Судья: Запорожская О.А. дело 33-1621/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 13 февраля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей Бабайцевой Е.А., Нагиной О.Ю.,
при секретаре Пименовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1076/2019 по иску Нестеренко Вячеслава Николаевича к обществу с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» о признании публичного договора на оказание услуг по вывозу ТБО ничтожным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании незаконным наложение обязанности по оплате услуг по вызову ТБО при отсутствии договора на оказание этой услуги или заказа этой услуги
по апелляционной жалобе Нестеренко Вячеслава Николаевича
на решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 7 ноября 2019 года, которым Нестеренко Вячеславу Николаевичу отказано в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Мун Г.И., возражения относительно доводов жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» Казакова Д.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Нестеренко В.Н. обратился с иском к ООО «Управление отходами – Волгоград», в котором с учетом изменений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил суд о признании публичного договора на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в отношении себя незаключенным; обязании ответчика изменить публичный договор, опубликованный в СМИ Волгоградской области в соответствии с прилагаемыми замечаниями; признании необоснованным долга по начислениям за вывоз мусора за период с января 2019 года по октябрь 2019 года в размере 662 рубля 51 копейка; обязании ООО «Управление отходами - Волгоград» опубликовать в публичном доступе контакты должностных лиц, уполномоченных представлять исполнителя услуг, решать вопросы по существу в соответствии со статьями 8, 9, 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Иск обоснован тем, что 28 декабря 2018 года в газете «Волгоградская правда» была опубликована оферта по оказанию услуг по вывозу ТБО, после чего ему стали начислять плату на эти услуги в отсутствие заказа такой услуги и заключения с ним отдельного договора на оказание услуг по вывозу ТБО, в связи с чем образовалась задолженность, которая, по мнению истца, начислена незаконно.
Протокольным определением от 8 октября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена администрация Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного в апелляционной жалобе просит Нестеренко В.В., ссылаясь на то, что предусмотренная договором неустойка в 3-4 раза превышает неустойку, установленную пунктом 14 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор не может действовать ранее момента заключения, однако в нем указано, что договор действует с момента возникновения права собственности, а услуга оказывается и оплата начисляется с 1 января 2019 года, в договоре отсутствует ответственность за непредоставление услуги, ответчик сам назначает дату оказания услуги, в договоре отсутствуют существенные условия, предусмотренные пунктом 25 Правил, утверждённых Постановлением Правительства №1156 от 12 ноября 2016 года, в январе, феврале, частично в марте, апреле, мае, июне услуга не оказывалась, однако перерасчет не произведен, имеются все основания для признания договора незаключенным.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседание суда апелляционной инстанции Нестеренко В.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах своей неявки судебную коллегию не известил, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Нестеренко В.Н., извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о чем в материалах дела имеется соответствующие доказательства, и не сообщившего о причинах своей неявки.
Проверив материалы дела исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств самостоятельного вывоза или утилизации твердых бытовых отходов способом, не нарушающим санитарного законодательства, истцом не представлено, как не представлено и доказательств неоказания ООО «Управление отходами – Волгоград» услуг истцу по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, указав, что согласно положениям действующего законодательства начисление ответчиком в отношении истца платежей за предоставленные коммунальные услуги являются правомерными, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами (в том числе на транспортирование) путем заключения договора с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации). В связи с чем, собственник несет расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги, к которым отнесено обращение с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункты 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
При этом, как указано в части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.
Статьей 435 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (пункт 1статьи 438 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Статья 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Такой договор является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Из изложенного выше следует, что в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
В пункте 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 № 354, указано, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641» (далее - Правила обращения с ТКО).
Из содержания пункта 8(4) раздела I(1) названных Правил следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абзацами 3, 4 пункта 8(17) раздела I(1) этих же Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) раздела I(1) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов является по своей правовой природе договором возмездного оказания услуг, ввиду чего применению к сложившимся между сторонами правоотношениям подлежат положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года № 155, заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
Из содержания приведенных положений следует, что документом, свидетельствующим о заключении договора оказания услуг по вывозу бытовых отходов, может быть и квитанция, и талон, и иной документ.
Материалами дела подтверждается, что Нестеренко В.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области, заключенного 6 августа 2018 года между комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области в лице председателя Н.О. (Уполномоченный орган) и ООО «Управление отходами – Волгоград» (Региональный оператор) было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области, по условиям которого по результатам конкурсного отбора Уполномоченный орган поручает, а Региональный оператор принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО), предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области, соглашением (пункт 1.1. соглашения).
Региональным оператором, обеспечивающим осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Волгоградской области, в которую входит Калачевский муниципальный район является ООО «Управление отходами – Волгоград».
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также сам типовой договор были размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте регионального оператора ООО «Управление отходами – Волгоград», а также опубликованы в средствах массовой информации – газете «Волгоградская правда» от 28 декабря 2018 года №151.
Истец не направил региональному оператору заявку и документы, в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил обращения с ТКО и не обращался с заявлением о заключении договора в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.
Таким образом, с учетом приведенных правил, поскольку истец не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступил в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
ООО «Управление отходами – Волгоград» оказывало услуги обращению с ТКО, что подтверждается выставленными в адрес истца платежными документами за период с января 2019 года по октябрь 2019 года, оформленными в соответствии с вышеназванными Правилами, данными маршрутных журналов учета сведений о движении транспортных средств, используемых для перевозки ТКО за период с июля 2019 года по август 2019 года, средствами объективного контроля спутниковой навигационной системы «Глонасс», установленных на мусоровозах, за период с июля 2019 года по сентябрь 2019 года, а истец принимал услуги.
Доказательств обратному, то есть неоказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО Нестеренко В.Н., как и доказательств самостоятельного вывоза истцом и утилизации бытовых отходов, заключения соответствующих договоров с иными лицами суду не предоставлено.
Нарушений условий договора со стороны ответчика судом не установлено, услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов ООО «Управление отходами – Волгоград» оказывало в соответствии с графиком.
Учитывая, что фактически ООО «Управление отходами – Волгоград», оказывало услуги и несло расходы по обслуживанию домовладений (что не опровергнуто), а собственники жилых домов принимали услуги (обратное не доказано), то сложившиеся между ними отношения признаются договорными в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте, действия регионального оператора по выставлению квитанций на оплату услуг по вывозу и сбору ТБО обоснованно признаны судом первой инстанции законными и обоснованными.
Поскольку доказательств неоказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО Нестеренко В.Н., как и доказательств самостоятельного вывоза истцом и утилизации бытовых отходов, заключения соответствующих договоров с иными лицами суду не предоставлено, а нарушений условий договора, как и прав истца как потребителя со стороны ответчика судом не установлено, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Ссылки истца на наличие оснований считать договор незаключенным, а также на то, что в январе, феврале и частично в марте, апреле, мае, июне услуга не оказывалась, не принимаются во внимание по вышеизложенным мотивам.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений против них.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и принятия иного решения, на котором настаивает истец, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: