Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1052/2022 ~ М-814/2022 от 23.03.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2022 года                                                                   <адрес>

Усольский городской суд <адрес> в составе судьи Норкиной М.В., при секретаре судебного заседания Ф.И.О2, с участием представителя административного истца Ф.И.О3, административного ответчика заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Ф.И.О1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД (данные изъяты) по административному иску <данные изъяты> к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, заместителю главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Ф.И.О1, отделу надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> о признании незаконным пунктов предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности и их отмене,

установил:

В обоснование административных исковых требований указано, что отделом надзорной деятельности по <адрес> Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности Муниципальным бюджетным культурно-досуговым учреждением <данные изъяты> В результате проверки установлены нарушения, отраженные в акте проверки (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ. Также по результатам указанной проверки в отношении заявителя вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) (далее - предписание) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. С указанным предписанием <данные изъяты> не согласен, считает его незаконным и необоснованным, противоречащим нормам действующего законодательства РФ по следующим основаниям. Так, согласно оспариваемого предписания в учреждении выявлено 14 различных нарушений норм пожарной безопасности. Сроки устранения всех нарушений, выявленных при проведении проверки, установлены предписанием до ДД.ММ.ГГГГ. В то же время устранить в указанный срок соответствующие нарушения требований пожарной безопасности в полном объеме невозможно в силу объективных обстоятельств. Так, в частности, при выполнении всех требований предписания <данные изъяты>» понесет финансовые затраты в размере 7 953 851,6 рублей, что подтверждается локальными сметными расчетами, коммерческими предложениями, счетами. Необходимо отметить, что указанная сумма в настоящее время не вполне актуальна, так как расчет был произведен на конец 2021 – начало 2022    гг., до возникшего в стране экономического кризиса и роста цен. В настоящее время стоимость строительных и отделочных материалов, оборудования, механизмов, работ значительно возросла, что приведет к значительному росту стоимости работ по устранению нарушений требований норм пожарной безопасности, изложенных в предписании. При этом, <данные изъяты> является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств собственника - муниципального образования «<адрес>» из средств местного бюджета. Собственных финансовых средств, получаемых за счет оказания платных услуг, недостаточно для выполнения требований предписания. Необходимо отметить, что в бюджете <адрес> на 2022 год финансовых средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности в <данные изъяты> в соответствии с требованиями предписания не предусмотрено. При этом, дефицит городского бюджета в настоящее время, согласно выписки из решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты), составляет 52 045 149,08 рублей. Нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права № (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, передано <данные изъяты> на праве оперативного управления. Согласно пункту 3.4. Устава при осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт муниципального имущества в пределах, выделенного финансирования и доходов от платных услуг. В соответствии с пунктом 2.1 Устава целью деятельности учреждения является организация досуга и приобщения жителей муниципального образования «<адрес>» к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству, создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества. Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за учреждением носит целевой характер, что связано и с обеспечением безопасности находящихся в учреждении людей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать, в том числе, и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности, включая оборудование такого здания необходимыми инженерными системами оповещения и пожаротушения. В то же время, если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствии с требованиями пожарной безопасности, либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения финансируются собственником. Таким образом, на основании вышеуказанных норм, именно собственник - муниципальное образование «<адрес>» в лице администрации <адрес> обязан предпринять меры по устранению нарушений норм пожарной безопасности в <данные изъяты> или обеспечить финансирование учреждения в целях устранения таких нарушений силами учреждения. Во исполнение указанных норм и в целях принятия мер по устранению нарушений норм пожарной безопасности, <данные изъяты> после получения предписания направило в администрацию города письмо от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) с просьбой о выделении необходимых финансовых средств в размере 7 953 851,6 рублей. Однако, до настоящего времени ответ на указанное письмо не получен. При этом, даже в случае выделения соответствующих финансовых средств из бюджета <адрес> на исполнение требований предписания, <данные изъяты> необходимо время на осуществление процедур заключения контрактов в соответствии с нормами Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также время для выполнения работ подрядчиками по соответствующим контрактам. В то же время, несмотря на отсутствие средств в бюджете <адрес> и на недостаточность собственных финансовых средств в учреждении, в настоящее время <данные изъяты> осуществляет изыскание денежных средств за счет иных доходов учреждения на приобретение металлических противопожарных дверей в помещениях складов в количестве 12 комплектов на общую сумму 571 023,00 рублей, а также на приобретение материалов для замены существующей перегородки (5-й этаж, склад хранения костюмов) на перегородку из негорючих материалов на общую сумму 48 939,00 рублей. Однако, как выше указывалось, общая сумма финансовых средств в ценах ДД.ММ.ГГГГ, необходимая для устранения нарушений норм пожарной безопасности в учреждении, составляет около 8 млн.рублей. В связи с чем, собственных финансовых средств в учреждении явно недостаточно для устранения всех нарушений согласно оспариваемого предписания. Кроме того, часть выявленных отделом НД нарушений требований пожарной безопасности не подтверждены объективными и достоверными доказательствами, а также не соответствуют нормам действующего законодательства РФ. Так, в частности, согласно акта проверки и пунктов 7 оспариваемого предписания Отделом НД указано, что не представлены сертификаты на отделочные материалы стен в зальном помещении. Соответственно, надзорным органом сделан вывод о горючести имеющихся отделочных материалов стен и оконных проемов и их несоответствии требованиям действующего законодательства только на основании того, что на момент проверки не было представлено соответствующих сертификатов. При этом, Отделом НД при проведении проверки отбора проб, испытаний, экспертиз указанных отделочных материалов не производилось. <данные изъяты> считает, что отсутствие сертификата на отделочные материалы не может свидетельствовать о его горючести и не соответствии требованиям действующего законодательства РФ. При этом, Отделом НД не указано какие иные разрешенные материалы возможно использовать для отделки стен. Кроме того, согласно пункту 11 оспариваемого предписания по окончании спектакля (репетиции) не опускается противопожарный занавес. Противопожарный занавес должен плотно примыкать к планшету сцены с помощью песочного затвора (эластичной подушки). Указанное в п. 12 предписания нарушение норм пожарной безопасности во-первых, не соответствует действительности, а во-вторых не может применяться к административному истцу. Вывод Отдела НД о том, что противопожарный занавес находится в неработоспособном состоянии, в связи с чем по окончании спектакля (репетиции) не опускается не соответствует действительности. При проведении проверки Отделом НД проверка фактической работоспособности указанного противопожарного занавеса не производилась. При этом, указанный противопожарный занавес находится в работоспособном состоянии и свои функции выполняет в полном объеме. В то же время, необходимо отметить, что требования о наличии вышеуказанного противопожарного занавеса, установленные пунктом 99 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты), не могут распространяться на <данные изъяты> в силу следующего. Согласно п. 5.4.5. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты), требования о наличии противопожарного занавеса распространяются на зрительные залы вместимостью 800 мест и более. При этом, зрительный зал <данные изъяты> рассчитан на 705 мест, в связи с чем указанные требования о наличии противопожарного занавеса не могут быть обязательными для учреждения. Таким образом, <данные изъяты> считает, что оспариваемое предписание от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) является незаконным, не соответствующим требованиям действующего законодательства РФ, нарушающим права и законные интересы заявителя. Со своей стороны административный истец пытался в досудебном порядке продлить сроки устранения нарушений, установленных предписанием, а также изменить редакцию оспариваемого предписания, путем исключения из него п. 12. В указанных целях <данные изъяты> обратился в Отдел НД с письмом от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) с просьбой о продлении сроков устранения нарушений по оспариваемому предписанию до ДД.ММ.ГГГГ, а также об исключении п. 12 из предписания. При этом, согласно ответа Отдела НД от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) административному истцу было отказано в удовлетворении указанных просьб. Согласно оспариваемого предписания, все выявленные нарушения норм пожарной безопасности административному истцу предписано устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В то же время, в случае исполнения <данные изъяты> требований указанного предписания, соответствующие действия повлекут за собой причинение административному истцу значительного ущерба, а именно, при выполнении всех требований предписания учреждение понесет необоснованные финансовые затраты в размере около 8 миллионов рублей. Представитель административного истца просил с учетом уточнений признать незаконным и отменить пункты 7 и 12 предписания от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) по устранению нарушений требований пожарной безопасности, вынесенное Отделом надзорной деятельности по <адрес> Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в отношении <данные изъяты>

Представитель административного истца <данные изъяты> Ф.И.О3, действующая на основании доверенности (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании на исковых требованиях настаивала с учетом уточнений, заявленных в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, просила признать пункты 7 и 12 предписания незаконным.

