№ 2а-1469/2023
УИД 44RS0001-01-2023-000327-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Сопачевой М.В., при секретаре Цепенок А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Костромы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Костромы о возложении обязанности обратиться в органы государственной регистрации с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества,
установил:
Прокурор города Костромы, действуя в порядке статьи 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Костромы, в котором просит возложить на Администрацию города Костромы обязанность в течение <дата> с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества: газопровода по стене здания д. № по <адрес>, протяженностью 49 м, и подземного газопровода к жилому дому № по <адрес>, протяженностью 371,20 м. Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка по вопросу нахождения на территории города Костромы бесхозяйных газопроводов, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Проверкой установлено, что Администрацией <адрес> меры, направленные на исполнение требований законодательства о порядке принятия бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, не предприняты. Так, объекты газоснабжения: газопровод по стене здания д. № по <адрес>, протяженностью 49 м. и подземный газопровод к жилому дому № по <адрес>, протяженностью 371,20 м. являются бесхозяйными, однако Администрацией города Костромы требования законодательства по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на регистрационный учет указанного имущества не исполнены. Отсутствие собственника газопроводов создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию объекта газопроводов, как следствие, влечет отсутствие надлежащего материального обеспечения, а также должного контроля за его состоянием и нормальной работой, что не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций. По выявленным нарушениям главе Администрации города Костромы <дата> внесено представление. Вместе с тем, Администрацией города Костромы действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений не предпринято, требования прокуратуры города не исполнены.
В процессе рассмотрения дела прокурор города Костромы исковые требования уточнил, в окончательном виде просит возложить на Администрацию <адрес> обязанность в течение <дата> с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества: газопровода по стене здания д. № по <адрес>, протяженностью 49 м, и подземного газопровода к жилому дому № по <адрес>, протяженностью 371,20 м.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены АО «Газпром газораспределение Кострома», МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ», МКУ г. Костромы «Центр градостроительства», Управление ЖКХ Администрации города Костромы, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, ООО ИСПО «Костромагорстрой», ООО «УК «Жилсервис».
В судебном заседании помощник прокурора города Костромы Левина Н.О. требования в части возложения на Администрацию города Костромы обязанности обратиться в орган государственной регистрации с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – газопровода по стене здания № по <адрес>, протяженностью 49 м не поддержала, указав, что данный газопровод является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, и в отношении этого газопровода <дата> между ООО «УК «Жилсервис» и АО «Газпром газораспределение Кострома» заключено соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания. В остальной части заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Администрация города Костромы своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Заинтересованные лица АО «Газпром газораспределение Кострома», МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ», МКУ г. Костромы «Центр градостроительства», Управление ЖКХ Администрации города Костромы, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, ООО ИСПО «Костромагорстрой», ООО «УК «Жилсервис» своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как видно из материалов дела, прокуратурой города Костромы установлено расположение на территории муниципального образования городской округ город Кострома бесхозяйных объектов газоснабжения, в том числе подземного газопровода к жилому дому № по <адрес>, протяженностью 371,20 м.
Данные обстоятельства подтверждаются информацией АО «Газпром газораспределение Кострома», МКУ г. Костромы «Центр градостроительства», Администрации города Костромы.
Между тем, право собственности на газовое оборудование не оформлено.
Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1).
Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 60-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).
Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
Объекты системы газоснабжения - подземный газопровод к жилому дому № по <адрес>, протяженностью 371,20 м - не является объектом муниципальной собственности, не закреплен за кем-либо, на балансе муниципальных предприятий не состоит, его собственник не определен.
Бездействие Администрации города Костромы по непринятию мер к обращению в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта газоснабжения, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 ГК РФ. Отсутствие собственника бесхозяйной сети газопровода, являющейся источником повышенной опасности, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья, поскольку создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Таким образом, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. ст. 178, 227 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон, обеспечивать реальность исполнения решения суда.
С учетом вышеназванных положений, суд полагает необходимым установить срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено, не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, признав указанный срок разумным с учетом всех обстоятельств дела.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 188 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ № ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ 371,20 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.05.2023.