дело <номер изъят>
<номер изъят>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июля 2024 года <адрес изъят>
Советский районный суд <адрес изъят> в составе:
председательствующего судьи Казаковой К.Ю.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием:
истца, представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 на решение мирового судьи судебного участка <номер изъят> по Советскому судебному району <адрес изъят> от <дата изъята> по гражданскому делу <номер изъят> по иску ФИО1, ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» о признании незаконными начислений сумм оплат за вывоз ТКО, аннулировании задолженности и взыскании штрафа за нарушение прав потребителя, проверив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2 (далее – истцы) обратились в суд к обществу с ограниченной ответственностью «УК ПЖКХ» (далее – ответчик) с иском о признании незаконными начислений сумм оплат за вывоз ТКО, аннулировании задолженности и взыскании штрафа за нарушение прав потребителя, в обоснование иска указав, что являются собственниками домовладения 61 на территории СНТ «Имэнлек» в <адрес изъят>. С апреля 2023 по лицевому счету <номер изъят> появилась задолженность за вывоз ТКО перед ООО «УК «ПЖКХ» в размере 8400,00 рублей. С данной задолженностью истцы не согласны, поскольку домовладение находится в границах территории СНТ «Именлек», который организует сбор ТКО на собственной площадке и вывоз ТКО в соответствии с действующим с ООО УК «ПЖКХ» договором. В сумму уплачиваемых в СНТ «Именлек» истцами членских взносов входит стоимость услуг по вывозу ТКО, задолженности по которым истцы не имеют.
Истец ФИО2, действующий так же от имени ФИО1 на оснований доверенности, на рассмотрение гражданского дела в суд явился, иск поддержал.
Представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности от ООО «УК «ПЖКХ», в судебное заседание явилась, иск не признала, предоставил мотивированный отзыв.
Мировой судья вынес решение, которым отказал в удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания - «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» о признании незаконными начислений сумм оплат за вывоз ТКО, аннулировании задолженности и взыскании штрафа за нарушение прав потребителя.
В судебном заседании истец ФИО2, действующий так же от имени ФИО1 на оснований доверенности, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а жалобу отклонить за необоснованностью.
В суд апелляционной инстанции представитель третьего лица не явился, извещен.
Выслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, изучив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
На основании статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению, платы за помещение и коммунальные услуги возникает у собственника, помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
У собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 24.7 Федерального закона от <дата изъята> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят> (далее - Правила <номер изъят>), пунктом 148 (22) которых установлено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктами 56 (2) и 148 (36) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Судом установлено, что истцы являются собственниками домовладения 61 на территории СНГ «Имэнлек» в <адрес изъят>, что подтверждается сведениями из единого государственного реестра недвижимости (л.д.18-19).
ООО «УК «ПЖКХ» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан от <дата изъята> <номер изъят>, заключенного между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и ООО «УК «ПЖКХ».
С <дата изъята> ООО «УК «ПЖКХ» приступило к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) всем собственникам ТКО.
В соответствии с ч.4 ст.24.7 Федерального закона от <дата изъята> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят> (далее Правила), установлен порядок заключения договора, согласно которому Потребитель обязан в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора направить региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно п.8 (18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми, коммунальными отходами.
Предложение о заключении договора было размещено <дата изъята> на сайте ООО «УК ПЖКХ» в сети «Интернет» по адресу http://clcity.ru/uk_pgkh, а также доведена потребителям путем публикации в средствах массовой информации, газета «<адрес изъят>» от <дата изъята> <номер изъят>(28573).
Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят> (далее - Правила <номер изъят>).
В соответствии с п. 148 (1) Правил <номер изъят> предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В этой связи, договор с образователями ТКО считается заключенным с даты начала предоставления коммунальных услуг исполнителем - Региональным оператором.
При этом расчет размера платы в <адрес изъят> в жилых помещениях за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю, производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата изъята> N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление Правительства РФ N 354) и определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, согласно п. 148(30) Постановления Правительства РФ N 354, что не эквивалентно "членским взносам" в садоводческих товариществах.
