Дело № 2а-1704/2023
11RS0004-01-2023-002359-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми
в составе судьи Васёвчик Е.П.
при секретаре судебного заседания Кожевиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печора 14 декабря 2023 года административное дело по административному иску Толстихина М. И. к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, Акционерному обществу «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Архангельское», ФСИН России о признании незаконными действий, взыскании компенсации,
установил:
Толстихин М.И. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий, в обоснование требований указав, что с сентября 2022г. по начало февраля 2023г. в магазине учреждения после купли-продажи товара выдавались кассовые чеки, однако примерно с февраля 2023г. кассовые чеки не выдавали на основании отсутствия достаточного количества кассовой ленты. Учитывая п.20 Правил торговли, утв. Постановлением Правительства РФ **.**.** №..., административный истец считает, что договор купли-продажи не является заключенным в надлежащей форме. Роспись в ведомости об общей сумме покупки не является надлежащим заключением договора купли-продажи, т.к. исходя из этого он не мог убедиться, что получил весь товар, что в сумму не был вбит дополнительный товар, а также убедиться в соответствии цен на витрине магазина. Указанные действия полагает нарушающими его права как потребителя. Кроме того, цены в магазине завышены, что снижает возможность осужденных к приобретению товаров первой необходимости. Толстихин М.И. просил признать незаконным действия (бездействие) ответчика; присудить ему компенсацию по завышенным ценам в магазине ИК-49 в размере 110 000 руб., за весь период его пребывания и за период примерно с февраля 2023г. до **.**.** полную компенсацию затрат а магазине учреждения.
Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. О личном участии при рассмотрении дела административный истец не ходатайствовал. Согласно письменному отзыву ФКУ ИК-49 УФСИН России исковые требования не признала.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Архангельское», ФСИН России, для дачи заключения ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в **********.
Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие представителя административного ответчика АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Архангельское» и представителя ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в **********, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Согласно письменному отзыву АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Архангельское» исковые требования не признает в полном объеме. ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в ********** указали на отсутствие полномочий по контролю за применением хозяйствующими субъектами контрольно-кассовой техники.
Суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 226 КАС РФ согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (статья 43 УК Российской Федерации). Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации тем самым наделяет федерального законодателя полномочием вводить подобного рода ограничительные меры.
Судом установлено, что административный истец Толстихин М.И. в период с **.**.** по **.**.** отбывал уголовное наказание в ФКУ ИК-49, **.**.** убыл в ФКУ КП-34, где содержится по настоящее время.
Обращаясь с административным иском в порядке ст.227.1 КАС РФ Толстихин М.И. указал на конкретные нарушения, которые, по его мнению, были допущены администрацией ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, а именно: при совершении покупок в магазине, расположенном на территории исправительного учреждения, с февраля 2023г. ему не выдавались кассовые чеки. Кроме того указал на завышенную стоимость товаров в магазине учреждения.
В силу частей 1 и 2 статьи 88 УИК РФ, осужденные к лишению свободы, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.
Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия, могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что АО УИС «Архангельское» осуществляет свою торговую деятельность через магазины исправительных учреждений и следственных изоляторов, в том числе через магазин, расположенный на территории ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и нормативными актами ФСИН России по обеспечению прав осужденных и лиц, находящихся под стражей.
В соответствии с п. 81 Приказа Минюста России от 04.07.2022 №110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» осужденные к лишению свободы вправе пользоваться магазинами (интернет-магазинами), находящимися в ИУ, по безналичному расчету во время, отведенное их распорядком дня с учетом очередности (по отрядам и бригадам).
Соглашением о взаимодействии, заключенным между АО УИС «Архангельское» и ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, предусмотрено, что в момент отпуска товара в магазине присутствует бухгалтер учреждения, который осуществляет контроль и списание денежных средств за приобретенный товар с лицевых счетов осужденных (п.2.1 соглашения).
В соответствии с пунктом 4 раздела II Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утв. Приказом Минюста РФ от 08.12.2006 №356 для учета личных денег бухгалтерией учреждения открывается лицевой счет (приложение 1) с вкладышем (приложение 2). Лицевому счету присваивается номер, состоящий из начальной буквы фамилии осужденного и номера личного дела, который регистрируется в оборотной ведомости движения личных денег (приложение 3).
Личные деньги осужденных хранятся на лицевых счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 данной Инструкции списание денег с лицевых счетов при покупке товара в магазине ИУ, СИЗО производится на основании чека контрольно-кассового аппарата или чека по форме ОКУД №....
В частности приобретение товаров осужденными в магазине настроено следующим образом: осужденный, желающий приобрести товары, в соответствии с графиком работы магазина для осужденных, вначале подходит к окошку ответственного бухгалтера учреждения, который сверяет личность осужденного и наличие денежных средств на его лицевом счете, и выписывает ему записку для продавцов магазина с указанием суммы и ФИО осужденного, затем осужденный подходит к окошку продавцов магазина и приобретает товар на указанную в записке сумму, продавцами после пробития кассового чека, чек и бухгалтерская записка скрепляются вместе и передаются для учета обратно бухгалтеру ФКУ.
После записи в лицевом счете подсчитывается остаток денег, который подтверждается подписью лица, производившего приобретение товара.
В конце рабочего дня на основании лицевых счетов, по которым произведены записи, продавцом в присутствии сотрудника бухгалтерии составляется акт (приложение 5) в двух экземплярах: первый экземпляр остается у продавца и служит основанием для списания стоимости проданных товаров, а второй - с чеками на приобретенные товары передается в бухгалтерию. Чеки на приобретенные товары хранятся в бухгалтерии один месяц, а затем уничтожаются по акту.
Согласно письменному отзыву ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми осужденные не ограничены в контроле списания денежных средств со своих лицевых счетов, однако в соответствии с приложением №... к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 №110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» утвержден перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать: а именно любые документы (за исключением документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного к лишению свободы, медицинских документов, их копий и выписок из медицинских документов, выписок из личного дела осужденного к лишению свободы, копий приговоров (определений, постановлений) судов, документов и записей, относящихся к уголовному делу либо по вопросам реализации прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности)».
Согласно представленной в материалы дела копии лицевого счета осужденного Толстихина М.И., суммы произведенных покупок соответствуют суммам списания с лицевого счета, произведенным в эти же дни и в таком размере с указанием в графе «через магазин», остаток денежных средств на счете, за вычетом сумм указанных в чеках, подтверждается подписью самого Толстихина М.И. во вкладыше к лицевому счету.
По окончании срока хранения отоваренные чеки уничтожаются, о чем составляется акт за подписью комиссии и начальника учреждения.
Порядок приобретения товаров в магазине ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми не нарушает нормы действующего законодательства и права административного истца.
Заключение договора купли-продажи приобретаемых административным истцом товаров подтверждается выдачей кассового чека, который передается в бухгалтерию исправительного учреждения и является основанием для списания денежных средств с лицевого счета осужденного.
В соответствии с решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от **.**.** по делу №..., рассмотрение дела по признакам нарушения п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции прекращено в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми действиях ФГУП «Промсервис» ФСИН России, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми нарушений п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции. Установлено, что отпускные цены на товары, установленные и реализуемые в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми для осужденных лиц, не превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли не являются монопольно высокими.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Между тем, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий при рассмотрении настоящего административного дела установлена не была.
Нарушений прав административного истца по заявленным в административном иске доводам суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст.196 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ ░░-49 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░», ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28.12.2023