Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г. Приморско-Ахтарск 24 января 2013 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Ковешникова В.И.,
при секретаре Ляшевой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Н.И. к Приморско-Ахтарскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в регистрации и обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Шевченко Н.И. обратилась в Приморско-Ахтарский районный суд с иском к Приморско-Ахтарскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В судебном заседании представитель истца Шевченко Н.И. - Скачковский А.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования уточнил и в связи с получением сообщения Приморско-Ахтарского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации от 14.01.2013 г. просит суд признать незаконным отказ Приморско-Ахтарского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 14.01.2013г.№ в регистрации и обязать Приморско-Ахтарский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер: № расположенный по адресу: <адрес>, пе<адрес>, №, в соответствии с договором купли-продажи №-з от 07.12.2012 г.
В обоснование уточненных исковых требований представитель истца Скачковский А.В. суду пояснил, что На основании постановления администрации МО Приморско-Ахтарский район от 05.12.2012г. № «О предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, пе<адрес>, 1 в собственность за плату Шевченко Н.И. и заключении договора купли-продажи земельного участка», между администрацией МО Шевченко Н.И. заключен договор купли – продажи №-з земельного участка, находящегося в государственной собственности от 07.12.2012г. В соответствии с п. 1.1 указанного договора, МО Приморско-Ахтарский район обязуется передать в собственность, а Шевченко Н.И. обязуется принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., из земель населенных пунктов Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, пе<адрес>, №.
Во исполнение указанного договора, Шевченко Н.И. 7 декабря 2012 года оплачена сумма выкупа земельного участка в размере 12 297 рублей, что подтверждается квитанцией об оплате. Расположенный на участке объект незавершенного строительства, общей площадью застройки <данные изъяты> кв.м., находится в собственности Шевченко Н.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 22 ноября 2012 года серия <данные изъяты> №.
10 декабря 2012 года в Приморско-Ахтарский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на государственную регистрацию был предоставлен пакет документов и договор купли-продажи № земельного участка, находящегося в государственной собственности от 7 декабря 2012 года.
14 декабря 2012 года Шевченко Н.И. было получено уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарский отдел о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14 декабря 2012 года №.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарский отдел приостановил государственную регистрацию, мотивируя тем, что согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом.
Так же, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав указано, что согласно пункту 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной нормой закона выкуп земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется только под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности.
14.01.2013 г. за № из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарский отдел поступило сообщение об отказе Шевченко Н.И в регистрации права.
Объекты незавершенного строительства, хотя и являются объектом недвижимого имущества, согласно статьи 130 ГК РФ, в данной норме закона не упоминаются, и потому такая процедура выкупа возможна лишь в отношении достроенного жилого дома. К объектам, находящимся в незавершенном строительстве относятся объекты: строительство которых продолжается; строительство которых приостановлено, законсервировано или окончательно прекращено.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Для устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации права, Шевченко Н.И. необходимо представить документ подтверждающий факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительств, а именно кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства.
Указанное решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарского отдела о приостановке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является незаконным, необоснованным и не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации, как 14.01.2013г. за. № было получено сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, в силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. При наличии зарегистрированного права собственности на объект незавершенного строительства, являющийся в этом случае объектом недвижимого имущества, участвующим в обороте, с учетом того обстоятельства, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с действующим законодательством не отнесен к землям, изъятым или ограниченным в обороте, оснований для ограничительного толкования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не имеется.
Более того, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарским отделом не было принято во внимание то обстоятельство, что администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район принято решение о предоставлении данного земельного участка Шевченко Н.И. в собственность, о чем 5 декабря 2012 года вынесено постановление № «О предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, пе<адрес>, 1 в собственность за плату Шевченко Н.И. и заключении договора купли-продажи земельного участка».
Государственному регистратору заявителем представлены все документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации права.
То обстоятельство, что объект строительства жилого дома не завершен, не может, при данных обстоятельствах служить основанием для отказа в регистрации права собственности, поскольку имеется соответствующий договор с администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район, что не противоречит положениям пункта 5 части 1 статьи 1, статьи 15, пункта 4 статьи 28 и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вышеуказанная правовая позиция подтверждается Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22 февраля 2012 года № 71-В11-13. Более того, существует судебная практика, которой Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарский отдел не руководствуется в своей деятельности.
Так же, незаконно приостанавливая и отказывая в государственной регистрации права, грубо нарушаются права и законные интересы заявителя.
Поэтому представитель Скачковский А.В. просят суд признать незаконным отказ Приморско-Ахтарского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 14.01.2013г.№ (исх.№) в регистрации, обязать Приморско-Ахтарский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер: №, расположенный по адресу: <адрес>, пе<адрес>, №, в соответствии с договором купли-продажи №-з от 07.12.2012 г.
Истица Шевченко Н.И. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме и просит суд их удовлетворить.
Представитель ответчика – начальник Приморско-Ахтарского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Воронцов С.В. исковые требования Шевченко Н.И. не признал и суду пояснил, что 10.12.2012 года истицей в Приморско-Ахтарский отдел было подано заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок, к которому были приложены следующие документы: договор купли-продажи №№ от 07.12.2012 года, акт приёма-передачи от 07.12.2012 года; постановление администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район № от 05.12.2012 года.
Исходя из содержания постановления администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район № от 05.12.2012, Шевченко Н.И. в связи с тем, что она владеет незавершенным строительством - жилым домом, расположенном на спорном земельном участке, этот земельный участок был предоставлен в собственность за плату.
Между администрацией Приморско-Ахтарский район и Шевченко Н.И. был заключен договор купли-продажи № от 07.12.2012 года и составлен акт приёма-передачи земельного участка от 07.12.2012 года. Государственная регистрация права собственности Шевченко Н.И. 14.12.2012 года была приостановлена, а 14.01.2012 года Шевченко Н.И. было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Указанные действия Приморско-Ахтарского отдела соответствуют ст.ст.9,13,17, 18,19, 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ и основаны на положениях ст.36 Земельного кодекса РФ, ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 №137-Ф3, ст.ст.166, 167, 168 ГК РФ. Так, нормы абз.2 п. 3 ст.9, абз.3 п.1 ст. 13 и абз.П п.1 ст. 17 Закона о регистрации предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о регистрации правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, независимо от наличия решения исполнительного органа государственной власти о предоставлении земельного участка, в обязанности регистрирующего органа входит также проверка самой сделки на предмет ее соответствия закону. Несоответствие сделки действующему законодательству свидетельствует об отсутствии юридической силы представленных на регистрацию правоустанавливающих документов. Это может быть расценено как представление документов не соответствующих по форме или содержанию требованиям действующего законодательства (основание для отказа в государственной регистрации, предусмотренное абз.4 п.1 ст.20 Закона о регистрации). Следовательно, сам по себе факт наличия неотмененного решения исполнительного органа государственной власти о предоставлении земельного участка, послужившего основанием для заключения представленного для регистрации договора купли-продажи земельного участка, не может служить препятствием проверки регистрирующим органом законности самой сделки.
Применительно к обстоятельствам данного дела следует учитывать, что данный вид сделок заключается по особой процедуре и основаниям, императивно установленным законодателем. Следовательно, соответствие процедуры и оснований предоставления земельного участка в собственность нормам земельного законодательства бесспорно имеет правовое значение при осуществлении проверки законности регистрируемой сделки.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
В соответствии с п.1 ст. 166 ГК РФ, ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом.
В силу п.1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на этих участках.
Правила указанной нормы не распространяются на объекты незавершенного строительства, в том числе являющиеся объектами недвижимости, право собственности, на которые зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно ст. 1. Градостроительного кодекса РФ к понятию объекта капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно действующего законодательства Российской Федерации здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Данные понятия закреплены в ст. 2 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30.12.2009г.
Строение - отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения. Данное понятие закреплено приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации".
Из перечисленных понятий и по совокупности изложенного следует, что здания, строения, сооружения являются объектами завершенного строительства и пригодны для их использования по их прямому назначению.
Из вышеизложенного следует, что предоставление (продажа) в собственность истцу спорного земельного участка нарушает императивно установленный законодателем порядок предоставления таких земельных участков, установленный ст.36 Земельного кодекса.
Ввиду того, что предоставление (продажа) земельного участка в собственность владельцу незавершенного строительством объекта не допускается законом, договор купли-продажи №2348/12-3 от 07.12.2012 спорного участка является ничтожной сделкой в силу положений ст.ст.166, 168 ГК РФ.
Позиция Управления по вопросу применения ст.36 Земельного кодекса РФ совпадает со сложившейся судебной практикой: постановление Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 №8985/08; постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2011 №ВАС-7285/11; постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 №ВАС-14418/11 и др.
Поэтому представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований Шевченко Н.И. отказать.
Представитель заинтересованного лица – администрации МО Приморско-Ахтарский район Никифоров С.Ю. суду пояснил, что в силу статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, в силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
При наличии зарегистрированного права собственности на объект незавершенного строительства, являющийся в этом случае объектом недвижимого имущества, участвующим в обороте, с учетом того обстоятельства, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с действующим законодательством не отнесен к землям, изъятым или ограниченным в обороте, оснований для ограничительного толкования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не имеется.
Более того, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарским отделом не было принято во внимание то обстоятельство, что администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район принято решение о предоставлении данного земельного участка Шевченко Н.И. в собственность, о чем 5 декабря 2012 года вынесено постановление № «О предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, пе<адрес>, 1 в собственность за плату Шевченко Н.И. и заключении договора купли-продажи земельного участка».
Государственному регистратору заявителем представлены все документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации права.
То обстоятельство, что объект строительства жилого дома не завершен, не может, при данных обстоятельствах служить основанием для отказа в регистрации права собственности, поскольку имеется соответствующий договор с администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район, что не противоречит положениям пункта 5 части 1 статьи 1, статьи 15, пункта 4 статьи 28 и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд, выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает, что в иске Шевченко Н.И. следует отказать по следующим основаниям.
На основании постановления администрации МО Приморско-Ахтарский район от 05.12.2012 г. № «О предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, пе<адрес>, 1 в собственность за плату Шевченко Н.И. и заключении договора купли-продажи земельного участка», между администрацией МО Приморско-Ахтарский район и Шевченко Н.И. был заключен договор купли - продажи № земельного участка, находящегося в государственной собственности.
На указанном земельном участке находится объект незавершенного строительства, общей площадью застройки <данные изъяты> кв.м., который является собственностью истицы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 22.11.2012 года, серия <данные изъяты> №.
10 декабря 2012 года истица обратилась в Приморско-Ахтарский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для проведения государственной регистрации прав на земельный участок, находящийся в государственной собственности.
14 декабря 2012 года Шевченко Н.И. было получено уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарский отдел о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним №, мотивированное тем, что согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Впоследствии истицей было получено сообщение Приморско-Ахтарского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации от 14.01.2013 г.
Таким образом, п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на этих участках.
Правила указанной нормы не распространяются на объекты незавершенного строительства, в том числе являющиеся объектами недвижимости, право собственности, на которые зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно ст. 1. Градостроительного кодекса РФ к понятию объекта капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно действующего законодательства Российской Федерации здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Данные понятия закреплены в ст. 2 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30.12.2009 г.
Строение - отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения. Данное понятие закреплено приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации".
Из перечисленных понятий и по совокупности изложенного следует, что здания, строения, сооружения являются объектами завершенного строительства и пригодны для их использования по их прямому назначению.
Согласно пункту 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской федерации. В соответствии с данной нормой закона выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется только под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности.
Объекты незавершенного строительства, хотя и являются объектом недвижимого имущества, согласно статьи 130 ГК РФ, в данной норме закона не упоминаются, и потому такая процедура выкупа возможна лишь в отношении достроенного жилого дома. К объектам, находящимся в незавершенном строительстве относятся объекты: строительство которых продолжается; строительство которых приостановлено, законсервировано или окончательно прекращено.
Порядок проведения государственной регистрации прав, основания для государственной регистрации прав, основания для приостановления государственной регистрации прав, а также основания для отказа в государственной регистрации прав установлены Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ.
Так, нормы абз.2 п. 3 ст.9, абз.З п.1 ст. 13 и абз.П п.1 ст. 17 Закона о регистрации предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о регистрации правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, независимо от наличия решения исполнительного органа государственной власти о предоставлении земельного участка, в обязанности регистрирующего органа входит также проверка самой сделки на предмет ее соответствия закону. Несоответствие сделки действующему законодательству свидетельствует об отсутствии юридической силы представленных на регистрацию правоустанавливающих документов. Это может быть расценено как представление документов не соответствующих по форме или содержанию требованиям действующего законодательства (основание для отказа в государственной регистрации, предусмотренное абз.4 п.1 ст.20 Закона о регистрации). Следовательно, сам по себе факт наличия неотмененного решения исполнительного органа государственной власти о предоставлении земельного участка, послужившего основанием для заключения представленного для регистрации договора купли-продажи земельного участка, не может служить препятствием проверки регистрирующим органом законности самой сделки.
При таких обстоятельствах, исковые требования Шевченко Н.И. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░<░░░░░>, №, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ №-░ ░░ 07.12.2012 ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░