Административный ответчик заместитель главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Ф.И.О1 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представители административных ответчиков отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> ГУ МЧС России по <адрес>, Главного управления МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «<адрес>» Ф.И.О4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть административное дело в своё отсутствие.

Суд, выслушав пояснения сторон, заслушав свидетелей, исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статей 60,61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обеспечение пожарной безопасности является важнейшей функцией государства.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Необходимым условием для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов административного истца оспариваемым решением, действием (бездействием), а также несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Пунктом 5 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты), установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции, в том числе организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора.

Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).

При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон «О техническом регулировании»), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон № 69-ФЗ) должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон № 123-ФЗ), а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.

В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору Ф.И.О5 вынесено решение (данные изъяты) о проведении выездной проверки <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, о соблюдении требований пожарной безопасности.

Проверка проведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Ф.И.О1 По результатам проведения проверки составлен акт проверки (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в ходе проведения проверки выявлен факт невыполнения требований пожарной безопасности, а именно: 1) не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений; 2) руководителем организации не обеспечено наличие в помещении пожарного поста (диспетчерской) инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты; 3) двери помещений в складе светового оборудования с определенной категорией «В2», кладовая ЛВЖ с определенной категорией «А», регуляторная с определенной категорией «В3», склад с определенной категорией «В1», механизмы сцены с определенной категорией «В3» по взрывопожарной и пожарной опасности не соответствуют требуемому пределу огнестойкости (расчёт от ДД.ММ.ГГГГ); 4) двери помещений каб. (данные изъяты) «склад хранения костюмов» с определенной категорией «В2», каб. (данные изъяты) склад для хранения костюмов (данные изъяты) с определенной категорией «В3», каб. (данные изъяты) склад для хранения костюмов (данные изъяты) с определенной категорией «В3», помещение склада для хранения тканей на 4 этаже с определенной категорией «В2», помещение склада для хранения костюмов на 4 этаже с определенной категорией «В2», помещение склада для хранения костюмов (данные изъяты) на 4 этаже с определенной категорией «В2», помещение склада для хранения костюмов на 5 этаже с определенной категорией «В2», помещение склада для хранения декораций с определенной категорией «В2» по взрывопожарной и пожарной опасности не соответствуют требуемому пределу огнестойкости (расчёт от 2018 г.); 5) отсутствует ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации АПС и СОУЭ сверх срока службы, установленного изготовителем, и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации (акт (данные изъяты) от 30.11.2021г. п. 4 срок эксплуатации системы более (8-10 лет), т.е. окончен. Требуется капитальный ремонт); 6) части помещение различных классов функциональной пожарной опасности (общественное помещение и склад расположенных на 5-м этаже) разделены между собой ограждающими конструкциями из горючего материала; 7) не представлены сертификаты на отделочные материалы стен в зальном помещении, вместимость зального помещения, которого составляет более 300 чел; 8) не представлены сертификаты на отделочные материалы оконных проемов в помещении бара; 9) запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа на путях эвакуации ведущие из помещения бара в помещение танцевального класса; 10) в помещениях кинооператорской, эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; 11) в помещении столярного цеха эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; 12) по окончании спектакля (репетиции) не опускается противопожарный занавес. Противопожарный занавес должен плотно примыкать к планшету сцены с помощью песочного затвора (эластичной подушки); 13) не обеспечено проведение проверок на работоспособность (не реже 1 раза в 10 дней) дымовых люков. Дымовые люки частично запенены; 14) сведения, указанные в декларации пожарной безопасности зарегистрированной 20.04. 2010 (данные изъяты)-ТО-121 на объект зашиты, содержат недостоверные сведения по характеристике объекта, в том числе сведения о системе противопожарной зашиты объекта защиты.

