Дело № 2-1421/2021
УИД № 03RS0014-01-2021-002020-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2021 года г. Октябрьский РБ
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Алексеевой О.В.,
при секретаре Ибрагимовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Жилуправление» к Шурыгина В.В. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома,
у с т а н о в и л:
АО «Жилуправление» обратилось в суд с вышеуказанным иском, мотивировав тем, что оно является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого <адрес>. По инициативе ответчика с 18.08.2020 по 28.08.2020 состоялось годовое общее собрание собственников жилых помещений, в результате которого ими принято решение, оформленное протоколом № 1 от 20.09.2020 об определении стоимости измененного перечня работ по содержанию общего имущества МКД 6,96 руб. за кв.м. платы за содержание жилого помещения в месяц (вопрос № 3 повестки дня), а также установлен размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме в размере 14 руб. за кв.м. на период с 01.07.2020 по 30.06.2021 (вопрос № 5 повестки дня) вопреки предложению управляющей организации, в котором указана плата за содержание и текущий ремонт 21,59 руб. за кв.м. Кроме того, по вопросу повестки дня № 4 принято взаимосвязанное с вышеуказанными вопросами решение об утверждении порядка приемки выполненных работ и подписания акта выполненных работ только по перечню, утвержденному собранием. Оспариваемым решением собственниками в одностороннем порядке изменены или не приняты пункты работ по содержанию МКД согласно постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме». Какого-либо экономически обоснованного расчета платы собственники не произвели, не учли техническое состояние дома, год постройки, состояние инженерных систем и общего имущества, требующих значительного содержания и постоянного контроля.
АО «Жилуправление» просит суд признать недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого <адрес>, оформленное протоколом № 1 от 20.09.2020 по вопросам повестки дня № 3-5, взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 6000 руб.
Представитель АО «Жилуправление», ответчик Шурыгина В.В. и представитель третьего лица Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о наличии уважительных причин неявки не представили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого собственника.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов (часть 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По правилу статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1 - 1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3.. . настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В силу пункта 5 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
В соответствии со статьей 181.5. Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Согласно пункту 109 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.
Таким образом, отсутствие одного из перечисленных условий исключает признание решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным.
Судом установлено, что АО «Жилуправление» является управляющей компанией по обслуживанию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
В материалы дела представлен протокол № 1 от 20.09.2020 годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведённого в форме очно-заочного голосования в период с 18.08.2020 по 30.08.2020, инициатором данного собрания является Шурыгина В.В.
Собственниками помещений многоквартирного жилого дома принято решение, оформленное протоколом № 1 от 20.09.2020 об определении стоимости измененного перечня работ по содержанию общего имущества МКД 6,96 руб. за кв.м. платы за содержание жилого помещения в месяц (вопрос № 3 повестки дня), установлен размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме в размере 14 руб. за кв.м. на период с 01.07.2020 по 30.06.2021 (вопрос № 5 повестки дня) вопреки предложению управляющей организации, в котором указана плата за содержание и текущий ремонт 21,59 руб. за кв.м. По вопросу повестки дня № 4 принято взаимосвязанное с вышеуказанными вопросами решение об утверждении порядка приемки выполненных работ и подписания акта выполненных работ только по перечню, утвержденному собранием.
Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснил, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
В пункте 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 января 2017 года в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 указанных Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Таким образом, одним из принципов образования платы за содержание и ремонт общего имущества является экономическая обоснованность, являющаяся основой предложения управляющей организации.
Из указанных положений нормативных актов следует что, плата за содержание и ремонт жилья должны позволять управляющей компании исполнять договор управления надлежащим образом. Произвольное уменьшение тарифа приводит к невозможности исполнения договора управления, неполноценному содержанию и ремонту общего имущества, а, следовательно, к неоказанию услуг, предусмотренных договором управления.
В материалы дела представлено предложение управляющей организации для определения размера платы за содержание общего имущества на 2020 год.
