25RS001-01-2022-002778-62
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 июля 2022 года г. Спасск-Дальний
Приморский край
Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего - судьи Бобрович П.В.,
при секретаре судебного заседания - Еременко И.А.,
с участием представителя истца прокурора г. Спасск-Дальний Приморского края - помощника прокурора г.Спасск-Дальний Карпуша К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Спасского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Суеваловой Г.М. к ответчику ТСЖ «Летно-Хвалынское» о возложении обязанности совершить действия по проведению внеочередного осмотра общедомового имущества МКД № по <адрес> в <адрес>, на котором произошла аварийная ситуация, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в Спасский районный суд с исковым заявлением в интересах Суеваловой Г.М. к ответчику ТСЖ «Летно-Хвалынское» о возложении обязанности совершить действия по проведению внеочередного осмотра общедомового имущества МКД № по <адрес> в <адрес>, на котором произошла аварийная ситуация, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В исковом заявлении истец указал, что прокуратурой города, во исполнение приказа прокурора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства», проведена проверка соблюдения управляющими организациями, ТСЖ, осуществляющими управление многоквартирными домами на территории городского округа Спасск-Дальний требований федерального законодательства, в том числе, исполнения Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам которой в деятельности ТСЖ «Летно-Хвалынское» выявлены нарушения закона, выражающиеся в непроведении внеочередных осмотров общедомового имущества.
На основании вышеизложенного, прокуратурой города в адрес ТСЖ «Летно-Хвалынское» внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства в жилищно-коммунальной сфере, которое рассмотрено и не удовлетворено.
В силу с ч. 2.2 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность в том числе за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договора лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляет контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме и др.
Проверкой установлено, что МКД № по <адрес> в <адрес> находится в управлении ТСЖ «Летно-Хвалынское».
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом содержании общего имущества дома должно осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
В силу п. 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом и т.д.
В силу п. 13 Правил, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жиль, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее-ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом – лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
В соответствии с п. 13 (1) Правил, внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.
Вместе с тем, ТСЖ «Летно-Хвалынское» не провело внеочередной осмотр общедомового имущества после произошедшей аварийной ситуации в указанном многоквартирном доме.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных положений законодательства должностные лица ТСЖ «Летно-Хвалынское» не приняли своевременные меры по устранению установленных в ходе проверки недостатков и нарушений. В связи с чем, указанное обстоятельство дает основания полагать о возникновении аварийных ситуаций, которые повлекут нарушения жилищных прав граждан.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Суевалова Г.М., в силу своего возраста и социального положения, состояния здоровья не может самостоятельно обратиться с исковым заявлением в суд в защиту своих прав и законных интересов.
На основании изложенного, просит возложить на ТСЖ «Летно-Хвалынское» обязанность по проведению внеочередного осмотра общедомового имущества МКД № по <адрес> в <адрес>, на котором произошла аварийная ситуация, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора г. Спасск-Дальний Карпуша К.В. в судебном заседании, поддержал исковые требования по доводам, изложенным в заявлении, настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Лицо, в интересах которого подано исковое заявление, Суевалова Г.М. в зал судебного заседания не явилась, согласно представленного заявления, исковое заявление прокурора <адрес>, поданное в суд в защиту её интересов поддержала, просила рассмотреть без своего участия.
В связи с чем, суд признал возможным рассмотреть дело без участия лица, в интересах которого подано исковое заявление.
Представитель ответчика ТСЖ «Летно-Хвалынское», извещаемый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления почтового отправления с судебным извещением времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явился, в представленном суд заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ТСЖ «Летно-Хвалынское», извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав имеющиеся материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования заявлены обосновано и подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Поскольку ненадлежащее состояние общедомового имущества <адрес> в <адрес> может повлечь угрозу безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, проживающих в указанном доме, то прокурор вправе обратиться в суд с данным требованием.
Согласно ст.ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно нормам ч.ч. 1, 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пп. "а" п. 11 Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (п. 13 Правил).
В силу п. 13(1) Правил, осмотры общего имущества могут быть текущие, сезонные и внеочередные.
Внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.
Как установлено из представленных в материалы дела доказательств, в истекшем периоде 2022 года ТСЖ «Летно-Хвалынское» не проводило внеплановые осмотры технического состояния общедомового имущества, после устранения аварийных ситуаций неисправности в системе канализации МКД, расположенного по адресу: <адрес>.
При этом, согласно ответа ТСЖ «Летно-Хвалынское» № от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ года произошли аварийные ситуации в ряде многоквартирных домов, в виде неисправностей в системе канализации произошло в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Внеочередной осмотр общего имущества указанного многоквартирного дома ТСЖ «Летно-Хвалынское» после возникших аварийных ситуаций не проводился, акт осмотра не составлялся.
Согласно ответа ТСЖ «Летно-Хвалынское» № от ДД.ММ.ГГГГ, представление прокурора б/н от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, допущенные нарушения будут устранены. Срок устранения нарушений не указан.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что общедомовое имущество, многоквартирного <адрес> в <адрес>, эксплуатируется с нарушением требований действующего законодательства, что может повлечь угрозу безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, проживающих в указанном доме.
Обязанность по содержанию в надлежащем состоянии общедомового имущества, расположенного в указанном доме возложена на ТСЖ «Летно-Хвалынское».
При осуществлении своей деятельности, применении законов все органы и должностные лица должны, в первую очередь, руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Проанализировав вышеперечисленные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора <адрес> в интересах Суеваловой Г.М. к ответчику ТСЖ «Летно-Хвалынское» о возложении обязанности совершить действия по проведению внеочередного осмотра общедомового имущества МКД № по <адрес> в <адрес>, на котором произошла аварийная ситуация, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, подлежит удовлетворению.
При подаче искового заявления прокурор, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, которая подлежит взысканию с ответчика ТСЖ «Летно-Хвалынское» в силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ.
На основании части 2 статьи 61.2, части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░-░░░░░░░░░░», - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.