Проверка проведена с участием заместителя директора по творческой деятельности Ф.И.О3, инженера Ф.И.О6, которые с актом ознакомлены, акт подписан ДД.ММ.ГГГГ, замечаний не заявлено (л.д. 11-15).

На основании указанного акта <данные изъяты> выдано предписание (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-19).

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 38 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) (далее - Правила, ППБ 01-03).

В соответствии с вышеназванными Правилами собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание – <данные изъяты>: <адрес>, находится в оперативном управлении на основании распоряжения КУМИ администрации муниципального образования <адрес> (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55).

Таким образом, учитывая, что нежилое здание по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении <данные изъяты> то вышеуказанные требования пожарной безопасности, предъявляемые органом надзора требования к истцу являются законными и обоснованными.

Из пояснений представителя административного истца следует, что в настоящее время не выполнены пункты №(данные изъяты) и (данные изъяты) предписания (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, с которыми административный истец не согласен.

Согласно пункту (данные изъяты) предписания, при проведении плановой выездной проверки не представлены сертификаты на отделочные мероприятия в зальном помещении вместимость, которого составляет более 300 человек, в нарушении пункта 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) (далее - ППР в РФ (данные изъяты)).

В соответствии с частью 6 статьи 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.

В соответствии в положениями указанной статьи Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружения, табл. 29 класс пожарной опасности материала для отделки стен должен быть не более КМ1 (расшифровка Г1 - по горючести, В1 - по воспламеняемости, РП1 - по распространению пламени, Д2 - по дымобразующейся способности, Т2 - по токсичности).

Так, из представленного ранее заключения эксперта (данные изъяты) ФГБУ СЭУ ФПС ИТОГ ПО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что стеновая подушка в зальном помещении относится к группе горючих материалов средней воспламеняемости В2 (требуется - трудно воспламеняемая В1), по дымообразующей способности, в виду того, что конструкция стеновой подушки является многослойной и ее фактическая толщина превышает 10 мм, испытания проводились отдельно для каждого материала, составляющего слой подушки (деревянный брусок, фанерная плита, теплоизоляционный материал из стеклянного штапельного волокна, подкладочная суровая ткань, обивочный дерматин). Деревянный брусок, фанерная плита, подкладочная суровая ткань, обивочный дерматин стеновой подушки относится к группе по дымобразующейся способности <адрес> - высокая (требуется умеренная <адрес>).

Согласно пункту 25 Правил, в случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна хранится документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности применимых строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов.

В обоснование своих возражений представитель истца пояснила, что согласно имеющимся в учреждении монтажным схемам декоративной отделки стен зрительного зала, мероприятия по огнезащитной обработке были соблюдены в полном объеме при монтаже соответствующих панелей. Также, учреждением ежегодно проводятся испытания качества огнезащитной обработки деревянных конструкций звукоизолирующих подушек зального помещения. Так, согласно акту выполненных работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций звукоизоляционных подушек большого зала <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и протоколу испытаний качества огнезащитной обработки деревянных конструкций от ДД.ММ.ГГГГ, выполненных УРО ВДПО, отобранные пробы соответствуют требованиям огнезащиты. Таким образом, отсутствие сертификатов на отделочные материалы не может свидетельствовать о горючести соответствующих материалов и не соответствии их противопожарным нормам.

При этом доказательств, предъявления проверяющим копий сертификатов соответствия отделочных материалов стен в зальном помещении не представлено. Этот факт так же подтвердил допрошенный в судебном заседании свидетель инженер Ф.И.О6

Наличие представленных представителем административного истца части сертификатов не имеет правового значения, поскольку статьей 146 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», предусматривает необходимость подтверждения полного соответствия продукции требованиям пожарной безопасности. Кроме того, цель проверки обусловлена защитой жизни, здоровья и имущества граждан и для определения соответствия применяемых материалов соответствующим требованиям необходимо документальное подтверждение.

Согласно пункту 12 предписания, при проведении плановой выездной проверки установлено, что по окончании спектакля (репетиции) не опускается противопожарный занавес. Противопожарный занавес должен плотно примыкать к планшету сцены с помощью песочного затвора (эластичной подушки), в нарушении пункта 99 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты).

