Дело № 2а-3697/2022 (УИД № 74RS0017-01-2022-004958-30)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2022 года г. Златоуст Челябинской области
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Куминой Ю.С.,
при секретаре Бурцевой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием ст.помощника прокурора г. Златоуста Козловой С.Г., административного ответчика Степанова М.В.,
административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» к Степанову Максиму Владимировичу об установлении административного надзора и установлении административных ограничений,
у с т а н о в и л :
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (далее по тексту – ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области) обратилось в суд с административным иском, в котором просит установить административный надзор и административные ограничения в отношении Степанова М.В. (л.д.3-4).
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Степанов М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ осужден Новотроицким городским судом Оренбургской области по <данные изъяты> УК РФ, на основании ст.70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Гайского городского суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом постановления Новотроицкого городского суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ), окончательно назначено наказание в виде 2 лет 3 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В действиях Степанова М.В. установлен опасный рецидив преступлений. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Начало срока – ДД.ММ.ГГГГ, зачет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, конец срока – ДД.ММ.ГГГГ. За время отбывания наказания осужденный характеризуется посредственно, имеет 76 взысканий, которые сняты/погашены, поощрялся 10 раз. Постановлением начальника <данные изъяты> УФСИН России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Степанов М.В. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», просил установить в отношении Степанова М.В. административный надзор с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в ОВД по избранному месту жительства для регистрации; запрета выезда за пределы Оренбургской области; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23-00 до 06-00 часов; запрета нахождения в местах реализации алкогольной продукции на разлив.
Представитель административного истца ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело без его участия, настаивал на удовлетворении заявленных требований (л.д.38,5).
Административный ответчик Степанов М.В., принимавший участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, возражений против заявленных требований не высказал, просил учесть, что в настоящее время он не допускает нарушений режима содержания, имеет 10 поощрений. Намерен после освобождения из мест лишения свободы вести добропорядочный образ жизни, устроиться на работу. Просил установить минимально возможный срок административного надзора.
В судебном заседании ст.помощник прокурора г. Златоуста Козлова С.Г. полагала необходимым удовлетворить административный иск ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области, установить Степанову М.В. административный надзор на срок до погашения судимости по приговору Гайского городского суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, установив предложенные виды административных ограничений, за исключением ограничения в виде запрета посещения мест реализации алкогольной продукции.
Заслушав административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит требования ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законом № 64-ФЗ от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту – Закон № 64-ФЗ от 06.04.2011 года) установлена возможность временного ограничения прав и свобод лица, совершившего определенные законом преступления и освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы, в целях предупреждения совершения указанными лицами новых преступлений, оказания на них профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст.ст.1,2 указанного Закона).
Согласно п.1 ст.1 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, осуществляется органами внутренних дел, что является административным надзором.
Как установлено судом, Степанов М.В. отбывает наказание по приговору Новотроицкого городского суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 месяцев. На основании ст.70 УК РФ к наказанию, назначенному по данному приговору, частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Гайского городского суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом постановления Новотроицкого городского суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ) в виде 1 года 7 месяцев лишения свободы и окончательно Степанову М.В. назначено наказание в виде 2 лет 3 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима (л.д.15-17). Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).
Ранее Степанов М.В. приговором Гайского городского суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ и ему назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в ИК строгого режима (л.д.6-9). Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Кроме того, Степанов М.В. был осужден приговором Гайского городского суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> УК РФ, с применением ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно к отбытию Степанову М.В. назначено 13 лет лишения свободы с отбыванием наказания к ИК строгого режима (л.д.11-13). Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
Указанным приговором в действиях Степанова М.В. установлено наличие опасного рецидива преступлений.
Постановлением начальника ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Степанов М.В. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д.19).
В силу п.п.2 ч.2 ст.3 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Из приведенных положений следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления при опасном рецидиве лицом, осужденным к лишению свободы. Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора.
Указанные обстоятельства в соответствии с п.п.2 ч.2 ст.3 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года влекут для совершеннолетнего лица Степанова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, последствия в виде установления административного надзора.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года административный надзор в отношении лиц, совершивших преступление в условиях опасного или особо опасного рецидива, устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Данная норма является императивной и не предусматривает возможность установления надзора на срок менее, чем до погашения судимости. При этом срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Срок погашения судимости составляет в соответствии с п. «д» ч.3 ст.86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) 8 лет после отбытия наказания.
Следовательно, административный надзор в отношении Степанова М.В. должен быть установлен на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Гайского городского суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и подлежит исчислению со дня постановки административного ответчика на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно характеристике ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области, справке о поощрениях и взысканиях, за время отбывания наказания Степанов М.В. характеризуется посредственно, имеет положительную динамику, имеет 76 взысканий, которые погашены/сняты, 10 поощрений (л.д.23-24,25-30).
Из характеристики УП ОМВД России про Гайскому городскому округу (л.д.31), следует, что Степанов М.В. проживает по адресу: <адрес>. В употреблении спиртными напитками не замечен. Согласно ИБД-Р к административной ответственности в текущем (ДД.ММ.ГГГГ) не привлекался. Ранее был осужден по <данные изъяты> УК РФ в ДД.ММ.ГГГГ, по <данные изъяты> УК РФ в ДД.ММ.ГГГГ, по <данные изъяты> УК РФ в ДД.ММ.ГГГГ. Участковым уполномоченным характеризуется отрицательно.
На основании ч.1 ст.4 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде: запрещения пребывания в определенных местах; запрещения посещений мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещения выезда за установленные судом пределы территории; обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом в силу п.1 ч.2 ст.4 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Устанавливая временные ограничения прав определенной категории лиц, государство преследует законную цель защиты прав добросовестных граждан и предотвращение совершения в отношении них новых преступлений.
Защита граждан от преступных посягательств и борьба с преступностью является одной из наиболее важных задач государства. Граждане РФ имеют право на эффективную защиту со стороны государства от любых преступных форм вмешательства в их жизни. Поэтому охрана прав граждан требует особого контроля со стороны государства. Установлением контроля за лицами, совершившими преступления, обеспечивается возможность предотвращения совершения ими повторных преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, адаптация их в обществе.
Учитывая изложенное, принимая во внимание характеристику личности, обстоятельства совершения преступления, суд считает необходимым установить Степанову М.В. административные ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в ОВД по избранному месту жительства для регистрации; запрета выезда за пределы Оренбургской области; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23-00 до 06-00 часов; запрета нахождения в местах реализации алкогольной продукции.
Данные ограничения являются необходимыми и адекватными мерами, направленными на достижение законной цели охраны и защиты прав граждан Российской Федерации. Кроме того, они будут способствовать, предупреждению совершения Степановым М.В. нового преступления и оказывать на него профилактическое воздействие.
Административные ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. Степанов М.В. не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства в силу норм ст.9 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора, а также ставить вопрос о частичной отмене административных ограничений.
Руководствуясь ст.ст.270-273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.ст.1-5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 25 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ 8 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░:
- ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░);
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 23:00 ░░░░░ ░░ 06:00 ░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.