№ 2-1795/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2018 года г. Вологда
Вологодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Лукьяновой И.Б.,
при секретаре Скамьиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бахваловой А.А. к Управлению образованию Вологодского муниципального района, МБОУ ВМР «Майская средняя школа им. А.К. Панкратова» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по организации подвоза детей к МБОУ ВМР «Майская средняя школа им. А.К. Панкратова»,
установил:
истец обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что с семьей проживает в <адрес>. Поскольку в данном населенном пункте школа отсутствует, дети истца обучаются в МБОУ ВМР «Майская средняя школа им. А.К. Панкратова», расстояние до которой составляет 5 км. Весь период обучения детей в школе семья истца самостоятельно подвозит детей к месту обучения и обратно, ввиду отсутствия соответствующего транспортного обслуживания. Истец неоднократно на протяжении нескольких лет поднимала указанный вопрос перед ответчиками, обращалась в контролирующие органы. Семье истца сложно самостоятельно доставлять детей в образовательное учреждение, поскольку это требует значительных финансовых затрат и наличие свободного времени. Длительное бездействие ответчиков приводит к нарушению прав детей истца на бесплатное общедоступное образование.
Просит суд признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в ненадлежащей организации предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным образовательным программам ввиду отсутствия подвоза детей к месту обучения и обратно; возложить на ответчиков обязанность организовать подвоз детей к МБОУ ВМР «Майская средняя школа им. А.К. Панкратова» и обратно в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истец Бахвалова А.А., ее представитель Белоглазова А.Е. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Управления образования Вологодского муниципального района по доверенности Дунаева А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду показала, что Управлением образования издан приказ «Об организации перевозок учащихся» от 29.08.2018, которым ответственность за организацию перевозки учащихся возложена на руководителей общеобразовательных учреждений. МБОУ ВМР «Майская средняя школа им. А.К. Панкратова» на организацию подвоза обучающихся выделены транспортное средство и денежные средства.
Представитель ответчика МБОУ ВМР «Майская средняя школа им. А.К. Панкратова» Калачикова С.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, суду показала, что со стороны образовательного учреждения приняты все необходимые меры для организации подвоза детей: заключен договор аренды гаража, проведен ремонт и техосмотр транспортного средства, принят на работу водитель, заключен договор на медобслуживание, направлены обращения в ОГИБДД ОМВД России по Вологодскому району и КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области». При этом контролирующие органы не дают однозначного ответа по поводу безопасности перевозки детей.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Согласно ст. 34 указанного выше закона обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в т.ч., транспортное обеспечение в соответствии со ст. 40 настоящего Федерального закона;
Статья 40 ФЗ «ФЗ «Об образовании в РФ» предусматривает, что транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных ч. 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Пункт 2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» предусматривает, что в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования составляет не более 2,0 км; для обучающихся основного общего и среднего общего образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно.
При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.
Из материалов дела следует, что в МБОУ ВМР «Майская средняя школа им. А.К. Панкратова» обучаются дети истца, проживающие в <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем МБОУ Вологодского муниципального района «Майская средняя школа им. А.К. Панкратова» является Управление образования администрации Вологодского муниципального района.
В судебном заседании установлено и ответчиками не оспаривается, что расстояние от образовательного учреждения до <адрес> составляет 5 км., при этом перевозка детей от места жительства до образовательного учреждения не осуществляется.
Приказом Управления образования администрации Вологодского муниципального района № 397 от 29.08.2018 ответственность за организацию перевозки учащихся возложена на руководителей муниципальных бюджетных образовательных учреждений Вологодского муниципального района.
Согласно дополнению к Соглашению, заключенному между Управлением образования администрации Вологодского муниципального района и МБОУ ВМР «Майская средняя школа им. А.К. Панкратова» № 40 от 29.08.2018 последнему на организацию подвоза учащихся передано в оперативное управление транспортное средство ГАЗ 3322132, выделены денежные средства в сумме 591 600 рублей.
Приказом МБОУ ВМР «Майская средняя школа им. А.К. Панкратова» от 30.08.2018 № 122 «Об организации перевозок учащихся» определен рейс подвоза учащихся транспортным средством ГАЗ 3322132, государственный регистрационный знак № по маршруту <адрес>
Руководителем образовательного учреждения заключен договор на аренду гаража для стоянки автобуса, проведен ремонт транспортного средства, пройден техосмотр, получены необходимые документы, найден специалист на должность водителя, организована его стажировка, заключен договор на медобслуживание с БУЗ ВО «Вологодская станция скорой помощи» им. Н.Л. Турупанова, назначен ответственный за организацию перевозки учащихся.
Однако, до настоящего времени перевозка учащихся до образовательного учреждения не организована в виду отсутствия разрешительной документации, что свидетельствует о неисполнении ответчиками обязанностей по организации перевозки детей к месту обучения в полном объеме и нарушении прав учащихся на получение общедоступного образования.
При таких обстоятельствах исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░. ░.░. ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░. ░.░. ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░. ░.░. ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░. ░.░. ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░: 26.10.2018