по страховым взносам и пени не оплачена. В связи с чем, налоговый орган вынужден обратиться в суд с административным иском.
Представитель административного истца МРИ ФНС России № 12 по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Травников А.В. в судебном заседании требования не признал, указав на то, что предпринимательскую деятельность он не осуществляет с 2014г. В 2015 г. при закрытии ИП им были уплачены все задолженности. До 2020 г. никаких требований не предъявлялось.
Выслушав административного ответчика, изучив административное исковое заявление, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировал Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, утративший силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 года взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 2 статьи 4 и статья 5).
Таким образом, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации с 1 января 2017 года.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
При этом, согласно п.1 ст. 14 ФЗ от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями.
Ч.11 ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ ( в редакции, действующей до 01.01.2017 г.) установлен фиксированный размер страховых взносов, который определяется как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного в размере 26%, увеличенное в 12 раз.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы, при этом имеющаяся в ней отсылка к положениям части 11 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Судом установлено, что Травников А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица до 05.11.2014г., что подтверждается выпиской из ЕГРИП(л.д. 22-23).
За период осуществления предпринимательской деятельности Травникову А.В. были начислены страховые взносы на ОМС за расчетный период до 01.01.2017 г., а фактически- до 05.11.2014 г., когда предпринимательская деятельность ответчика была прекращена.
Кроме того, на указанную сумму задолженности административный истцом начислены пени за период с 24.01.2019 по 02.06.2021 в размере 1722,82 руб.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в адрес Травникова А.В. налоговым органом направлялось требование об уплате задолженности в срок до 02.07.2021г.
Административный ответчик наличие задолженности не признает, ссылаясь на то, что при закрытии ИП им были погашены все имевшиеся задолженности, в связи с чем им было заявлено о несогласии с судебным приказом, который определением мирового судьи от 06.10.2021 г. по заявлению Травникова А.В. был отменен.
Кроме того, административным истцом не представлен расчет задолженности по страховым взносам на ОМС, не указан период ее образования, в связи с чем суд лишен возможности проверить правильность ее начисления.
Более того, статьей 14 Закона N 436-ФЗ предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списанию недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017 и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Поскольку спорная задолженность возникла до 01.01.2017 г., административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя в 2014 г., а заявленный размер недоимки не превышает максимальный, определяемый по формуле 8 х МРОТ(5554 руб.на 01.01.2014 ) на начало года х Тариф страховых взносов в ПФ(26%) х12, спорная задолженность в размере 10268,11 руб. является безнадежной к взысканию и подлежит списанию.
Не подлежат взысканию с ответчика и начисленные пени за период с 24.01.2019 по 02.06.2021 г. в размере 1722,82 руб., ввиду зависимого характера по отношению к основной сумме задолженности.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды, истекшие до 1 января 2017, и пени суд оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░ ░░░ №12 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2017, ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 16 ░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░