Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-61/2024 ~ М-55/2024 от 07.05.2024

Дело №3а-61/2024

76OS0000-01-2024-000095-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль                                              5 августа 2024 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,

при секретаре Мурзиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лебедева Эдуарда Николаевича о признании незаконным уведомления Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» о возвращении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости без рассмотрения,

установил:

Лебедев Э.Н. обратился в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомления Государственного бюджетного учреждения (ГБУ) Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы», которым возвращено его заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости без рассмотрения, и установлении рыночной стоимости данного объекта недвижимости.

В обоснование требований административного иска административный истец указал, что являлся собственником объекта недвижимости (нежилого здания) с кадастровым номером №, площадью 191,8 кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, до 18 февраля 2021 года. В 2021 году Лебедев Э.Н. указанный объект недвижимости продал. В связи с этим, налоговым органом административному истцу исчислен налог на доход физического лица, исходя из кадастровой стоимости проданного объекта, актуальной на дату продажи.

На момент продажи его кадастровая стоимость составляла 2 671 783, 43 рублей, что не соответствует величине его рыночной стоимости, поскольку объект продан Лебедевым Э.Н. по договору купли – продажи за 455 000 рублей, а согласно Отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, на 2 февраля 2021 года она составила 94 000 рублей.

Из административного искового заявления и приложенных к нему документов следует также, что 26 марта 2024 года Лебедевым Э.Н. в ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» подано заявление об установлении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которое уведомлением от 28 марта 2024 года возвращено заявителю в связи с несоответствием формы заявления приказу Росреестра от 6 августа 2020 года № П/0287, а также в связи с подачей заявления за пределами установленного законом срока.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, административный истец в административном иске заявляет требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости и признании незаконными действий ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» по возвращению заявления Лебедева Э.Н. без рассмотрения.

Определением судьи Ярославского областного суда от 17 июня 2024 года отказано в принятии административного искового заявления Лебедева Э.Н. в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.

В остальной части административный иск принят к производству суда.

В судебное заседание административный истец Лебедев Э.Н. не явился, своих представителей не направил.

Представитель административного ответчика ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» на основании доверенности Шатилович Т.В. административный иск не признала, привела доводы о законности действий ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» по возвращению заявления об установлении рыночной стоимости без рассмотрения.

Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Ярославской области оставило разрешение административного иска на усмотрение суда.

Заинтересованные лица Министерство имущественных отношений Ярославской области, Публично – правовая компания «Роскадастр», Межрайонная ИФНС России №7 по Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направили, правовой позиции по административному иску в письменном виде не представили суду.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии (далее - административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости), с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений (далее - административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения), если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.

В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).

Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Согласно пунктам 1 и 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2026 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом следующих особенностей:

в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение);

с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:

а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке";

в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.

Постановлением Правительства Ярославской области от 10 июня 2022 года № 459-п в качестве даты перехода к применению на территории Ярославской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлено 1 июля 2022 года.

В настоящем административном деле установлено, что уведомлением от 28 марта 2024 года № 690/01-28-24 Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» заявление Лебедева Э.Н. об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости, определенной ООО «Кипарис» по состоянию на 2 февраля 2021 года возвращено без рассмотрения.

7 мая 2024 года, в установленный частью 3.1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок, Лебедев Э.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного уведомления.

В силу вышеприведенных положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 15 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» Лебедев Э.Н. наделен правом заявления данных требований, которые подлежат разрешению по существу.

Согласно пункту 5.1 части 1 статьи 7 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним является полномочием бюджетного учреждения в сфере государственной кадастровой оценки.

В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг. Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа.

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения, в том числе, в случае: если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости; если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости; если такое заявление не соответствует требованиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению.

Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.

Из материалов дела следует, что 26 марта 2024 года Лебедевым Э.Н. непосредственно в Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, собственником которого являлся заявитель, в размере его рыночной стоимости.

К заявлению об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости Лебедевым Э.Н. приложен Отчет об оценке, составленный ООО «Кипарис».

Датой оценки в Отчете установлено 2 февраля 2021 года.

28 марта 2024 года Государственным бюджетным учреждением Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» в адрес Лебедева Э.Н. направлено уведомление № 690/01-28-24 о возвращении заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости без рассмотрения заявителю в связи с несоответствием формы заявления приказу Росреестра от 6 августа 2020 года № П/0287, не соответствием Отчета об оценке требованиям частей 5 и 6 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», а также в связи с пропуском срока, установленного частью 7 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

Частью 8 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» не установлены сроки возврата без рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости.

Вместе с тем в соответствии с частью 9 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению.

В этой связи суд приходит к выводу, что возврат заявления об установлении рыночной стоимости без рассмотрения должен осуществляться в срок, установленный для принятия его к рассмотрению.

Оспариваемое в настоящем административном деле уведомление № 690/01-28-24 Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» о возвращении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости без рассмотрения вынесено 28 марта 2024 года, то есть в установленный частью 9 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» срок.

Требования к форме уведомления о возвращении заявления об установлении рыночной стоимости без рассмотрения не утверждены.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что направленное в адрес Лебедева Э.Н. уведомление содержит мотивы возвращения заявления данного лица, уведомление подписано руководителем учреждения.

Таким образом, судом установлено, что требования Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» к порядку и срокам возвращения административным органом заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости соблюдены.

Уведомление соответствует требованиям Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» и по существу, поскольку факт подачи Лебедевым Э.Н. заявления за пределами установленного частью 7 статьи 22.1 указанного Закона срока материалами дела подтверждается.

Также материалами дела подтверждается, что заявление, поданное Лебедевым Э.Н. не соответствует форме такого заявления, утвержденной приказом Росреестра от 6 августа 2020 года № П/0287; Отчет об оценке представлен заявителем не на электронном, а на бумажном носителе и не содержит выписку из ЕГРН, содержащую сведения о зарегистрированных правах, об ограничениях прав и обременениях на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете.

В силу приведенных выше положений пунктов 1, 2, 4 части 8 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» данное обстоятельство является основанием для возвращения заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости без рассмотрения.

При этом, положениями указанного Федерального закона возможность пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной на иные даты, в том числе архивной кадастровой стоимости, не предусмотрена.

При таких обстоятельствах оснований для признания уведомления от 28 марта 2024 года № 690/01-28-24 Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» о возвращении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости без рассмотрения незаконным не имеется. В связи с этим, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░ 2024 ░░░░ № 690/01-28-24 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2024 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-61/2024 ~ М-55/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лебедев Эдуард Николаевич
Ответчики
Министерство имущественных отношений Ярославской области
Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы»
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
Невзоров Олег Витальевич
Публично-правовая компания "Роскадастр"
Межрайонная ИФНС России №7 по Ярославской области
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Щеголькова Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud--jrs.sudrf.ru
07.05.2024Регистрация административного искового заявления
08.05.2024Передача материалов судье
14.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
17.06.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2024Судебное заседание
05.08.2024Судебное заседание
19.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее