Решение от 27.11.2017 по делу № 33-11812/2017 от 07.11.2017

Судья Доценко Л.А. Дело № 33-11812

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 ноября 2017 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Соловьевой О.В.,

судей Наконечной Е.В., Розановой М.А.,

при секретаре Малявиной В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оленёва Александра Анатольевича к администрации Уссурийского городского округа Приморского края о признании права пользования жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, исключении квартиры из реестра муниципальной собственности, прекращении права собственности на квартиру

по апелляционной жалобе представителя Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа – Садовой А.В.

на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 6 июня 2017 года, которым за Оленёвым Александром Анатольевичем и членами его семьи: Оленёвой Мариной Юрьевной, Оленёвой Ярославой Александровной, признано право пользования квартирой № дома № по <адрес> на условиях договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между Оленёвым Александром Анатольевичем и ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ. Прекращено право собственности Уссурийского городского округа на указанную квартиру. На администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность исключить из реестра муниципального имущества названную квартиру. С администрации Уссурийского городского округа в пользу Оленёва Александра Анатольевича взысканы судебные расходы 8300,00 рублей. В удовлетворении требований Оленёва А.А. о взыскании судебных расходов в большем размере отказано. Указано, что решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Уссурийского городского округа и для регистрации соответствующего права за Федеральным государственным казенным учреждением «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., выслушав объяснения представителя Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа - Садовой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Оленёва А.А. - Сливко Е.В., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Оленёв А.А. обратился в суд с названным иском, указав, что он является военнослужащим по контракту, проходит военную службу в войсковой части 59313-46. На время прохождения службы ему и членам его семьи на основании решения ФГКУ «Востокрегионжилье» о предоставлении жилого помещения была предоставлена квартира по <адрес>, с ним заключен договор найма служебного жилого помещения №б/н от ДД.ММ.ГГГГ. Наймодателем жилого помещения является МО РФ в лице ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ. Согласно приказу заместителя Министра обороны РФ №171 от 19.03.2013г. «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Уссурийский городской округ Приморского края» из федеральной собственности в собственность Уссурийского городского округа переданы объекты недвижимого имущества за исключением служебных и приватизированных квартир. В приложении №1 к передаточному акту №106/2 от 25.11.2013г. квартира № д.№ по <адрес> отсутствует, указанная квартира в собственность УГО из федеральной собственности не передавалась. Не смотря на это данное жилое помещение включено в Реестр муниципального имущества УГО, что повлекло для истца и членов его семьи неблагоприятные правовые последствия. В частности, Оленёву А.А. и членам его семьи администрацией УГО отказано в регистрации по месту жительства по названной квартире. В своих исковых требованиях истец просил суд признать за ним и членами его семьи право пользования указанной квартирой на условиях договора найма служебного жилого помещения №б/н от ДД.ММ.ГГГГ., прекратить право собственности УГО на эту квартиру, обязать администрацию УГО исключить из реестра муниципального имущества спорное жилое помещение, взыскать с ответчика судебные расходы.

В судебном заседании представитель Оленёва А.А. – Сливко Е.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что спорная квартира Министерством обороны РФ муниципалитету не передавалась. Необоснованное включение квартиры в Реестр муниципальной собственности повлекло не только отказ в регистрации истца и членов его семьи по месту жительства, но и другие последствия. Истцу отказывают в открытии лицевого счета для оплаты жилья. При обследовании квартиры на предмет фактического проживания в ней граждан специалисты администрации УГО потребовали в устной форме, чтобы истец освободил квартиру. При этом они ссылались на незаконность проживания Оленева А.А. и его семьи в этой квартире.

Представитель администрации УГО Садовая А.В. с иском не согласилась, указав, что право пользования истца спорной квартирой на условиях договора найма служебного жилого помещения никем не оспаривается. Оленёв А.А. является ненадлежащим истцом по делу, так как его права не нарушены. Министерство обороны РФ требований о защите своего права собственности на вышеназванную квартиру не предъявляет.

Представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ – Драгалина А.С. согласилась с заявленными требованиями. Указала, что ответчик незаконно владеет спорным имуществом.

ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в своем письменном ходатайстве о привлечении его к участию в деле выразило свою позицию по делу, указав, что спорная квартира в муниципальную собственность военным ведомством не передавалась, используется для нужд Министерства обороны РФ в целях обеспечения жильем военнослужащего и членов его семьи и необоснованно включена в состав муниципального имущества.

Истец Оленёв А.А., третьи лица Оленёва М.Ю., Оленёва Я.А., представители третьих лиц - Управления Росреестра по Приморскому краю и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. От представителя Управления Росреестра по Приморскому краю поступило в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Разбирательство по делу проведено без участия указанных лиц.

В письменных возражениях на иск представитель Управления Росреестра по Приморскому краю указал, что право собственности Уссурийского городского округа на спорную квартиру зарегистрировано 08.07.2014г., о чем в ЕГРН внесена регистрационная запись №25-25-12/035/2014-729.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось Управление имущественных отношений администрации УГО, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного. В обоснование жалобы изложены доводы, аналогичные тем, которые приводились в возражениях на иск.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Оленёва А.А. – Сливко Е.В., представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ просят оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, полагает решение суда не подлежащим отмене.

В силу ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.

В данном случае таких нарушений судом не допущено.

В силу ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004г. №1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и казенных учреждений.

На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. (в ред. от 01.07.2017г) N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.

За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту охраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании ч.1 ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011г. N 424.

В п. 2 данного Порядка указано, что объектами учета в реестрах являются находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (п. 3 Порядка).

Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Как указано в разъяснениях, содержащихся в п.52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010
(ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом и видно из дела, Оленёв А.А. является военнослужащим в/ч 59313-46 по контракту. На период прохождения службы ему и членам его семьи на основании решения ФГКУ «Востокрегионжилье» о предоставлении жилого помещения выделена служебная квартира по <адрес>. С Оленёвым А.А. заключен договор найма служебного жилого помещения №б\н от ДД.ММ.ГГГГ. Наймодателем жилого помещения является Министерство обороны РФ в лице ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ (л.д....).

Данная квартира ранее была закреплена на праве оперативного управления за Уссурийской КЭЧ МО РФ на основании распоряжения Правительства РФ от 06.01.2004г. №23-р. В последующем в связи с реорганизацией КЭЧ путем ее присоединении к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ спорное жилое помещение перешло в ведение этого учреждения (л.д....).

В настоящее время данное жилое помещение значится в Реестре муниципальной собственности УГО. В качестве основания передачи квартиры в муниципальную собственность указан приказ заместителя Министра обороны РФ №171 от 19.03.2013г. «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Уссурийский городской округ Приморского края» (л.д....).

Право муниципальной собственности на спорную квартиру зарегистрировано государством ДД.ММ.ГГГГ. (л.д....).

Согласно приказу заместителя Министра обороны РФ №171 от 19.03.2013г. «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Уссурийский городской округ Приморского края» из федеральной собственности в собственность Уссурийского городского округа переданы перечисленные в приложении к данному приказу объекты недвижимого имущества, в том числе жилье, за исключением служебных и приватизированных квартир.

Квартира № д.№ по <адрес> в приложении к названному приказу и в соответствующем передаточном акте №106/2 от 25.11.2013г. не значится.

Установив в ходе судебного разбирательства, что спорная квартира, предоставленная истцу военным ведомством из жилого фонда Министерства обороны РФ в качестве служебной на период прохождения в/службы, в установленном законом порядке из федеральной собственности в муниципальную собственность не передавалась, и по предусмотренным законом основаниям право муниципальной собственности на это имущество не возникло, суд первой инстанции верно пришел к выводу о наличии оснований для прекращения права муниципальной собственности на данную квартиру, а также о наличии у истца права продолжать пользоваться указанной квартирой в соответствии с заключенным с ним договором найма служебным жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ

Довод ответчика о том, что в связи с передачей квартиры в муниципальную собственность права Оленёва А.А. не нарушены, и поэтому он является ненадлежащим истцом по делу, правильно не принят во внимание судом, как противоречащий вышеприведенным нормам материального права, и фактическим обстоятельствам дела.

