УИД 32RS0031-01-2024-000683-03
Дело № 2-467/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2023 года г. Трубчевск
Трубчевский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Зарубо И.В.,
при секретаре Мамыкиной О.А.,
с участием представителя истца
администрации Трубчевского муниципального района
Брянской области Петроченковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Трубчевского муниципального района Брянской области к Семячковской сельской администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о признании права муниципальной собственности на автомобильные дороги
УСТАНОВИЛ:
Администрация Трубчевского муниципального района Брянской области (далее - Администрация) обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в реестре муниципальной собственности Семячковского сельского поселения Трубчевского муниципального района находились автомобильные дороги, расположенные в <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м и по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м.
Решением Трубчевского районного Совета народных депутатов указанные автомобильные дороги безвозмездно были приняты в собственность Трубчевского муниципального района Брянской области, и находятся в казне района под №-к и №-к.
Содержание автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям администрации Трубчевского муниципального района, в том числе текущий и капитальный ремонт.
Во исполнение решений Трубчевского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора о понуждению к совершению действий, Администрация совершила действия, направленные на регистрацию права собственности на указанные автомобильные дороги, а именно, в целях постановки автомобильных дорог на государственный кадастровый учет, были подготовлены технические планы, с уточнением протяженности автомобильных дорог, собран пакет документов который был предоставлен в регистрирующий орган, для постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и регистрации за муниципальным образованием права собственности.
Вместе с тем, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Брянской области приостановило государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на автомобильные дороги, указав, что из представленных документов не усматривается достаточных правовых оснований подтверждающих, что в муниципальную собственность передано имущество с характеристиками, приведенными в Выписке реестра казны района и технических планах.
Поскольку несоответствие технических документов устранить в ином порядке невозможно, истец просит суд признать за муниципальным образованием «Трубчевский муниципальный район Брянской области» право собственности на указанные автомобильные дороги в судебном порядке.
В судебном заседании представитель истца - администрации Трубчевского муниципального района Брянской области Петроченкова Т.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика – Семячковской сельской администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Брянской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ является признание права.
В силу п. 3 ст. 212 ГК РФ особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Основания приобретения права собственности установлены ст. 218 ГК РФ, в соответствии с п. 3 которой предусмотрено, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 58 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое не зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из материалов дела следует, что в состав территории Трубчевского муниципального района Брянской области входит Семячковское сельское поселение Трубчевского муниципального района Брянской области.
На территории Семячковского сельского поселения, по адресу: <адрес> расположена автомобильная дорога местного значения, протяженностью <данные изъяты> м, по <адрес> расположена автомобильная дорога, протяженностью <данные изъяты> м.
Указанные автомобильные дороги были приняты в безвозмездную собственность Трубчевского муниципального района Брянской области по акту приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ от Семячковского сельского поселения Трубчевского муниципального района на основании решения Семячковского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О безвозмездной передаче муниципального имущества», решения <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии в собственность Трубчевского муниципального района автомобильных дорог сельских поселений».
В соответствии с Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога по <адрес> имеет протяженность <данные изъяты> км, дорога по <адрес> имеет протяженность <данные изъяты> км.
Указанные автомобильные дороги внесены в реестр казны Трубчевского муниципального района под №-к и №-к.
Решениями Трубчевского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № и № удовлетворены исковые требования прокурора Трубчевского района, указанными решениями на администрацию Трубчевского муниципального района возложены обязанности совершить действия по проведению кадастровых работ по подготовке межевого плана и технического плана на объект недвижимости - земельный участок, занятый автомобильной дорогой.
Администрацией во исполнение судебного решения были заказаны кадастровые работы, подготовлены технические планы, в которые внесены характеристики и описания местоположения объектов недвижимости, сведения о характерных точках контуров объекта, уточнена протяженность автомобильных дорог, данные обстоятельства подтверждены представленными в дело техническими планами, подготовленными кадастровым инженером Пикаловым А.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
Как пояснил представитель администрации, согласно технического плана, подготовленного с целью постановки автомобильных дорог на кадастровый учет, была уточнена их протяженность, которая по <адрес> составила <данные изъяты> м, по <адрес> - <данные изъяты> м.Администрацией в Управление Росреестра по Брянской области были поданы документы об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении спорных объектов. Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ регистрация спорных объектов недвижимости была приостановлена, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности Трубчевского муниципального района на автомобильные дороги, указано, что реестр муниципальной собственности не является правоустанавливающим документом и само по себе включение имущества в него не является доказательством наличия права на имущество.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с исковым заявлением о признании права собственности на спорное имущество.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что указанные объекты недвижимости - автомобильные дороги в реестре государственного имущества Брянской области, а также в реестре федеральной собственности РФ не значатся, что подтверждается письменной информацией Управления имущественных отношений Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № и МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что вышеуказанными объектами недвижимого имущества с ДД.ММ.ГГГГ года (более <данные изъяты> лет) владеет Трубчевский муниципальный район Брянской области, который несет все расходы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В силу ч. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ автомобильные дороги относятся к линейным объектам.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Частью 3 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Кроме того, п. 11 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ предусмотрено, что дороги общего пользования, которым присвоен статус дороги муниципального, регионального значения, передаются владельцу дороги на соответствующем вещном праве.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Указанные положения содержатся и в п. 5 ст. 9 Устава Трубчевского муниципального района Брянской области, регламентирующие дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района (п.6).
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ.
Включение автомобильных дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления таких автомобильных дорог за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
В рамках классификации, установленной Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ спорные автомобильные дороги, являются дорогами общего пользования местного значения, находятся в границах Семячковского сельского поселения, не включены в состав имущества иных правообладателей, в том числе государственного имущества Брянской области либо федеральной собственности, а поскольку решением администрации спорное имущество было передано из собственности сельского поселения в собственность муниципального района, то относится к собственности Трубчевского муниципального района Брянской области.
Таким образом, с учетом отсутствия возражений Семячковской сельской администрации, суд считает возможным признать право муниципальной собственности Трубчевского муниципального района Брянской области на сооружения дорожного транспорта - автомобильную дорогу, расположенную в <адрес> и <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 26 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░