В соответствии с Постановлением Кабинета министров РТ от <дата изъята> <номер изъят> для садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, а также некоммерческих организаций, созданных до <дата изъята> гражданами для ведения садоводства огородничества и дачного хозяйства норматив накопления ТКО составляет - 0,38 куб.м в месяц для 1 члена некоммерческого товарищества (объединения), а норматив накопления ТКО для проживающих в объектах недвижимости со статусом «жилой дом» составляет 2,56 куб.м. на одного проживающего. Кроме того, норматив обращения с ТКО для СНТ рассчитан с учетом сезонности, подразумеваемой проживание потребителей на территории СНТ в теплое время года, тогда как на объект недвижимости со статусом «жилой дом» предполагает круглогодичное проживание собственника, в связи с чем, ТКО на территории жилых домов так же образуется круглый год. В связи с чем, в отношении объектов недвижимости, имеющих назначение «жилой дом», норматив накопления ТКО для членов СНТ не может быть применен.
При таких обстоятельствах, учитывая, что принадлежащий истцам на праве собственности дом является жилым, выводы мирового судьи об обязанности истцов нести бремя содержания собственности, которое включает оплату услуг регионального оператора за обращение в ТКО в соответствии с тарифом по жилому дому, что не эквивалентно «членским взносам» в садоводческих товариществах, суд апелляционной инстанции находит законными и обоснованными.
Исходя из положений Федерального Закона N 217-ФЗ от <дата изъята> «О ведении гражданами садоводства и огородничества» (далее - Закон N 217-ФЗ) заключение договоров с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами входит в компетенцию садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, действующих в интересах членов таких товариществ.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность для садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества принимать решения о заключении Договоров оказания услуг по обращению с ТКО непосредственно с каждым его членом. В соответствии с Законом N 217-ФЗ единственным уполномоченным лицом, которое в силу закона осуществляет заключение договора с региональным оператором на оказание услуги по обращению с ТКО, образуемым в СНТ, является само СНТ; что также подтверждается пунктом 148 (7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> N 354.
Анализ приведенных нормативных актов показывает, что на территории Республики Татарстан установлен различный, дифференцированный в зависимости от субъекта накопления порядок расчета платы за обращение с ТКО. Для собственников жилых домов - из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, для садоводческих товариществ - в зависимости от количества членов товарищества. То есть, норматив накопления ТКО и расчет платы за оказание данной услуги на территории садоводческого товарищества не связан с наличием, либо отсутствием на его территории жилых домов и определяется твердой, фиксированной величиной, равно как и расчет платы для собственников жилых домов не поставлен в зависимость от нахождения жилого дома на территории садоводческого товарищества.
Доводы истца о том, что обязанность по оплате коммунальной услуги выполнена путем расчетов с садоводческим товариществом, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Как установлено судом, в спорный период услуги по обращению с ТКО на территории оказывал региональный оператор - ООО "УК "ПЖКХ", обеспечивая прием, сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение отходов.
Следовательно, внесение ответчиком садоводческому товариществу членских взносов, в состав которых включена плата за вывоз ТКО с территории товарищества, не освобождает ее от оплаты услуг ООО "УК "ПЖКХ", оказанных ей как собственнику жилого дома.
Публичный статус регионального оператора освобождает ООО "УК "ПЖКХ" от обязанности заключать отдельный договор с каждым собственником жилого дома.
Поскольку истцы являются собственниками жилого дома, они, с учетом приведенных выше положений закона и условий договора, несут обязанность по оплате за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно региональному оператору, в данном случае ООО "УК "ПЖКХ" по лицевому счету согласно выставленным счетам.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене (изменению) решения суда первой инстанции в обжалуемой части, каких-либо дополнительных доводов, которые бы ставили под сомнение правильность и обоснованность выводов суда первой инстанции, жалоба не содержит.
Оснований не соглашаться с выводами мирового судьи у суда не имеется, поскольку они судом подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом решении, основаны на правильном применении норм материального права регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суд дал оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, не имеется.
При таких обстоятельствах, рассматривая дело в пределах доводов апелляционной жалобы, суд полагает, что при разрешении настоящего дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции не имеется предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░> ░░ <░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1, ░░░2 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░