Согласно пункту 5.4.5. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) проем строительного портала сцен с залами вместимостью 800 мест и более должен быть защищен противопожарным занавесом с пределом огнестойкости не менее EI 60. Теплоизоляция занавеса должна быть из материалов НГ. Полотно противопожарного занавеса должно перекрывать проем строительного портала не менее чем на 0,4 м с боковых сторон и на 0,2 м сверху и быть газонепроницаемым.

Из пояснений представителя ответчика следует, что при проведении проверки инженеру было предложено опустить противопожарный занавес, с целью его проверки на работоспособность, но им было отказано, и пояснено, что противопожарный занавес отпускается, но поднять его очень сложно, в связи с тем, что поднимают его вручную несколько человек и занимает это несколько дней, таким образом, противопожарный занавес не отпускается после спектакля (репетиции) на объекте.

В обоснование своих возражений представитель административного истца пояснила, что требования о наличии противопожарного занавеса распространяются на зрительные залы вместимостью 800 мест и более. При этом, зрительный зал <данные изъяты> рассчитан на 705 мест, что подтверждается актом обследования муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, а также справочной информацией МКУ «Централизованная бухгалтерия <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты).

Как следует из акта при проведении проверки государственному инспектору <адрес> и <адрес> по пожарному надзору была представлена проектная документация и технические паспорта на проверяемое здание, согласно которых задание <данные изъяты> принят в эксплуатацию в 1977 году, вместимостью зального помещения 800 посадочных мест и изначально был запроектирован противопожарный занавес в проектной документации. Таким образом, указанный пункт предписания подлежит исполнению, а сокращение посадочных мест в зальном помещении до 705 не освобождает истца от обязанности по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в пределах предоставленных им полномочий. Более того, сведений о внесении изменений в проектную документацию представителем административного истца не представлено.

Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора <данные изъяты> Ф.И.О7 обращалась с заявлением в ФГПН с целью исключения из предписания п. 12, а также продления сроков исполнения предписания (л.д. 63-64).

Согласно ответа (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 16 ППР в РФ (данные изъяты) на объектах защиты запрещается: проводить изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующим тот момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности. При сокращении посадочных мест, истцом не оформлялись и не согласовывались устанавливающие документы. Также заявителю было отказано в продлении сроков исполнения предписания (до ДД.ММ.ГГГГ), т.к. ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской грации издано постановление (данные изъяты) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в соответствии с требованиями пункта 8 срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица. Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации. Следовательно, срок исполнения предписания продлевается автоматически до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65).

Оценив установленные по делу обстоятельства и представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что нарушения обязательных требований пожарной безопасности, вмененные административному истцу, подтверждаются материалами административного дела, оспариваемое предписание выдано в установленном законом порядке уполномоченным на то должностным лицом при наличии предусмотренных законом оснований, требованиям закона оно не противоречит.

Несоблюдение требований пожарной безопасности административным истцом в случае возможного возникновения пожара может повлечь угрозу жизни и здоровью людей.

В настоящее время установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что административным истцом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется.

Кроме того, неисполнение обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от наличия у истца в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора. Такая обязанность на административного истца возложена приведенными выше нормами законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и является его публично-правовой обязанностью.

Доказательств того, что оспариваемое предписание и акт проверки нарушают права административного истца, суду не представлено, при этом суд учитывает, что неисполнение предписания ставит под угрозу пожарную безопасность, и, как следствие, жизнь и здоровье людей. При указанных обстоятельствах, правовых оснований для признания оспариваемого предписания и акта незаконными, у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░                                                                                                        ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1052/2022 ~ М-814/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МКДУ "Дворец культуры"
Ответчики
заместитель главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору Пашковская Валентина Викторовна
ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское и Усольском районе
Другие
Администрация город Усолье-Сибирское
Суд
Усольский городской суд Иркутской области
Судья
Норкина М.В.
Дело на сайте суда
usolsky--irk.sudrf.ru
23.03.2022Регистрация административного искового заявления
23.03.2022Передача материалов судье
25.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2022Судебное заседание
04.05.2022Судебное заседание
16.05.2022Судебное заседание
18.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2023Дело оформлено
30.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее