Дело № 2а-303/2020
56RS0019-01-2019-002093-94
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 марта 2020 года г. Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе:
председательствующего судьи Липатовой Е.П.,
при секретаре Бородиной А.С.,
с участием представителя административного ответчика: судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Орска Зеновой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-303/2020 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю ОСП Ленинского района г. Орска Серовой Римме Сергеевне, УФССП России по Оренбургской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя и обязании устранить нарушения,
у с т а н о в и л:
ООО «Агентство Финансового Контроля» обратилось с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП Ленинского района г. Орска Серовой Р.С., УФССП России по Оренбургской области, в котором просило:
- признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Орска УФССП России по Оренбургской области Серовой Р.С., выраженное в несоблюдении установленного ч. 6 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» срока направления копии постановления об окончании исполнительного производства №-ИП с оригиналом исполнительного документа № взыскателю после его вынесения;
- в целях восстановления нарушенных прав обязать должностное лицо направить административному истцу оригинал исполнительного документа № от 09.01.2013 года, выданного мировым судьёй судебного участка №1 по Орджоникидзевскому району г. Уфы, совместно с копией постановления об окончании исполнительного производства №-ИП;
- при невозможности направления исполнительного документа взыскателю (ввиду утраты), обязать УФССП по Оренбургской области организовать работу по его восстановлению в соответствии с Приказом ФССП РФ от 28.09.2015 года № 455.
Требования административный истец мотивировал тем, что 27.09.2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП Ленинского района г. Орска Серовой Р.С. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» было вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП, возбужденного 01.08.2016 года на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 1 по Орджоникидзевскому району г. Уфы, о взыскании задолженности в размере 125 854, 02 руб. с должника Иванова В.А. в пользу ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (определением суда по гражданскому делу № произведена замена взыскателя его правопреемником - ООО «Агентство Финансового Контроля»), а также о возвращении исполнительного документа взыскателю.
Согласно положениям ч. 6 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ наряду с копией постановления об окончании исполнительного производства направляются взыскателю не позднее дня, следующего за днём его вынесения.
Данное требование закона должностным лицом не было выполнено. До настоящего времени исполнительный документ в адрес взыскателя не поступал, в связи с чем, ООО «Агентство Финансового Контроля» лишено возможности повторно предъявить исполнительный документ к исполнению.
Своим бездействием, носящим длительный характер, судебный пристав-исполнитель ОСП Ленинского района г. Орска Серова Р.С. нарушила права взыскателя. При утрате исполнительного документа УФССП по Оренбургской области обязано организовать работу по его восстановлению в соответствии с Приказом ФССП РФ от 28.09.2015 года № 455.
В судебное заседание представитель административного истца - ООО «Агентство Финансового Контроля» не прибыл, хотя извещался надлежащим образом. При подаче административного иска ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП Ленинского района г.Орска Серова Р.С. не явилась, извещена надлежащим образом. Её представитель Зенова Я.А., действующая на основании доверенности, просила оставить административный иск без удовлетворения по доводам письменных возражений. В обосновании позиции сослалась на то, что копия постановления об окончании исполнительного производства с исполнительным документом были направлены в ООО «Агентство Финансового Контроля» почтой 10.10.2018 года, т.е. с нарушением установленного срока, однако по имеющимся данным были получены 22.10.2018 года. Для признания действий судебного пристава-исполнителя незаконными требуется совокупность двух условий: нарушение закона и нарушение этими действиями прав и свобод взыскателя. Названная совокупность отсутствует, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
Представитель административного ответчка по делу - УФССП России по Оренбургской области не принял участия в судебном разбирательстве, хотя извещался надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Иванов В.А. не прибыл, извещался надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц. При этом, выслушав пояснения представителя административного ответчика и исследовав письменные материалы, пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3, 4 ч. 9, ч. 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По делу следует, что судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 по Орджоникидзевскому району г. Уфы от 09.01.2013 года с Иванова В.А. в пользу ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» была взыскана задолженность по кредитному договору № от 22.02.2002 года в сумме 125 854, 02 руб.
Определением от 24.05.2016 года, вынесенным мировым судьёй судебного участка № 1 по Орджоникидзевскому району г. Уфы, произведена замена взыскателя (с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» на ООО «Агентство Финансового Контроля»).
