|
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | Тиуновой О.Н. |
судей | Бакуменко Т.Н., Вересовой Н.А., |
при секретаре | Бычковской И.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 августа 2023 года апелляционную жалобу Кляцко Анны Вячеславовны и Кляцко Константина Александровича
на решение Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 марта 2023 года
по гражданскому делу № 2-1178/2023 по иску Кляцко Анны Вячеславовны, Кляцко Константина Александровича, Кляцко Марии Константиновны, Пичугина Даниила Дмитриевича к ООО «Жилкомсервис № 2 Кировского района» об исключении из платежных документов платы за текущий ремонт, обязании произвести перерасчет платы, возврат денежных средств,
заслушав доклад судьи Тиуновой О.Н., выслушав объяснения Кляцко А.В., Кляцко К.А., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
УСТАНОВИЛА:
Кляцко А.В., Кляцко К.А., Кляцко М.К., Пичугин Д.Д., уточнив исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратились в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга с иском к ООО «Жилкомсервис № 2 Кировского района» об исключении из платежных документов платы за текущий ремонт, о перерасчете и возвращении переплаченных денежных средств с марта 2021 года по настоящее время. В обоснование требований истцы указали, что они зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. <дата> распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга № 1584-р многоквартирный дом по указанному выше адресу на основании заключения городской межведомственной комиссии от <дата> признан аварийным и подлежащим реконструкции. В 2020 году истцы обратились в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга с вопросом о законности начислений платы за коммунальные услуги за текущий ремонт в аварийном доме, на что получили ответ о том, что начисление указанной является незаконным. Ответчиком произведен перерасчет платы. По утверждениям истцов, плата за текущий ремонт не начислялась до февраля 2021 г., в дальнейшем с марта 2021 г. начисления продолжились.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 16.03.2023 исковые требования Кляцко А.В., Кляцко К.А., Кляцко М.К., Пичугина Д.Д. оставлены без изменения.
Не согласившись с указанным решением суда, истцы подали апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, указывая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, считают, что подлежат применению положения ст.ст. 44 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истцы Кляцко А.В., Кляко К.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержали.
Кляцко М.К., Пичугин Д.Д., представители администрации Кировского района Санкт-Петербурга, ООО «Жилкомсервис № 2 Кировского района», СПб ГКУ «Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга» в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не направили.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения, явившихся участников процесса, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истцы являются нанимателями жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, зарегистрированы и проживают по указанному адресу. Управляющей организацией вышеуказанного многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> является ООО «Жилкомсервис № 2 Кировского района». Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
<дата> распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга № 1584-р многоквартирный дом по указанному выше адресу на основании заключения городской межведомственно комиссии от <дата> признан аварийным и подлежащим реконструкции.
По мнению истцов, плата за текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома не начисляется в случае признания дома аварийным, при этом данную позицию истца обосновывают со ссылкой на распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга № 145-р «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на 2022 год».
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку признание дома аварийным и подлежащим реконструкции не является основанием для прекращения начисления платы за текущий ремонт многоквартирного дома, также как и не является основанием для прекращения оказания услуг по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, при этом основанием для проведения ремонтных работ текущего характера, не связанных с аварийной ситуацией, является решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, которым определяется объем необходимых работ и размер денежных средств для проведения таких работ, пришел к выводу, что иск не подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Правовое регулирование вопрос платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируется разделом VII Жилищного кодекса Российской Федерации.
В частности, ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (п. 1 ч. 2 ст. 152 названного кодекса). Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определяется в ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой указывается, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Как следует из ч. 3 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения; наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке (ч. 4 ст. 155).
Учитывая, что вышеуказанные положения Жилищного кодекса Российской Федерации не предполагают освобождение нанимателей жилых помещений либо собственников помещений в многоквартирном доме от внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае признания таких помещений или многоквартирного дома непригодными для проживания, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по правовым основаниям, а не по фактическим, поскольку истцы оспаривают факт начисления данных платежей по праву, не связанного с арифметическим расчетом, требующего проверки и обоснования.
Ссылки истцов в апелляционной жалобе на ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, судебной коллегией признаются необоснованными при неправильном толковании норм права.
Апелляционная жалоба со ссылкой на ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что размер платы за жилое помещение определяется в зависимости от качества предоставляемых услуг, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку в рамках рассмотрения настоящего дела юридически значимым обстоятельством не является качество оказываемых услуг, предметом заявленного иска является исключение спорного платежа из платежного документа, что предполагает установление и исследование спорных правоотношений сторон на предмет законности.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, правомерно исходил из того, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции не является основанием для освобождения для прекращения начисления платы за текущий ремонт многоквартирного дома, поскольку данная обязанность по внесению платежей за текущий ремонт многоквартирного дома установлена федеральным законом. Распорядительным актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, положения федерального закона не могут быть изменены, обязанность по внесению платежей за текущий ремонт многоквартирного дома не может быть снята с нанимателей жилого помещения, занимающих по договору социального найма.
Судебная коллегия отмечает, что истцы, подавая настоящий иск об исключении их платежных документов платы за текущий ремонт и об обязании произвести перерасчет платы, возврат денежных средств, фактически выражают несогласие с законодательным регулированием, устанавливающим обязанность на нанимателей жилых помещений, занимающих по договору социального найма, вносить плату за текущий ремонт многоквартирного дома.
В свою очередь, ответчик в данных правоотношениях, являющийся обязанным лицом по управлению и содержанию многоквартирным домом, не вправе исключать плату за текущий ремонт многоквартирного дома, поскольку на ответчике лежит обязанность проведения текущего ремонта по стоимости, установленной Комитетом по тарифам Правительства Санкт-Петербурга.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для удовлетворения требований об исключении из платежной ведомости графы «Плата за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме» и перерасчете платы по указанным в иске основаниям не имеется, в связи с чем требование о возврате переплаченных денежных средств за период с марта 2021 также не подлежали удовлетворению, как производное от требований, в удовлетворении которых судом отказано.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что согласно информационному письму Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.02.2021 № 01-13-139/21-0-0 "О некоторых вопросах, связанных с порядком начисления платы за содержание жилого помещения" разъяснено, что законодательство Российской Федерации не содержит положений об освобождении нанимателей жилых помещений либо собственников помещений в многоквартирном доме от внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае признания таких помещений или многоквартирного дома непригодными для проживания. Кроме того, указано, что Распоряжением Комитета от 17.02.2021 № 4-р протест прокуратуры удовлетворен, в распоряжение № 250-р внесены изменения в части исключения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, а также для собственников помещений в многоквартирном доме, если на их общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, следующих положений: об освобождении граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов, признанных аварийными, а также в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, от платы за текущий ремонт.
Таким образом, начиная с <дата> наниматели, а также собственники помещений в многоквартирных домах, если на их общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории Санкт-Петербурга обязаны вносить плату за содержание жилого (нежилого) помещения в полном объеме вне зависимости от этажа, на котором находится занимаемое помещение, наличия выходов в подъезды, не оборудованные лифтом, и технического состояния жилого помещения и многоквартирного дома.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе заявленных исковых требований.
Судебная коллегия считает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана с соблюдением положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и изложена в мотивировочной части решения суда. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального и материального права, являющихся безусловным основанием для отмены или изменения решения, судебной коллегией не установлено. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.08.2023.