Дело 2а-1385/2020
УИД 55RS0005-01-2020-001682-73
Строка статотчета 3.189
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2020 года город Омск
Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Карева Е.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Топоровой Л.Р., помощник судьи Сущенко В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области к Комбарову А. А.овичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Омской области, обратился в Первомайский районный суд города Омска с административным иском к Комбарову А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование заявленных требований указано, что по сведениям, поступившим из регистрирующего органа, Комбаров А.А., является собственником имущественных объектов налогообложения. С учетом положений ст. 52 НК РФ инспекцией в адрес административного ответчика через информационный сервис «Личный кабинет» направлено налоговое уведомление № от 21.08.2018 г. по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 г. на оплату налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2017 год, сумма налога к уплате 1 815,00 руб. Ранее, заказным письмом направлялось налоговое уведомление № от 25.04.2015 года по сроку уплаты не позднее 01.10.2015 год на оплату налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2013-2014 год, сумма налога к уплате 2 666,00 руб. На основании положений ст.ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика через информационный сервис «Личный кабинет» направлено требование № от 11.02.2019 г. со сроком исполнения не позднее 01.04.2019 года (вручено 13.02.2019 г.) об уплате: налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2017 год на сумму 1815,00 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2017 год на сумму 32,16 руб. за период с 04.12.2018 г. по 10.02.2019 г. Заказным письмом направлено требование № от 16.10.2015 г. со сроком исполнения не позднее 29.01.2016 г. об уплате: налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений по сроку уплаты 01.10.2015 г. за 2013 -2014 год на общую сумму 2 666,00 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений по сроку уплаты 01.10.2015 г. за 2013-2014 гг. на сумму 171,29 руб., которые в установленный срок плательщиком исполнены не были. В связи с тем, что в установленный срок сумма налога на имущество, пени не уплачены, административный истец обратился к мировому судье судебного участка № в Первомайском судебном районе в городе Омске с заявлением о выдаче судебного приказа, на основании которого 21.10.2019 г. вынесен судебный приказ, однако, в связи с поступившими возражениями от налогоплательщика, определением суда от 22.11.2019 г. судебный приказ отменен, заявителю разъяснено право на обращение в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности. В настоящее время обязанность налогоплательщика по уплате законно установленных налогов, предусмотренная в статье 57 КРФ, п. 1 ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ не исполнена. На основании изложенного, административный истец просил взыскать с Комбарова А.А. задолженность на общую сумму в размере 4 513,16 руб., в том числе: по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2017 год на сумму 1 815,00 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2017 год на сумму 32,16 руб. за период с 04.12.2018 г. по 10.02.2019 г., задолженность по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2013 - 2014 гг. на общую сумму 2 666,00 руб., в том числе за 2013 г. - 1 316,00 руб., за 2014 г. - 1 350,00 руб.
Представитель Межрайонной ИФНС России № по Омской области в судебном заседании участия не принимал, административный истец извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, представитель Межрайонной ИФНС России № по <адрес> Дунина Е.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала, указав, что налог исчислен верно, задолженность до настоящего времени не погашена. Также заявила ходатайство о восстановлении срока на подачу данного административного иска, указав на наличие уважительных причин, ссылаясь на незначительность пропуска срока, существенность суммы задолженности по налогу для бюджета Омской области.
Комбаров А.А. надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, представил возражения на административный иск, в которых просил отказать в его удовлетворении в связи с пропуском срока на подачу данного иска.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание сторон.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщик, в том числе, обязан уплачивать законно установленные налоги; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовую основу взимания налога на имущество физических лиц до налогового периода 2015 года составлял Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц».
Федеральным законом от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ, Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» признан утратившим силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 5 указанного Федерального закона, Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Таким образом, с 1 января 2015 г. уплата налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признавались физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество, в том числе жилые дома, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. В соответствии с п. 11 ст. 85 НК РФ указанные сведения представляются в налоговые органы в электронной форме.
Судебным разбирательством установлено, что Комбаров А.А. в заявленный административным истцом период 2013-2014 гг., 2017 г. являлся собственником следующего недвижимого имущества:
- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №,
- иные строения, помещения и сооружения, расположенный по адресу: <адрес>, условный №.
Таким образом, Комбаров А.А. являлся плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - коэффициент-дефлятор). Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Законом Омской области от 24.09.2015 № 1788-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Омской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации единая дата начала применения на территории Омской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2016 года.
Следовательно, на территории Омской области налоговая база по налогу на имущество физических лиц по налогу за период 2013-2014 гг. в настоящем случае определяется исходя из инвентаризационной стоимости, за период 2017 г. исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии со ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно положений ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1 процента в отношении, в том числе жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:
Если суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) свыше 500 000 рублей то ставка налога составляет свыше 0,3 до 2,0 процента включительно.
В соответствии со ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно п.п. 2,4 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с представленными в материалы дела уведомления от 20.04.2015 г. № налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц за период 2013-2014 гг. в размере 2 666 рублей и представлены сведения о направлении им административному ответчику заказным почтовым отправлением указанного налогового уведомления, согласно которому налог подлежал уплате не позднее 01 октября 2015 года.
При этом, согласно пояснений представителя налогового органа и представленных налоговых уведомлений, налог на имущество физических лиц за 2013 г. по налоговому уведомлению № со сроком оплаты до 05.11.2014 г. был пересчитан и до начислен в соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в налоговом уведомлении № со сроком оплаты до 01.10.2015 г.
Также, через информационный сервис «Личный кабинет» в адрес Комбарова А.А. направлялось налоговое уведомление № от 21.08.2018 г. о начислении налога на имущество физических лиц за 2017 г., согласно которому налог подлежал уплате не позднее 03 декабря 2018 года.
Следовательно, налоговые уведомления было направлены налоговым органом с учетом требований ст. 52 НК РФ.
Согласно предоставленным налоговым органом и не опровергнутым административным ответчиком сведениям, налог на имущество физических лиц за период 2013-2014 гг., 2017 г., в указанном размере Комбаровым А.А. не уплачен.
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 НК РФ обеспечивается начислением пени.
В силу ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 названного Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из административного искового заявления, в связи с неуплатой налогов в установленный законодательством о налогах и сборах срок в соответствии со
ст. 75 НК РФ Комбарову А.А. были начислены пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2013-2014 гг., за 2017 г.
В связи с неуплатой налога в установленный в уведомлении срок, Комбарову А.А. заказным почтовым отправлением направлено требование № от 16.10.2015 года об уплате до 29.01.2016 г. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2013-2014 гг. и земельного налога за 2014 г. в общем размере 4 121 руб., пени за несвоевременное исполнении обязанности по уплате налога в общем размере 424,77 руб.
При этом, как следует из пояснений налогового органа задолженность по указанному требованию в 2017 году была уменьшена на земельный налог и пени, общая задолженность по данному требованию составила из недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2013-2014 гг. в размере 2 666 рублей.
Также, через информационный сервис «Личный кабинет» в адрес Комбарова А.А. направлялось требование № от 11.02.2019 г. об уплате до 01.04.2019 г. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 1 815 р., пени за несвоевременное исполнении обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 32,16 руб.
Указанные требования не были исполнены налогоплательщиком, что явилось основанием для обращения 15.10.2019 г. налогового органа с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа и взыскании с Комбарова А.А. обязательных платежей и санкций, на основании которого мировым судьей судебного участка № в Первомайском судебном районе в городе Омске вынесен судебный приказ от 21.10.2019 г. (производство №).
Определением мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в городе Омске от 22.11.2019 г. судебный приказ от 21.10.2019 г. отменен, производство по делу № прекращено.
Суд отмечает, что в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Согласно положениям п. 1 ст. 45, п. п. 1 и 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога - извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48 налогового кодекса РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что административному ответчику направлялись требования № от 16.10.2015 года об уплате до 29.01.2016 г. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2013-2014 гг. в размере 2 666 рублей, № от 11.02.2019 г. об уплате до 01.04.2019 г. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 1 815 р., пени за несвоевременное исполнении обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 32,16 руб.
Таким образом, общая сумма налога, пеней превысила 3 000 рублей по требованию № от 11.02.2019 г. со сроком уплаты до 01.04.2019 г.
Следовательно, в силу положений абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган был вправе обратиться до 01 октября 2019 года.
Однако, как следует из материалов дела, такое заявление от налогового органа поступило в суд 15 октября 2019 года, т.е. за пределами установленного положениями ст. 48 НК РФ срока на обращение с соответствующим заявлением.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4 пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
При этом, обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от истца, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
Оценивая доводы административного истца об уважительности причин пропуска срока на обращение с настоящим административным иском, суд отмечает следующее.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Суд полагает, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) с 01.04.2019 г. по 01.10.2019 г. для оформления заявления о выдаче судебного приказа в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Доводы о том, что налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в сентябре 2019 года доказательственного подтверждения в материалах дела не нашли.
Суд отмечает, что при проявлении достаточной меры заботливости налоговый орган не был лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа в установленный срок.
Следует учитывать, что своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Относительно доводов административного истца о незначительности пропуска срока суд полагает необходимым отметить, что возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Поскольку объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено, суд полагает возможным отказать административному истцу в восстановлении срока на подачу настоящего искового заявления.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, в связи с пропуском административным истцом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2013-2014 гг. в размере 2 666 руб., за 2017 г. в размере 1 815 г., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 32,16 руб. за период с 04.12.2018 г. по 10.02.2019 г. и отсутствие уважительных причин для его восстановления, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении настоящего административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 186, 290, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 4 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░