02.07.2018 года на основании заявления взыскателя судебным приставом-исполнителем ОСП Ленинского района г. Орска Серовой Р.С. возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое постановлением от 27.09.2018 года окончено на основании п. 4 ч. 1 ст.46, п. 3 ч. 1 ст. 47 ФЗ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными).
Сведения о направлении ООО «Агентство Финансового Контроля» копии постановления об окончании исполнительного производства в материалах исполнительного производства отсутствуют.
Полагая, что со стороны судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Орска Серовой Р.С. допущено бездействие, выразившееся в не направлении в установленный законом срок в адрес взыскателя постановления об окончании исполнительного производства с исполнительным документом, ООО «Агентство Финансового Контроля» обратилось с административным иском.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 года исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 настоящего Закона.
Как указано в п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от 02.10.2007 года, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения, направляются: взыскателю и должнику; в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ; в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества; в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка (ч. 6 ст. 47 Закона).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, копия постановления об окончании исполнительного производства направлена в адрес взыскателя -ООО «Агентство Финансового Контроля» 16.10.2018 года, т.е. с нарушением срока.
Однако, несмотря на то, что со стороны судебного пристава-исполнителя имело место нарушение положений ч. 6 ст. 47 ФЗ № 229-ФЗ, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Сам по себе факт бездействия судебного пристава-исполнителя не является безусловным основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку для признания действий должностного лица незаконными требуется совокупность двух условий: нарушение закона и нарушение этими действиями прав и свобод взыскателя (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Такой совокупности при рассмотрении данного административного дела судом не установлено.
Административным истцом в нарушение положений п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ не представлено допустимых и достоверных доказательств того, что в связи с оспариваемым бездействием судебного пристава-исполнителя Серовой Р.С., несвоевременным направлением взыскателю постановления об окончании исполнительного производства, нарушены его права, свободы и законные интересы и на него возложены какие-либо дополнительные обязанности.
Судя по данным об отслеживании почтового отправления, которым у суда нет каких-либо оснований не доверять, 22.10.2018 года направленные по месту нахождения ООО «Агентство Финансового Контроля» документы получены адресатом.
Исходя из положений ч. 4 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 настоящего Федерального закона.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Орска Серовой Р.С., выраженного в несоблюдении срока направления копии постановления об окончании исполнительного производства и оригинала исполнительного документа, а равно оснований для возложения обязанности направить в адрес административного истца исполнительный документ № с копией постановления об окончании исполнительного производства №-ИП.
Не установлено судом оснований и для обязания УФССП по Оренбургской области организовать работу по восстановлению исполнительного документа.
Согласно положениям п. 2.1 Приказа ФССП РФ от 28.09.2015 года № 455 «Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств» руководитель территориального органа ФССП - главный судебный пристав субъекта РФ возлагает обязанность по восстановлению материалов исполнительных производств:
- утраченных при регистрации и исполнении (на начальника отдела - старшего судебного пристава структурного подразделения территориального органа ФССП России, допустившего их утрату);
- утраченных при пересылке (на начальника отдела - старшего судебного пристава структурного подразделения территориального органа ФССП России - отправителя);
- утраченных организациями, обязанными производить удержания из заработка должника (на начальника отдела - старшего судебного пристава структурного подразделения территориального органа ФССП России, в производстве которого находились материалы исполнительных производств);
- утраченных при ненадлежащей организации оперативного хранения завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств (на структурное подразделение территориального органа ФССП России, на исполнении у которого находились данные исполнительные производства).
По делу не следует, что исполнительный документ был утрачен при регистрации и исполнении в ОСП Ленинского района г. Орска, при его пересылке либо хранении завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств. Напротив, судом установлено, что исполнительный документ наряду с копией постановления об окончании исполнительного производства был направлен в адрес взыскателя и получен последним, следовательно факт утраты исполнительного документа по вине структурного подразделения территориального органа ФССП России не нашёл своего подтверждения. Права взыскателя, в случае утраты подлинника исполнительного документа после его получения могут быть восстановлены путём обращения с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа или судебного приказа в порядке ст. 430 ГПК РФ. Объективные препятствия для реализации названного права отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления ООО «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю ОСП Ленинского района г. Орска Серовой Р.С., УФССП России по Оренбургской области надлежит отказать в полном объёме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - 11.03.2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░