судья: Степанов Д.Г.
дело № 33а-384
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 февраля 2018 года город Москва
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Коневой С.И., Гордеевой О.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Гордеевой О.В. материал по частной жалобе представителя административного истца Андреевой Ю.С. по доверенности Синицына Д.И. на определение судьи Перовского районного суда г. Москвы от 1 сентября 2017 года, которым постановлено:
Возвратить административное исковое заявление Андреевой Ю.С. к Законодательному Собранию города Севастополя об оспаривании правового акта органа государственной власти субъекта РФ,
УСТАНОВИЛА:
Андреева Ю.С. полагая свои права нарушенными, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Законодательному Собранию города Севастополя об обжаловании правового акта органа государственной власти субъекта РФ, как несоответствующего действующему законодательству, ссылаясь на то, что решением Исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 3 марта 1979 г. № 7/221 земельный участок, расположенный в районе Батилимана общей площадью *** га, передан ГП «Севастопольское опытное лесоохотохозяйство», при этом административный истец в 2013 году по предварительному договору купли-продажи приобрела долю вышеуказанного земельного участка, который в настоящее время, является предметом истребования по искам Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Определением судьи Перовского районного суда г. Москвы от 1 сентября 2017 года указанное административное исковое заявление возвращено на основании пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ в виду неподсудности административного дела по предъявленным Андреевой Ю.С. требованиям районному суду.
Об отмене данного определения судьи по доводам частной жалобы просит представитель административного истца, полагая, что оно постановлено с нарушением норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему выводу.
Возвращая административное исковое заявление, судья указал на то, что исходя из содержания оспариваемого правового акта органа государственной власти субъекта РФ, признаков подведомственности в рассмотрении настоящего дела районному суду не имеется.
С данными суждениями судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с п. 9, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9). При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений (п. 10).
Как следует из представленных документов, административный истец оспаривает решение Исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 3 марта 1979 г. № 7/221 «Об отводе земельного участка Севастопольскому лесхоззагу», которое нормативным правовым актом либо актом, обладающим нормативными свойствами не является.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 КАС РФ суд города федерального значения рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ.
Согласно ст. 19 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, вывод о неподсудности дела районному суду и имеющихся в связи с этим основаниях для возвращения административного искового заявления представляется ошибочным.
Действующее процессуальное законодательство исходит из того, что возвращение административного искового заявления административному истцу допускается лишь в случае, если дело неподсудно данному суду.
При таких данных, судебная коллегия полагает, что у судьи районного суда отсутствовали законные основания для возвращения административного искового заявления.
С учетом изложенного, обжалуемое определение законным и обоснованным признать нельзя, а потому оно подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса в порядке ст. ст. 124-130 КАС РФ.
Руководствуясь ст. ст. 310, 315, 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░. ░░. 124-130 ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
3