Дело № 2а-229/2023 22RS0024-01-2023-000226-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2023 года с.Ключи
Ключевский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Шевченко В.И., при секретаре Батрак А.А., с участием прокурора Ключевского района Алтайского края Артюхова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия,
установил:
<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности совершить действия.
В обоснование заявленных требований указали, что прокуратурой района по обращению Инспекции строительного и жилищного надзора <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. В результате проверки установлено, что используемая на территории района система оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций не охватывает всю территорию района, следовательно, имеющаяся на территории района система оповещения не соответствует предъявленным законодательством требованиям. Ранее в адрес администрации <адрес> вносилось представление о необходимости принятия мер по устранению нарушений законодательства, вместе с тем, каких-либо мер по устранению выявлений нарушений не приняли.
На основании изложенного, истец просил признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выраженное в по непринятию мер, направленных на создание территории муниципального образования <адрес> системы оповещения населения в соответствии с действующим законодательством и возложении обязанности устранить указанные нарушения в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор ФИО3 поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации <адрес> в судебном заседании участия не принимал, представили отзыв, согласно которому не возражал против удовлетворения исковых требований.
На основании положений ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании п.7 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В соответствии с п.п. «м», «д» ч.2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Приказом МЧС России №, Минкомсвязи России № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о системах оповещения населения (далее - Положение).
На основании п.4 Положения система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
Согласно п.5 Положения комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
В соответствие с п.7 Положения системы оповещения населения создаются на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения. Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.
На основании п.16 Положения задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положения о муниципальных системах оповещения разрабатываются в соответствии с настоящим Положением.
В соответствие с п.25 Положения поддержание муниципальных систем оповещения в готовности организуется и осуществляется органами местного самоуправления.
В силу п.30 Положения порядок создания, в том числе совершенствования, систем оповещения населения определяется положениями о муниципальных системах оповещения.
Приложением 1 к Положению предусмотрены требования к системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения, в том числе требования к функциям, выполняемым системой оповещения населения (п.1), требования к показателям назначения (п.2).
Пунктом 5 данного приложения установлены требования к сопряжению, в частности все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться; при сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения).
В соответствие с п.5 Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденных указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, органы местного самоуправления и организации осуществляют деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и взаимодействие в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.
Из материалов дела следует, что на территории <адрес> расположено 18 населенных пунктов.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня населенных пунктов <адрес>, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров» 11 населенных пунктов <адрес> подвержены угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в <адрес> имеющаяся система оповещения населения не соответствует вышеперечисленным требованиям действующего законодательства. Информирование населения о чрезвычайных ситуациях осуществляется через единую дежурную диспетчерскую службу (далее – ЕДДС) посредством использования электросирены, установленной только в <адрес>. Вместе с тем, в остальных населенных пунктах <адрес> электросирены отсутствуют.
Муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения представляет собой специальный комплекс технических средств оповещения на базе аппаратуры П-164У.
Передача сигналов (распоряжений) и экстренной информации оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в ручном режимах. Приоритетный режим функционирования – автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов с использованием специальных технических средств оповещения.
В автоматизированном режиме включение (запуск) муниципальной системы оповещения населения осуществляется оперативным дежурным ЕДДС посредством задействования аппаратуры муниципальной системы оповещения населения <адрес>, а также доведения сигналов оповещения и (или) экстренной информации до руководителей районного звена ТП РСЧС, глав сельских советов, старост населенных пунктов, организаций (собственников объектов, производства, гидротехнических сооружений), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации на номера операторов подвижной (сотовой) и фиксированной телефонной связи по аппаратуре оповещения и регистрации переговоров по телефонным линиям (PVR-4) согласно заранее сформированных списков оповещения.
В целях гарантированного доведения сигналов оповещения и (или) экстренной информации до органов управления, сил ГО и звена ТП РСЧС, а также населения района применяется ручной режим доведения сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
Кроме того, в силу п.10 Положения на системы оповещения населения оформляются паспорта.
На муниципальную систему оповещения населения <адрес> имеется паспорт, оформленный ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в зоне технического средства оповещения (далее - ТСО) проживает 66% населения. В акте проверки состояния местной автоматизированной системы централизованного оповещения населения <адрес> имеется вывод, что система исправна и оценивается как «ограничено готова». Эксплуатация осуществляется с 1991 года, предельный срок эксплуатации 12 лет. Распорядительная документация о вводе системы оповещения в эксплуатацию отсутствует.
Между тем, проверка показала, что используемая на территории района система оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС не охватывает всю территорию района, следовательно, имеющаяся на территории района система оповещения не соответствует предъявляемым законодательством требованиям.
Кроме того, в нарушение п. 28 Приказ МЧС России №, Минкомсвязи России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» не создан резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных) для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается.
По результатам проведенной прокуратурой района проверки ДД.ММ.ГГГГ в администрацию района внесено представление, которое рассмотрено, признано обоснованным, однако меры к фактическому устранению выявленных нарушений не приняты.
Вышеуказанные нарушения требований законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей ответственными лицами администрации <адрес>, что является недопустимым, нарушает права неопределенного круга лиц: физических и юридических лиц - на защиту от чрезвычайных ситуаций и их последствий.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных прокурором исковых требований.
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 227 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Суд, с учетом позиции прокурора, считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании п.п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина на основании ст.111 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 - 228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░