дело №2-65/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2019 года пгт. Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Плесовской Н.В.,
при секретаре Рожковой В.Ю.,
с участием представителя ответчика Чупрыниной А.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску Родина С.А., Родиной В.Д. к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о предоставлении жилого помещения по региональной адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда,
установил:
Родин С.А., Родина В.Д. обратились в суд с иском к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» (далее также – администрация) о предоставлении жилого помещения в п. Приуральский. В обоснование иска указали, что являются нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес>, пст. Приуральский, <адрес>, находящегося в муниципальной собственности муниципального района «Троицко-Печорский». В 2011 году жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В рамках данной программы ответчиком предоставлялось истцам жилое помещение в пгт. Троицко-Печорск, в которое истцы вселиться отказались, в 2018 году решением суда в иске администрации к Родиным о выселении из аварийного жилого помещения было отказано ввиду отсутствия согласия Родиной В.Д. на переселение в другой населенный пункт. Жилое помещение в п.Приуральский до настоящего времени ответчиком не предоставлено. Основанием иска указаны статьи 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание истцы не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика Чупрынина А.В. в суде иск не признала, пояснив, что администрация не оспаривает право истцов на переселение из аварийного жилья, предпринимает меры по предоставлению истцам жилого помещения, истцам предлагалось заключить мировое соглашение и договор социального найма на жилое помещение по адресу: п. Приуральский, <адрес>, однако истцы отказались.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения «Приуральский» в суд не явился, в своем отзыве с иском не согласился, указав, что истцы сами привели в негодность занимаемое жилое помещение.
Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Жилое помещение – трехкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, пст. Приуральский, <адрес> на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии жилого фонда РМУП ЖКХ «Коммунальник» относится к муниципальной собственности муниципального района «Троицко-Печорский», что подтверждается выпиской из реестра муниципального жилищного фонда (л.д. 41, 52).
Решением Совета сельского поселения «Приуральский» от ДД.ММ.ГГГГ № согласован перечень имущества муниципальной собственности муниципального района «Троицко-Печорский», подлежащего безвозмездной передаче в собственность сельского поселения «Приуральский», при этом жилое помещение по адресу: <адрес> в данный перечень не вошло (л.д. 53-64)
Согласно адресным справкам в указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства Родина В.Д. - со ДД.ММ.ГГГГ, Родин С.А. – с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 20.04.2018 по делу №2-77/2018 договор № социального найма жилого помещения по адресу: пст. Приуральский, <адрес>, заключенный в 2009 году между администрацией сельского поселения «Приуральский» и Родиным С.А., признан недействительным в связи с тем, что администрация сельского поселения «Приуральский» собственником спорного жилого помещения не являлась и не имела законных прав на заключение договора социального найма (л.д.4).
Договор социального найма между собственником жилого помещения - администрацией муниципального района «Троицко-Печорский» и истцами на указанное жилое помещение не заключался, при этом наличие с истцами отношений социального найма ответчиком не оспаривается и подтверждается решениями Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 20.04.2018 по делу №2-77/2018, от 11.04.2018 по делу№2-6/2018 (л.д.4, 111).
На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: пст. Приуральский, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации муниципального района «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении муниципальной адресной Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального района «Троицко-Печорский» на 2013-2015 годы» указанный многоквартирный жилой дом включен в Программу переселения и в дальнейшем перенесен в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального района "Троицко-Печорский" на 2015 - 2017 годы", с планируемой датой окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ и датой сноса дома – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно паспорту Программы переселения главной целью Программы является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, переселение граждан из аварийных многоквартирных домов путем предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма, в построенных многоквартирных домах и приобретенных жилых помещений в многоквартирных домах у лиц, являющихся застройщиками, в построенных многоквартирных жилых домах в рамках участия в долевом и приобретенных в муниципальную собственность квартир, а также в приобретенных жилых помещениях на вторичном рынке жилья. Срок реализации программы – до ДД.ММ.ГГГГ.
Также данный многоквартирный дом включен в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2018 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), с планируемой датой окончания переселения – апрель ДД.ММ.ГГГГ и датой сноса дома – апрель ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации муниципального района «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ №, в рамках исполнения программы переселения, Родину С.А. распределено находящееся в муниципальной собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, пгт. Троицко-Печорск, <адрес>, на состав семьи 2 человека (л.д. 104).
