Дело № 2а-57/2020
24RS0020-01-2020-000038-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2020 года с. Идринское
Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арбузовой Н.В.,
при секретаре Сорокиной И.В.,
рассмотрев в административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю к Карпицкому Владимиру Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Карпицкому В.В. о взыскании земельного налога за 2015 год в сумме 722 руб., пеней за период с 02.12.2016 по 20.12.2016 в сумме 4 руб. 57 коп., земельного налога за 2016 год в сумме 2357 руб., пеней за период с 02.12.2017 по 11.12.2017 в сумме 6 руб. 48 коп., земельного налога за 2016 год в сумме 361 руб., пеней за период с 02.12.2017 по 05.02.2018 в сумме 6 руб. 25 коп., транспортного налога за 2016 год в сумме 75 руб., пеней за период с 02.12.2017 по 11.12.2017 в размере 0 руб. 21 коп., мотивируя требования иска тем, что Карпицкому В.В. принадлежало транспортное средство: <данные изъяты> с государственным регистрационным номером №, а также земельные участки: с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> в 4,5 км южнее <адрес>; с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> в 5,2 км южнее <адрес>, в связи с чем, административный ответчик является налогоплательщиком и обязан в установленные законом сроки уплатить транспортный и земельный налоги. В адрес плательщика заказными письмами направлены налоговые уведомления, в которых исчислены указанные налоги за 2015 - 2016 годы. Вместе с тем, надлежащим образом обязанность по уплате перечисленных налогов административным ответчиком не исполнена. В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного и земельного налогов ответчику начислены пени, направлены требования, которые до настоящего времени не исполнены. Кроме этого, в связи с большим количеством должников перед бюджетом, большим объемом передаваемых документов, а также необходимостью проверки сведений о задолженности по имущественным налогам и подготовки пакета документов для суда, административным истцом был пропущен установленный п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд. Просил восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления о взыскании задолженности, взыскать с Карпицкого В.В. задолженность по указанным видам налога и пеням.
10.03.2020 административный истец представил в материалы дела ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором просил взыскать с Карпицкого В.В. задолженность по земельному налогу в сумме 3440 руб. и пени в сумме 17 руб. 30 коп., требования административного иска о взыскании транспортного налога за 2016 год в сумме 75 руб. и пеней за период с 02.12.2017 по 11.12.2017 в размере 0 руб. 21 коп. просил оставить без рассмотрения.
Кроме того, 13.04.2020 административный истец направил в материалы дела ходатайство, в котором просил взыскать с Карпицкого В.В. задолженность по требованию № 37674 от 12.12.2017 по земельному налогу в сумме 2357 руб. и пени по земельному налогу в сумме 6 руб. 48 коп., по транспортному налогу в сумме 75 руб. и пени по транспортному налогу в размере 0 руб. 21 коп.; задолженность по требованию № 8886 от 06.02.2018 по земельному налогу в сумме 361 руб. и пени по земельному налогу в сумме 6 руб. 25 коп., заявив отказ от остальной части требований административного иска.
Определением суда от 13.04.2020 принят отказ Межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю от административных исковых требований к Карпицкому В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, в части взыскания земельного налога за 2015 год в сумме 722 руб., пеней за период с 02.12.2016 по 20.12.2016 в сумме 4 руб. 57 коп. Производство по административному делу по данному административному иску в указанной части требований прекращено.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем направления извещений и размещения информации по делу на интернет-сайте Идринского районного суда Красноярского края idra.krk@sudrf.ru, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания. Поскольку явка участников процесса не признана судом обязательной, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как предусмотрено ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов насчетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (абзац 1 пункта 1).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3 пункта 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1 пункта 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2 пункта 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (абзац 1 пункта 3).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3).
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст. 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ст. 363 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).
В силу абз.4 п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Пунктом 6 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по своевременной уплате налога или сбора начисляются пени, начиная со дня, следующего за установленным для уплаты днем.
По смыслу приведенных выше правовых норм, под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения.
Согласно ч.2 ст.6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Согласно абз.3 п.2 ст.59 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.357 НК РФ лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно ст.358 НК РФ, являются плательщиками транспортного налога. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Объектом обложения транспортным налогом на основании п.1 ст.358 НК РФ определены автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.п.1 п.1 ст.359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Законом Красноярского края от 08 ноября 2007 года № 3-676 «О транспортном налоге» (в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения) предусмотрены налоговые ставки (в рублях) на транспортные средства в зависимости от мощности двигателя.
Пунктом 1 статьи 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются им органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В этой статье предусмотрено, что исходные данные для определения налоговым органом размера транспортного налога предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Из материалов дела усматривается, что в 2016 году Карпицкий В.В. числился собственником транспортного средства <данные изъяты> с государственным регистрационным номером №,
Согласно почтовым реестрам, 01.08.2017 налоговый орган направил заказным письмом административному ответчику налоговое уведомление № 9057624 от 10.07.2017, сообщив о необходимости уплатить не позднее 01.12.2017 транспортный налог за автомобиль <данные изъяты> в сумме 75 руб. за 2016 год. Поскольку уведомление налогоплательщиком исполнено не было, в адрес Карпицкого В.В. направлялось требование об уплате № 37674 от 12.12.2017 со сроком исполнения до 30.01.2018 с суммой задолженности по транспортному налогу 75 руб. и суммой пеней – 0 руб. 21 коп.
Таким образом, у административного ответчика возникла обязанность по уплате транспортного налога, которая им в установленный законом срок исполнена не была, при этом, указанная сумма не превысила 3000 руб., в связи с чем, датой, от которой подлежит исчислению установленный ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для взыскания задолженности, является дата истечения срока исполнения самого раннего требования № 37674 от 12.12.2017 (30.01.2018 + 3 года +6 месяцев), т.е. 30.07.2021.
Материалами дела также установлено, что административному ответчику Карпицкому В.В. на праве собственности, по состоянию на 2016 год, принадлежали земельные участки: с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в 4,5 км южнее <адрес>; с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в 5,2 км южнее <адрес>,
В соответствии со ст.15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.
По смыслу п.1 ст.65 ЗК РФ, п.1 ст.388 НК РФ и п.1 ст.131 ГК РФ, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
На основании п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 01.08.2017 в адрес Карпицкого В.В. направлялось налоговое уведомление № 9057624 от 10.07.2017 об уплате не позднее 01.12.2017 земельного налога в сумме 2718 руб. за 2016 год. В связи с неисполнением данного уведомления налогоплательщиком, в личном кабинете Карпицкого В.В. размещены: требование об уплате № 37674 от 12.12.2017 со сроком исполнения до 30.01.2018 с суммой задолженности по земельному налогу - 2357 руб. и суммой пеней – 6 руб. 48 коп., требование об уплате № 8886 от 06.02.2018 со сроком исполнения до 27.03.2018 с суммой задолженности по земельному налогу - 361 руб. и суммой пеней – 6 руб. 25 коп.
Обязанность по уплате земельного налога административным ответчиком в установленный законом срок исполнена не была, при этом, указанная сумма не превысила 3000 руб., в связи с чем, датой, от которой подлежит исчислению установленный ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для взыскания задолженности, является дата истечения срока исполнения самого раннего требования № 37674 от 12.12.2017 (30.01.2018 + 3 года +6 месяцев), т.е. 30.07.2021.
С учетом положений абз.3 ч.2 ст.48 НК РФ, до истечения трех лет со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога и пеней налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании этих платежей за счет имущества физического лица лишь в случае, если общая сумма определенного вида налога и пеней превышает 3000 руб.
С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган к мировому судье не обращался.
Поскольку с настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 12.02.2020, согласно почтовому штемпелю на квитанции об оплате заказного письма, при этом, сумма недоимки по транспортному налогу и по земельному налогу не превысила 3000 руб. по каждому виду налога, налоговым органом не соблюден досудебный порядок обращения в суд в части установленных для этого сроков и суммы недоимки, в связи с чем, требования административного иска о взыскании с Карпицкого В.В. обязательных платежей и санкций подлежат оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №10 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░ 2357 ░░░., ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02.12.2017 ░░ 11.12.2017 ░ ░░░░░ 6 ░░░. 48 ░░░., ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░ 361 ░░░., ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02.12.2017 ░░ 05.02.2018 ░ ░░░░░ 6 ░░░. 25 ░░░., ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░ 75 ░░░., ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02.12.2017 ░░ 11.12.2017 ░ ░░░░░░░ 0 ░░░. 21 ░░░. - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2020 ░░░░.