Дело № 5-12/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г.Арсеньев 29 апреля 2016 года
Судья Арсеньевского городского суда Приморского края Жлобицкая Н.В., в присутствии помощника прокурора г.Арсеньева Юриковой А.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ в отношении
юридического лица - ООО «ТВС Арсеньев», расположенного по адресу: <адрес>, ИНН №, ОГРН №
УСТАНОВИЛ:
ООО «ТВС Арсеньев», имеющее юридический адрес: <адрес>, являясь эксплуатирующей организацией гидротехнических сооружений Дачинского гидроузла, в период с 16.11.2014г. по 21.03.2016г. в нарушение требований Федерального закона РФ от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998г. №1303, не направила в орган надзора декларацию безопасности гидротехнического сооружения Дачинский гидроузел, вследствие чего в отношении Дачинского гидроузла не было выдано разрешение на эксплуатацию указанного объекта.
По данному факту прокурором г.Арсеньева ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ООО «ТВС Арсеньев» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица, будучи извещенным надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела, не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть без его участия, представив письменные пояснения о несогласии с привлечением ООО «ТВС Арсеньев» к административной ответственности по ст.9.2 КоАП РФ, указав, что эксплуатация Дачинского гидроузла была возложена на филиал №1 ООО «ТВС Арсеньев». Из п.10 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998г. №1303 следует, что декларация безопасности проектируемых гидротехнических сооружений включается в состав проектной документации на строительство гидротехнических сооружений, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности. При этом Государственная экспертиза декларации безопасности производится за плату на основании сметы расходов и счета, направляемых экспертным центром декларанту. Полагает, что поскольку ООО «ТВС Арсеньев» не имеет специалистов для разработки декларации безопасности ГТС и не имеет лицензии Ростехнадзора на соответствующий вид деятельности, решение о разработке указанной декларации возлагалось на администрацию Арсеньевского городского округа, как на собственника указанного объекта. Предварительная стоимость указанных услуг от 300000 рублей до 500000 рублей, в связи с чем у общества отсутствовала финансовая возможность для заключения со сторонней организацией договора на проведение работ по составлению декларации безопасности, вследствие чего заявитель не мог получить разрешение на эксплуатацию Дачинского гидроузла. Также указывает, что Дачинский гидроузел не представляет угрозы для г.Арсеньева и его жителей. Кроме того, при подготовке декларации осуществляется обследование ГТС, которое организуется Декларантами в соответствии с требованиями п.7 Положения. К участию в обследовании декларант по согласованию привлекает представителей Ростехнадзора, МЧС России, проектной организации, специализированных научных организаций, включая экспертные центры, определенные для проведения государственной экспертизы деклараций. Обследование ГТС проводится в течение календарного года до предоставления декларации на экспертизу. Обследование Дачинского гидроузла в момент нахождения в эксплуатации у ООО «ТВС Арсеньев» уполномоченными органами не проводилось, такая проверка была назначена в связи с утвержденным «Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Дальневосточным управлением Ростехнадзора» в период с 18.04.2016г. по 22.04.2016г. Кроме того, указывает, что работа по получению декларации безопасности была организована филиалом №1 ООО «ТВС Арсеньев», в связи с чем в 2015г. Был заключен договор с ЗАО Проектно-изыскательским научно-исследовательским институтом «Дальводпроект» на выполнение расчета размера вероятностного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений Дачинского гидроузла. При этом за оказанные услуги была полностью произведена оплата. 29.12.2015г. сводное заключение по представленному расчету вероятного вреда находилось на согласовании у Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края. 14.12.2015г. договор субаренды между ООО «ТВС Арсеньев» и ООО «Эванс» был расторгнут, в связи с чем отсутствовала целесообразность продолжать действия по прохождению государственной экспертизы декларации безопасности и получения разрешения на эксплуатацию указанного объекта. ООО «ТВС Арсеньев» предприняло все зависящие от него меры для осуществления ремонта гидротехнического сооружения, в результате которого подготовлена и прошла государственную регистрацию проектно-сметная документация. Полагает, что прокуратурой г.Арсеньева не представлено доказательств наличия у Общества возможности соблюдения правил и норм, предусмотренных ст.9.2 КоАП РФ. Полагает о невиновности ООО «ТВС Арсеньев» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ.
Выслушав прокурора Юрикову А.В., полагавшей обстоятельства, изложенные в возражениях представителя ООО «ТВС Арсеньев», не имеющими значения для дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 9.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности, в том числе, при эксплуатации гидротехнических сооружений в виде административного штрафа, налагаемого на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Предметом административного правонарушения являются гидротехнические сооружения.
Правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, осуществляется положениями Федерального закона от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон №117-ФЗ).
В соответствии с абз.2 ст.3 ФЗ от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных ФЗ от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ст.9 Закона №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти правилами эксплуатации гидротехнического сооружения, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, по предотвращению аварии гидротехнического сооружения.
В силу абзаца 3 статьи 8 Федерального закона №117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании в том числе, требований представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
На основании абзаца 2 статьи 10 Федерального закона №117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
В части 3 статьи 10 Федерального закона №117-ФЗ установлена обязанность собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации представлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;
Содержание, порядок составления декларации безопасности гидротехнических сооружений (далее именуется - декларация безопасности) и осуществление ее государственной экспертизы определяет Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 №1303.
Пунктом 3 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утв. постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 №1303 (далее - Положение), установлено, что декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством
Российской Федерации (далее именуются - обязательные требования), а
также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и
меры по обеспечению безопасной эксплуатации.
Согласно п.п.4, 5 Положения декларация безопасности составляется
собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей
организацией (далее именуются - декларанты). Декларация безопасности
представляется декларантом в федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный
государственный надзор в области безопасности гидротехнических
сооружений.
Согласно п.п.«а», «б», «в», «г» п. 3, 3(1) Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического
сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического
сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого
неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался,
утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.1999г. №237 собственник
гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация
обязаны: организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и
обеспечивать соответствующую требованиям к обеспечению безопасности
гидротехнических сооружений, установленным законодательством
Российской Федерации (далее - обязательные требования), квалификацию
работников эксплуатирующей организации; содержать в исправном
состоянии гидротехническое сооружение, своевременно осуществлять
разработку и реализацию мер по обеспечению его безопасности;
обеспечивать соблюдение обязательных требований; финансировать
мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению
его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации
последствий аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая
организация несет ответственность за безопасность гидротехнического
сооружения вплоть до момента перехода прав собственности (или
обязанностей эксплуатирующей организации) к другому физическому или
юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации
гидротехнического сооружения.
В соответствии с п.25 Положения декларация безопасности,
утвержденная органом надзора, а также декларация безопасности,
разработанная в составе проектной документации, прошедшей
государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской
Федерации о градостроительной деятельности, являются основанием для
внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр
гидротехнических сооружений и выдачи этим органом надзора разрешения
на эксплуатацию гидротехнического сооружения. Указанное разрешение
выдается органом надзора на срок действия декларации безопасности.
В силу статьи 19 Федерального закона №117-ФЗ невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений, невыполнение предписаний органов государственного надзора, нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, являются нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Из договора субаренды от 01.09.2014г. следует, что ООО «Эванс» передало ООО «ТВС Арсеньев» во временное владение и пользование для выполнения функций водоснабжения и водоотведения на территории Арсеньевского городского округа имущество согласно прилагаемым Перечням объектов, передаваемых в субаренду, предназначенное для обеспечения водоснабжения и водоотведения Арсеньевского городского округа на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Приложения №1 к договору субаренды от 01.09.2014 года в субаренду ООО «ТВС Арсеньев» передается в том числе подрусловый водозабор 1 и 2 подъема, включающий в себя: здание (насосная станция) (сооружения 3053м-3 для открытых источников водоснабжения), 1-этажный (подземных этажей - 1); подрусловый забор 1 и 2 подъем <адрес>, условный №; здание (насосная станция), 1-этажный, 2 подъем <адрес>, условный №; здание (проходная), 1-этажный 1 подрусловый водозабор 1 и 2 подъема <адрес>, условный №; здание - склад хлора, 1-этажный, <адрес>, условный №; здание - склад коагулянта, 1-этажный, <адрес>, условный №.
Из акта проверки от 21.03.2016г. документации по гидротехническому сооружению филиала №1 ООО «ТВС Арсеньев» следует, что разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения Дачинского гидроузла № (ВОД) от 21.11.2011г., выданного на основании декларации безопасности ГТС, утвержденной и зарегистрированной Федеральной службой по экономическому и атомному надзору № от 16.11.2012г. – срок действия до 16.11.2014г. Имеется декларация безопасности гидротехнического сооружения Дачинского гидроузла, декларант ООО «Эванс». Акт преддекларационного обследования ГТС Дачинского гидроузла, утвержден зам.главы администрации Арсеньевского городского округа 12.12.2014г., вероятностный вред 2765439 тыс. рублей. Указаны мероприятия: ремонт и достройка выброса срок 2014г., - не выполнено; включено в «Программу развития водохозяйственного комплекса» на 2013 – 2020гг.; разработка декларации безопасности, срок 2015г.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, актом проверки установлено, что ООО «ТВС Арсеньев», как эксплуатирующая организация Дачинского гидроузла по договору субаренды, не приняло всех мер для соблюдения требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации, а именно не направила в орган надзора декларацию безопасности гидротехнического сооружения Дачинский гидроузел, вследствие чего в отношении Дачинского гидроузла не было выдано разрешение на эксплуатацию указанного объекта.
Представленные доводы возражений законного представителя ООО «ТВС Арсеньев» суд полагает, несвидетельствующими о невозможности выполнить указанные мероприятия ООО «ТВС Арсеньев» по предоставлению декларации безопасности в орган надзора. Довод законного представителя о том, что эксплуатацию Дачинского гидроузла осуществляло филиал №1 ООО «ТВС Арсеньев», не влияет на вывод об обоснованности привлечения к административной ответственность за рассматриваемое правонарушение ООО «ТВС Арсеньев», поскольку филиал №1 ООО «ТВС Арсеньев» является структурным подразделением ООО «ТВС Арсеньев» и не несет самостоятельной ответственности, в том числе административной.
Соглашение о расторжении договора субаренды от 14.12.2015г., согласно которому ООО «Эванс» и ООО «ТВС Арсеньев» пришли к соглашению о расторжении вышеприведенного договора субаренды от 01.09.2014г. и передаче имущества, предназначенного для обеспечения водоснабжения и водоотведения Арсеньевского городского округа, в течение четырех месяцев с даты подписания соглашения по актам приема-передачи; и не освобождало ООО «ТВС Арсеньев» от обязанности по окончанию мероприятий, направленных на предоставление декларации безопасности в орган надзора в период эксплуатации Дачинского гидроузла. Суд полагает о прекращении такой обязанности после передачи гидротехнического сооружения по данному соглашению. Актов приемки-передачи Дачинского гидроузла ООО «ТВС Арсеньев» ООО «Эванс» законным представителем не представлено.
Копия уведомления о проведении плановой выездной проверки Дальневосточного управления «Ростехнадзор» от 06.04.2016г., свидетельствующая о том, что проведение плановой выездной проверки комплекса гидротехнических сооружений гидроузла Дачинского запланировано в период с 18 по 22 апреля 2016г.; не свидетельствует о том, что у ООО «ТВС Арсеньев» отсутствовала возможность проведения обследования с участием представителей, в том числе Ростехнадзора, в 2015г.
Техническое задание ООО «ТВС Арсеньев» на выполнение расчета размера вероятностного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений Дачинского гидроузла, и его оплата (платежные поручения от 10.06.2015г. и от 31.03.2016г.); также не свидетельствуют о невинности ООО «ТВС Арсеньев» в соблюдении требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе по направлению декларации и последующему получению разрешения на эксплуатацию согласно законодательству в установленные им сроки.
Ссылка законного представителя в возражениях на то, что Дачинский гидроузел по своим технических характеристикам не представляет опасность, не несет угрозу для жителей г.Арсеньева, не подтверждено документально, равно как и не имеется оснований к необоснованности предъявляемых требований по предоставлению декларации безопасности в отношении Дачинского гидроузла, как комплекса гидротехнических сооружений.
Поскольку в судебном заседании установлено, что ООО «ТВС Арсеньев» являясь эксплуатирующей организацией гидротехнических сооружений Дачинского гидроузла в период с 01.09.2014г. по 21.03.2016г., после окончания срока действия декларации безопасности в отношении Дачинского гидроузла 16.11.2014г. по дату выявления правонарушения 21.03.2016г. не направила в орган надзора декларацию безопасности гидротехнического сооружения Дачинский гидроузел, вследствие чего в отношении Дачинского гидроузла не было выдано разрешение на эксплуатацию указанного объекта.
Таким образом, ООО «ТВС Арсеньев» обоснованно привлечено к административной ответственности и его действия правильно квалифицированы по ст.9.2 КоАП РФ - как нарушение требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений.
При назначении наказания за совершение административного правонарушения суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, меры, предпринятые ООО «ТВС Арсеньев» к предоставлению декларации безопасности.
Отягчающих административную ответственность, обстоятельств, судом не установлено.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд признает меры, предпринятые ООО «ТВС Арсеньев» к предоставлению декларации безопасности.
Учитывая изложенное, суд полагает назначить ООО «ТВС Арсеньев» минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст.9.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7,29.8, 29.9 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.9.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░/░ 04201455560); ░░░ 2536042415 ░░░ 253601001; ░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░.░░░░░░░░░░░, ░/░░ 40101810900000010002, ░░░ 040507001, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05703000, ░░░: 415 116 90010016000140 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░».
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 60 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.32.2 ░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.20.25 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░