Решением Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 24.10.2018 по делу №2-2/2018 в иске администрации муниципального района «Троицко-Печорский» к Родину С.А., Родиной В.Д. о выселении из жилого помещения по адресу: пст.Приуральский, <адрес> в связи с предоставлением другого жилого помещения было отказано ввиду отсутствия согласия Родиной В.Д. на переселение в другой населенный пункт – пгт. Троицко-Печорск. В удовлетворении встречного иска Родина С.А. к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о признании недействительным постановления о предоставлении жилого помещения, об обязании предоставить ему другое жилое помещение в пгт. Троицко-Печорск отказано, в том числе, ввиду отсутствия оснований для предоставления Родину С.А. жилого помещения отдельно от Родиной В.Д. Совместно требования о предоставлении жилого помещения Родины не предъявляли. (л.д.106).
По данным Росреестра и БТИ жилых помещений в собственности истцов не имеется. По данным администрации муниципального района «Троицко-Печорский» и администрации сельского поселения «Приуральский» истцы малоимущими не признаны, на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоят.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ руководитель администрации муниципального района «Троицко-Печорский» в целях исполнения Программы переселения предложил Родиным обратиться в администрацию для решения вопроса о предоставлении им жилого помещения в рамках данной программы. ДД.ММ.ГГГГ истцы направили в администрацию заявления о предоставлении им в рамках Программы переселения квартиры в п. Приуральский, от переселения в пгт. Троицко-Печорск отказались. (л.д.8, 47-48).
При разрешении заявленного требования суд учитывает следующее.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с частью 2 статьи 16 указанного закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Частью 3 статьи 16 указанного закона определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ).
В силу статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Учитывая, что дом, в котором находится жилое помещение, принадлежащее на праве собственности ответчику и занимаемое истцами, включен в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда и в соответствии с данной программой подлежит сносу в срок - апрель ДД.ММ.ГГГГ, проживающие в нем граждане подлежат переселению в срок до апреля ДД.ММ.ГГГГ, при этом другое жилое помещение в целях переселения из аварийного жилищного фонда рамках данной программы до настоящего времени ответчиком истцам не предоставлено, заявленные исковые требования являются обоснованными.
Вопреки доводам ответчика, тот факт, что истцы не состоят на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, юридического значения не имеет, поскольку в данном случае предоставление жилого помещения носит компенсационный характер и осуществляется не в целях улучшения жилищных условий, а в целях переселения из аварийного жилищного фонда в рамках региональной адресной программы.
Отказ истцов от предоставлявшегося в рамках региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда истцам жилого помещения в пгт. Троицко-Печорск в силу вышеприведенных норм жилищного законодательства не может являться основанием для отказа в предоставлении им другого жилого помещения в границах населенного пункта по месту их жительства.
Следует учесть и то, что фактически истцам на законном основании проживать негде, так как жилое помещение по адресу: пст.Приуральский, <адрес> не пригодно для проживания, что подтверждается информацией администрации сельского поселения «Приуральский», а из незаконно занимаемого жилого помещения по адресу: пст.Приуральский, <адрес> истцы выселены по решению суда (л.д.109).
То обстоятельство, что ответчиком предпринимаются меры по предоставлению истцам в рамках программы переселения жилого помещения по адресу: пст.Приуральский, <адрес>, в частности, подано обращение в Совет сельского поселения «Приуральский» о передаче данного жилого помещения в собственность муниципального района «Троицко-Печорский», не влечет освобождение органа местного самоуправления от обязанности по предоставлению гражданам жилого помещения в порядке, установленном Жилищным Кодексом Российской Федерации. Доказательства предоставления истцам другого благоустроенного жилого помещения в установленном законом порядке путем вынесения постановления о предоставлении и заключения договора социального найма ответчиком в суд не представлены. С требованиями о выселении истцов из жилого помещения, находящегося в доме, подлежащем сносу, с предоставлением конкретного другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в соответствующем населенном пункте, ответчик также не обращался.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцам жилого помещения в пст. Приуральский.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░ 2019 ░░░░