Государство гарантировало военнослужащему Оленёву А.А. обеспечение служебным жильем на период в/службы. Ряд предоставленных ему гарантий и компенсаций обусловлен именно проживанием в служебном жилом помещении. Отношения по проживанию Оленёва А.А. в служебной квартире военного ведомства были оформлены в установленном законом порядке путем заключения соответствующего договора найма служебного жилого помещения на весь период службы (по ДД.ММ.ГГГГ.). Другого жилья истец не имеет. Спорная квартира используется им и членами его семьи для проживания.

В связи с включением квартиры в Реестр муниципального имущества Оленёв А.А. не смог реализовать свое право быть зарегистрированным по данной квартире. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя Оленёва А.А. в суде апелляционной инстанции, согласно которым Оленёв А.А. по-прежнему не зарегистрирован по спорному месту жительства. Кроме того, администрация, ссылаясь на незаконность проживания Оленева А.А., требует, чтобы он освободил квартиру.

Копией паспорта Оленева А.А. подтверждается, что он по настоящее время остается зарегистрированным по в/части.

С самостоятельными исковыми требованиями в защиту своего права собственности на спорное жилое помещение органы Министерства обороны РФ не обращались, доказательства обратного суду не предоставлялись.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец вправе отстаивать свои интересы выбранным им способом, так как в случае прекращения права муниципальной собственности на квартиру она отойдет к прежнему владельцу, с которым вопрос о проживании Оленёва А.А. в данном жилом помещении урегулирован в установленном порядке.

ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (ФГКУ «ДВ ТУИО» МО РФ), хотя и не обращались в суд в защиту права собственности Министерства обороны РФ на спорную квартиру, но будучи привлеченными к участию в деле, выразили свою позицию по делу, которая полностью совпадает с позицией истца, что верно учтено судом при разрешении спора.

Ссылка представителя администрации на то, что квартира включена в Реестр муниципальной собственности в соответствии с Федеральным законом №423-ФЗ от 08.12.2011г., не состоятельна, так как в предписанном данным Законом порядке и по указанным в этом Законе основаниям спорное имущество органами Министерства обороны РФ в муниципальную собственность не передавалось, доказательств обратного суду не представлялось. Напротив, в связи с использованием спорной квартиры в целях осуществления задач военного ведомства она не относилась к объектам, подлежащим передаче муниципалитету по нормам данного закона, на что прямо указано в самом Законе.

Поскольку решение суда о прекращении права муниципальной собственности на спорное имущество является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРПН в силу прямого указания Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (ст.ст.14,31,35), то обязательного указания в резолютивной части решения суда на такие последствия вынесения судебного решения не требуется, в связи с чем судебная коллегия, оставляя решение суда без изменения, в то же время, полагает правильным уточнить резолютивную часть решения, исключив из нее абзац шестой с разъяснениями последствий вынесения решения.

Довод апелляционной жалобы о необоснованном рассмотрении судом вопроса о признании прав ФГКУ «ДВ ТУИО» МО РФ на спорную квартиру не свидетельствует о наличии оснований для отмены решения, так как по существу этот вопрос судом не разрешался, и каких-либо выводов о признании за указанным учреждением права собственности на квартиру в решении не содержится. При этом абзац шестой резолютивной части решения суда, в котором изложены разъяснения последствий принятия судебного решения (в том числе последствий в виде регистрации права), судебной коллегией исключен.

В ходе рассмотрения дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на материалах дела и согласуются с вышеприведенными требованиями действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.

Спор разрешён судом верно.

Основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 6 ░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-11812/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Оленев А.А.
Ответчики
Адм. УГО
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Наконечная Елена Валентиновна
Дело на сайте суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
27.11.2017Судебное заседание
18.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2017Передано в экспедицию
27.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее