Дело 2а-42/2022
УИД 29RS0025-01-2021-001071-57
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пос. Октябрьский 27 января 2022 года
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Заостровцевой И.А., при секретаре Абакумовой О.Н., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Паршина А.Н., представителя ответчика – администрации МО «Октябрьское» Паршина В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Октябрьское» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места складирования отходов производства и потребления, иных отходов, осуществить рекультивацию земельных участков,
установил:
прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Октябрьское» с названным административным иском, просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Октябрьское», выразившееся в не организации мероприятий по устранению несанкционированных мест складирования отходов производства и потребления, иных отходов, возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Октябрьское» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированных мест складирования отходов производства и потребления, иных отходов, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу осуществить рекультивацию земельных участков.
В обосновании административного иска ссылается на то, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, в деятельности органов местного самоуправления «Октябрьское» выявлены нарушения закона при осуществлении полномочий по сбору и вывозу отходов потребления. Установлено, что на территории МО «Октябрьское» на земельных участках с кадастровыми номерами ... размещены несанкционированные свалки бытовых отходов. Ненадлежащее выполнение администрацией МО «Октябрьское» возложенных законом обязанностей по надлежащей организации процесса сбора и вывоза бытовых отходов с несанкционированных свалок нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Паршин А.Н. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации МО «Октябрьское», глава МО «Октябрьское» с административными исковыми требованиями не согласен, полагая, что у администрации МО «Октябрьское» отсутствуют полномочия по сбору и вывозу отходов с указанных в административном исковом заявлении несанкционированных свалок. Не оспаривая тот факт, что земельные участки, на которых выявлены несанкционированные свалки, находятся в границах МО «Октябрьское», ссылается на то, что они расположены вне границ населенных пунктов Октябрьского городского поселения, а также на то, что администрация МО «Октябрьское» не является собственником размещенных на несанкционированных свалках промышленных отходов. Кроме того, считает, что бездействие со стороны администрации МО «Октябрьское» отсутствует, так как они силами волонтеров произвели очистку малогабаритного мусора на земельном участке с кадастровым номером ....
Заслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, изучив и оценив письменные доказательства и иные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Прокуратурой района при осуществлении надзора за соблюдением требований природоохранного законодательства выявлены нарушения закона, устанавливающие требования к обращению с отходами производства, а именно: на территории МО «Октябрьское» на земельном участке с кадастровым номером ..., местоположение примерно в 2140 метрах по направлению на юго-запад от ориентира ... и на земельном участке с кадастровым номером ..., местоположение- ... расположены несанкционированные места складирования отходов производства и потребления, объем которых превышает 1 куб.метр.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 27 сентября 2021 г., фототаблицей к нему и абрисами земельных участков, согласно которым на земельном участке с кадастровым номером ... выявлена несанкционированная свалка отходов потребления и производства, на площади 3,9 га., а на земельном участке с кадастровым номером ... несанкционированная свалка отходов потребления и производства, на площади 2,1 га.
Указанные земельные участки с кадастровым номером ..., площадью 70002 +/-463 кв.м., местоположение примерно в 2140 метрах по направлению на юго-запад от ориентира ... и с кадастровым номером ..., площадью 52 000 +/-399 кв.м., местоположение- ..., относятся к категории – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположены в границах Октябрьского городского поселения Устьянского района Архангельской области.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ... – специальная деятельность, а земельного участка с кадастровым номером ...- для эксплуатации свалки.
Вместе с тем, объект размещения отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ... не приведен в соответствие с требованиями законодательства о внесении в государственный реестр объектов размещения отходов, в связи, с чем не является специальным объектом (полигоном) для размещения отходов. Кроме того, расположение данного объекта размещения отходов не согласуется с санитарными нормами, установленными для полигонов твердых бытовых отходов, в связи с чем, данный объект размещения отходов, а также объект размещения отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ... являются несанкционированными свалками и подлежат ликвидации.
Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.
По результатам проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды собственник отходов не установлен.
По итогам проведенной проверки прокурором Устьянского района главе администрации МО «Октябрьское» внесено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона, в том числе по организации ликвидации несанкционированных мест складирования отходов производства и потребления, иных отходов.
Согласно протоколу совещания при главе городского поселения «Октябрьское» от 28.10.2021 по вопросу уборки несанкционированных мест складирования отходов на земельных участках с кадастровыми номерами ... администрация с представлением прокурора не согласна.
Административный ответчик не оспаривает, что несанкционированные свалки отходов на указанных земельных участках не ликвидированы по настоящее время.
Судом установлено, в том числе на основании Закона Архангельской области от 26.04.2006 № 158-10-ОЗ "Об описании границ территорий муниципального образования "Устьянский муниципальный район" и вновь образованных в его составе муниципальных образований", кадастровой выписки, фотографических изображений участков, уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ответа администрации МО «Октябрьское» от 27.12.2021, что указанные свалки расположены в границах территории муниципального образования «Октябрьское».
Согласно ст. 48 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ "О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области" в границы муниципального образования "Октябрьское" входит территория поселка Сушзавод, деревень Павлицево и Чадрома.
Право собственности на вышеуказанные земельные участки не зарегистрированы, они свободны от прав третьих лиц.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
В силу п. 2 ст. 3.3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что несанкционированная свалка расположена на территории МО «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области, собственники отходов производства и потребления не установлены.
Доказательств, с достоверностью свидетельствующих об обратном, административным ответчиком не предоставлено.
Согласно статье 3 ФЗ «Об охране окружающий среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на категории, к которым в том числе относятся земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 настоящей статьи земель (пункт 2 статьи 88 ЗК РФ).
Пунктом 2 статьи 12 ЗК РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Как следует из статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения отнесено к вопросам местного значения городского поселения в силу п. 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ».
Согласно Уставу администрация МО «Октябрьское» организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Октябрьского поселения.
В соответствии со статьей 7 Устава муниципального образования «Октябрьское» к вопросам местного значения МО «Октябрьское» относятся среди прочих участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения, земельный контроль в отношении земель Октябрьского городского поселения, участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст.1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом.
Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» отходы производства (промышленные отходы) - это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
Как следует из положений ст. 4 Закона № 89 - ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В силу п. 5 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории и в границах городского поселения «Октябрьское» Устьянского муниципального района Архангельской области, суд возлагает обязанности по ликвидации указанных свалок на администрацию МО «Октябрьское», которая осуществляет полномочия по распоряжению указанными земельными участками.
Доводы представителя административного ответчика о том, что ликвидация указанных несанкционированных свалок относятся к полномочиям администрации Устьянского муниципального района в силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 2 статьи 8 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" являются несостоятельными, поскольку прокурором заявлены требования о возложении обязанности организовать ликвидацию конкретных несанкционированных свалок отходов в целях устранения нарушений права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией РФ и иными федеральными законами, в качестве основания иска указано на обстоятельства, связанные с ненадлежащим исполнением органом местного самоуправления обязанностей в сфере охраны и использования земель, как субъектом, имеющим право на распоряжение земельными участками, на которых расположены несанкционированные свалки.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, с созданием в Российской Федерации как социальном государстве благоприятных, в том числе с точки зрения состояния экологии, условий для жизнедеятельности человека (преамбула; статья 7, часть 1 статьи 58 Конституции Российской Федерации) связано и осуществление - на основе взаимодействия территориальных уровней публичной власти, включая местное самоуправление как наиболее приближенный к населению уровень публичной власти, - надлежащих мер по обращению с отходами производства и потребления с целью предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также по вовлечению таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Характер и пределы участия местного самоуправления в решении этих вопросов – при том, что одним из основополагающих принципов охраны окружающей среды является принцип «загрязнитель платит», получивший свое нормативное выражение, в частности, в статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», - обусловливаются как необходимостью обеспечения с помощью эффективных организационно-правовых средств оперативного устранения причин и ограничения последствий негативного воздействия на окружающую среду и природные объекты, так и ответственностью местного сообщества за предотвращение и устранение вреда, причиняемого им в процессе жизнедеятельности населения.Тем самым предполагается, что законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения (т.е. имеющими, по сути, местное, коммунальное происхождение), если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 № 26-П).
Несмотря на то, что на органах местного самоуправления непосредственно не лежит обязанность ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
Данные задачи решаются посредством муниципального земельного контроля.
В соответствии с п/п 1 - 3 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
Следовательно, если лицо, виновное в причинении вреда, в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории муниципального образования земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.
Вышеуказанное свидетельствует, что администрация МО «Октябрьское» на своей территории должна устранить выявленные несанкционированные свалки.
Доводы представителя администрации МО «Октябрьское» о том, что несанкционированное складирование мусора на заявленных земельных участках осуществляют посторонние лица, правового значения не имеет, поскольку в материалах дела имеются сведения о том, что в ходе проведении контрольных мероприятий установить таких лиц не представилось возможным.
О месте расположения отходов на данной территории административному ответчику известно, однако должных мер для выявления собственника отходов, обеспечения вывоза отходов с этих мест, не предпринято, свалки на момент рассмотрения дела не ликвидированы.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что администрация МО «Октябрьское», наделенная соответствующими полномочиями, уклоняясь от решения вопросов местного значения, допускает бездействие, выражающееся в неорганизации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со спорной территории. Указанное бездействие ответчика нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Доказательств того, что администрация МО «Октябрьское» осуществляет действия, направленные на участие в организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, в отношении спорной территории, суду не представлено.
Отходы производства и потребления размещаются неорганизованно на земельных участках, не предназначенных для таких целей, что приводит к загрязнению и захламлению территории поселения, в результате к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека. Дальнейшее бездействие может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, возникновению пожаров на данной территории, причинению вреда окружающей среде, что создает угрозу жизни и здоровья граждан.
В целях восстановления нарушенного права суд полагает необходимым возложить на администрацию МО «Октябрьское» обязанность организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов производства и потребления, расположенных на земельном участке с кадастровым номером ..., местоположение примерно в 2140 метрах по направлению на юго-запад от ориентира ... и на земельном участке с кадастровым номером ..., местоположение- ....
В соответствии с 4.1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 5, 6 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее по тексту – Правила), а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.
Согласно пункту 2 Правил, деградация земель – ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов.
В соответствии с п. 3 Правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу подпункта пункта 4 Правил, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:
а) гражданами и юридическими лицами – собственниками земельных участков;
б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами – в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);
в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (п. 6 Правил).
Рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (п.8 Правил).
Таким образом, в соответствии с вышеизложенными требованиями законодательства, в обязательном порядке подлежат рекультивации земли, указанные в п. 6 Правил, то есть нарушенные земли в случаях, установленных Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации, а также федеральными законами. То есть рекультивация обязательна:
- во всех случаях, когда качестве земель ухудшено, в том числе при их загрязнении или нарушении почвенного слоя (п. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ);
- при строительстве (реконструкции) зданий, сооружений и других объектов. Объекты капитального строительства можно ввести в эксплуатацию, только если проведены все предусмотренные проектной документацией мероприятия по охране окружающей среды, в том числе рекультивации земель в соответствии с законодательством (п.1 ст. 38 Закона об охране окружающей среды);
- нарушенные земли сельскохозяйственного назначения;
- земли, которые подвергались загрязнению химическими, в том числе радиоактивными, иными веществами, микроорганизмами, если их содержание не соответствует нормативам качестве окружающей среды и законодательству об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вместе с тем, в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что действия администрации городского поселения Октябрьское привели к деградации земель на земельном участке с кадастровым номером ..., местоположением примерно в 2140 метрах по направлению на юго-запад от ориентира ... и на земельном участке с кадастровым номером ..., местоположение - ..., не подтверждены факты ухудшения качества земель, в том числе при их загрязнении или нарушении почвенного слоя, как и отсутствуют доказательства загрязнения указанных земельных участков, на которые расположены выявленные несанкционированные свалки, химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также не обосновано требование проведения рекультивации вышеуказанных земельных участков на всей их площади, с учетом того, что выявленные несанкционированные свалки занимают только части указанных земельных участков.
Поскольку не проведены отборы почвенных проб на соответствующие показатели, не осуществлено их исследование, соответственно, не определены степень и объем загрязнения земельных участков, вид загрязняющих веществ.
Таким образом, прокурором не подтверждено нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, либо возникновения реальной угрозы их нарушения при не проведении рекультивации спорных земельных участков, а также не подтверждена необходимость её проведения на указанных земельных участках, с учетом категории земель и вида их разрешенного использования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности по проведению рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами: ..., не имеется, административные исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Прокурор Устьянского района просит установить срок для исполнения решения по требованию о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных мест складирования отходов производства и потребления, иных отходов в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный ответчик возражений по установлению срока исполнения указанных работ не предоставил.
Принимая во внимание, что мероприятия по организации ликвидации несанкционированных мест складирования отходов производства и потребления, иных отходов требуют определенных финансовых затрат, определяя срок выполнения указанных мероприятий, суд принимает во внимание дату вынесения настоящего решения, период времени необходимый для вступления решения суда в законную силу, время наступления необходимых для проведения указанных работ погодных условий, а также необходимость соблюдения требований, установленных Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи, с чем полагает разумным установить срок выполнения работ по организации ликвидации несанкционированных мест складирования отходов производства и потребления, иных отходов в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Прокурор в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина не полежит взысканию с администрации МО «Октябрьское».
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 2140 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ... ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░- ....
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 2140 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ... ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░- ..., ....
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 2140 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ... ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░- ..., ... ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.