25RS0005-01-2023-003069-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2024 года г. Владивосток
Первомайский районный суд в составе:
председательствующего судьи Панасюк Е.В.
при секретаре Левченко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Баращук Александра Андреевича к Главному Управлению МЧС России по Приморскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности,
при участии:
от истца – представитель Синявский Дмитрий Владимирович, паспорт, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на три года;
от ответчика и третьего лица – представитель Репина Ирина Сергеевна, удостоверение, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Баращук Александр Андреевич обратился в Первомайский районный суд г. Владивостока с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным решения жилищной комиссии Главного Управления МЧС России по Приморскому краю, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания; обязании восстановить Баращук Александра Андреевича и членов его семьи на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Баращук Александр Андреевич, с 1976 года по 2003 год работал в 2-СВПЧ Управления пожарной охраны УВД Приморского крайисполкома, впоследствии – ГУ МЧС России по Приморскому краю. С ДД.ММ.ГГГГ истец и состав семьи из трех человек состоял в очереди в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания. Решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, Баращук А.А. и его семье предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> в котором семья проживает до настоящего времени. В апреле 2023 стало известно, что на основании решения жилищной комиссии, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, Баращук А.А. и члены его семьи сняты с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ, поскольку в 2004 году на основании договора дарения получил в собственность жилое помещение, общей площадью 24.2 кв.м. по адресу: <адрес>, помещение 401. Данное решение считает незаконным, поскольку договор дарения расторгнут в 2009 году на основании решения Советского районного суда г. Владивостока по делу №, в связи с чем отмена дарения по решению суда, не может расцениваться как совершение действий, направленных на ухудшение жилищных условий. Также просит восстановить срок для обращения в суд с рассматриваемым административным иском, поскольку административным ответчиком нарушен порядок извещения о принятом решении жилищной комиссии.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ Первомайский районный суд г. Владивостока перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в соответствии со статьей 43 ГПК РФ, привлечены Баращук Валентина Викторовна, Дмитриева Анастасия Александровна.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в соответствии со статьей 43 ГПК РФ, привлечено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации (далее - МЧС России).
Ответчик и третье лицо (МЧС России), согласно представленным отзывам, исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать ввиду пропуска срока обращения в суд, притом, что решение в адрес Баращука А.А. было направлено ДД.ММ.ГГГГ и получено им ДД.ММ.ГГГГ. По существу предъявленных требований указали, что в рамках подготовки документации для принятия законного решения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения за истцом зарегистрировано право собственности на жилое помещение, которое было прекращено в 2009 году. За супругой Баращук В.В. зарегистрировано право собственности на жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ, которое было прекращено в 2007 году. Таким образом, общая площадь жилых помещений, приобретенных семьей в 2006 году, составила 78,6 кв.м. Следовательно, после приобретения жилых помещений, истец перестал нуждаться в жилом помещении. Кроме того, Баращука А.А. и члены его семьи намерено ухудшили свои жилищные условия.
В судебном заседании представители истца, заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, ходатайствовал об уточнении иска в части требований об обязании восстановить на учете. Принимая во внимание, что ДД.ММ.ГГГГ за Дмитриевой А.А. зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу: <адрес>64, истец просит обязать ответчик восстановить на учете Баращук А.А. и Баращук В.В. в качестве нуждающихся, в получении жилого помещения для постоянного проживания.
Уточнение иска принято судом в порядке статьи 39 ГПК РФ.
Представитель ответчика и третьего лица, доводы, изложенные в отзыве на иск, поддержала в полном объеме, также считает, что Баращук А.А. и члены его семьи перестали нуждаться в жилом помещении, ввиду приобретения Дмитриевой А.А. права собственности на жилое помещение в 2020 года, которое в установленном законом порядке не прекращено.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд, руководствуясь частью 4 статьи 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска в силу следующего.
Отношения сторон настоящего спора, регулируются Жилищным Кодексом РФ, Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, Приказом МЧС России от 12.01.2012 N 5, а также иными нормативно-правовыми актами в области жилищных отношений, действующих в соответствующий период.
Согласно статье 28 ЖК РСФС, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Статьями 31, 32 ЖК РСФС предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054.
Пунктами 6, 7 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 предусмотрено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Основаниями признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, являются, в том числе отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 8, 9 Приказа МЧС России от 12.01.2012 N 5 датой принятия сотрудника ФПС на учет является дата регистрации документов, на основании которых сотрудник ФПС признан нуждающимся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Учет сотрудников ФПС ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет по спискам с внесением необходимой информации в информационно-аналитическую систему "Жилье МЧС России". При этом на сотрудника ФПС оформляется карточка учета жилых помещений в двух экземплярах.
Как следует из материалов дела, Баращук Александр Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит в очереди в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ, составом семьи из трех человека (Баращук АА., Баращук В.В., Дмитриева А.А).
Так, на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, Баращук А.А. работая в 2-СВПЧ Управления пожарной охраны УВД Приморского крайисполкома, впоследствии – ГУ МЧС России по Приморскому краю включен, в списки нуждающихся сотрудников в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищно-бытовой комиссии утверждены списки нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно дате поданных рапортов, в которые включен Баращук А.А. (№), что оформлено протоколом №.
Решением Первореченского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, заявление Баращук А.А. удовлетворено, действия ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» по возврату учетного дела ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными.
На основании принятого судебного акта, Баращук А.А. и члены его семьи: Баращук В.В., Дмитриева А.А. восстановлены на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии Главного Управления МЧС России по Приморскому краю, оформленного протоколом от № от ДД.ММ.ГГГГ, Баращук А.А. и члены его семьи, сняты с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания.
Основанием для снятия указанных граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения явилось ухудшение жилищных условий, а также отсутствие оснований состоять на учете в период с 2006 по 2007 год, при наличии в собственности члена семьи жилых помещений. Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ управлением были получены выписки из ЕГРН №, № согласно которым за Баращук А.А. ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, было зарегистрировано право собственности на жилое помещение, площадью 24,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> Право прекращено ДД.ММ.ГГГГ. За супругой Баращук Валентиной Викторовной, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на жилое помещение (жилой дом), расположенное по адресу: <адрес>, площадью 54,4 кв.м. Право прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
По общим правилам статьи 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Статьей 56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Перечень оснований предусмотренных статьей 56 ЖК РФ является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных правовых норм в их взаимосвязи и совокупности, само по себе ухудшение жилищных условий не является в смысле статьи 56 ЖК РФ, утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения. Данные обстоятельства лишь формулирует условие, при котором граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий. С учетом того что на учет нуждающихся в предоставлении жилья граждане принимаются с учетом их финансовой и имущественной обеспеченности, речь идет лишь о действиях гражданина имущественного характера, которые привели его жилищные условия в состояние, требующее участия со стороны уполномоченных органов в решении вопроса обеспечения такого гражданина жилым помещением.
Поскольку сделки по отчуждению имущества были совершены в 2007 и 2009 годах соответственно, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях возникло у истца и членов его семьи с 2014 года, в связи с чем принятие решения в 2018 году о снятии истца с учета ввиду совершения действий, направленных на ухудшение жилищных условий, является необоснованным. Кроме того, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а равно как по состоянию на дату принятия решения в 2018 году, сведений о правах на объекты недвижимого имущества в отношении Баращук А.А. и членов его семьи не имелось.
Следует также учитывать, что право собственности Баращук А.А. на квартиру по адресу: <адрес> прекращено на основании вступившего в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о признании недействительным договора дарения квартиры, расположенной по адресу: Владивосток, <адрес>.
Согласно статье 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В этой связи, при принятии решения, оформленного протоколом от № от ДД.ММ.ГГГГ, жилищная комиссия неправомерно приняла во внимание указанный объект, как при определении общих площадей жилых помещений в размере 78,6 кв.м., приобретенных семьей в 2006 году, так и при совершении Баращук А.А. действий, направленных на ухудшение жилищных условий.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в том числе, при наличии у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
Доказательства того, что на момент принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ Баращук А.А. и члены его семьи имели в собственности жилое помещение, материалы учетного дела не содержат, ответчиком в судебном заседании не представлено, судом не установлено.
Поскольку в ходе судебного разбирательства, оснований для снятия в 2018 Баращук А.А. и членов его семьи, не установлено, заявленные требования о признании незаконным решения жилищной комиссии, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания, подлежат удовлетворению.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об обязании восстановить в составе семьи из двух человек: Баращук А.А. и Баращук В.В., поскольку принимая решение о защите нарушенного права, суд не вправе подменять собой орган, в компетенцию которого входит рассмотрение вопроса касающегося изменений состава лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, притом, что на момент принятия оспариваемого решения лица, состоящие на учете определены: Баращук А.А., Баращук В.В., Дмитриева А.А.
В этой связи, в качестве способа устранения допущенного нарушения суд приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность восстановить Баращук Александра Андреевича и членов его семьи Баращук Валентины Викторовны, Дмитриевой Анастасии Александровны на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания.
Восстановление истца и членов его семьи в составе лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания, не исключает последующего внесения изменений в состав лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, принятия в установленном порядке решения, притом, что улучшение жилищных условий члена семьи Дмитриевой А.А. произошло в 2020 году, по истечении двух лет со дня принятия решения.
Также суд считает необходимым восстановить истцу срок на обращения в суд с настоящим иском, ввиду недопустимости применения формального подхода при рассмотрении заявленных требований и отказа по основания пропуска срока, за защитой которого гражданин обратился в суд.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат распределению по правилам статьи 88, 98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 88, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 300 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.03.2024
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░