Определением суда от 25.06.2021 по делу назначена судебная экономическая экспертиза, проведение которой получено ООО «Башжилкомсертификация».
Согласно экспертному заключению № 3 от 02.09.2021 установленная плата за содержание и текущий ремонт жилого помещения в размере 14 руб. 00 коп. с 1 кв.м., утвержденная решением годового общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования с 10.09.2020 по 20.09.2020 и оформленного протоколом №1 от 20.09.2020 является экономически необоснованной.
Стоимость измененного перечня работ и услуг в размере 6 руб. 96 коп. с 1 кв.м., утвержденная решением годового общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования с 10.09.2020г. по 20.09.2020 г. и оформленного протоколом №1 от 20.09. 2020г. является экономически необоснованной.
Установленные решениями на годовом общем собрании собственников помещений <адрес> в форме очного-заочного голосования, проведенном в период с 18.08.2020 по 30.08.2020 и оформленные протоколом № 1 от 20.09.2020 плата за содержание жилого помещения и измененный перечень работ и услуг и его стоимость минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 не соответствует требованиям законодательства.
Плата за содержание и текущий ремонт предложенная АО «Жилуправление» в размере 20,21рубль за 1 кв.м экономически необоснованной.
Предложение управляющей организации АО «Жилуправление» по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД <адрес> на период с 01.09.2020 по 31.08.2021 год полностью обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, при условии:
- перерасчета пункта 6,8,14,18 документа «Предложение управляющей организации ОАО «Жилуправление» по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД № <адрес> на период с 01.09.2020 по 31.08.2021 год»;
- исключения пункта 31, 34 с документа «Предложение управляющей организации ОАО «Жилуправление» по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД <адрес> на период с 01.09.2020 по 31.08.2021 год»;
- исключения пункта 35 с документа «Предложение управляющей организации ОАО «Жилуправление» по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД <адрес> на период с 01.09.2020 по 31.08.2021 год»;
- исключения пункта 36 с документа «Предложение управляющей организации ОАО «Жилуправление» по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД <адрес> на период с 01.09.2020 по 31.08.2021 год»;
- включении в документ «Предложение управляющей организации ОАО «Жилуправление» по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД <адрес> на период с 01.09.2020 по 31.08.2021 год» необходимых работ, согласно акта общего осмотра здания - работ по ремонту подъездов, фасада, цоколя, наружных стен, балконов, полов в подъезде и в подвале, лестничных площадок.
Предложенная АО «Жилуправление» плата за содержание и текущий ремонт минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ШЗ.04.2013 № 290 соответствует требованиям законодательства, при условии:
- исключения пункта 31, 34 с документа «Предложение управляющей организации АО «Жилуправление» по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД <адрес> на период с 01.09.2020 по 31.08.2021 год»;
- исключения пункта 35 с документа «Предложение управляющей организации ОАО «Жилуправление» по содержанию и текущему ремонту общего имущества КД <адрес> на период с 01.09.2020 по 31.08.2021 год»;
- исключения пункта 36 с документа «Предложение управляющей организации ОАО «Жилуправление» по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД <адрес> на период с 01.09.2020 по 31.08.2021 год»;
- включения в документ «Предложение управляющей организации ОАО «Жилуправление» по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД <адрес> на период с 01.09.2020 по 31.08.2021 год» необходимых работ, согласно акта общего осмотра здания - работ по ремонту подъездов, фасада, цоколя, наружных стен, балконов, полов в подъезде и в подвале, лестничных площадок.
Оценивая вышеуказанное заключение, суд признает его правильным и обоснованным, поскольку в данном исследовании подробно описана исследовательская и расчетная часть, Калинина Л.В. является экспертом в сфере ЖКХ (удостоверение серии №
Между тем, ответчик не предоставил суду доказательств убедительного экономического обоснования принятого спорного решения, утвержденного собственниками. Решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения, принятое на годовом общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме не аннулировано и не изменено.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований АО «Жилуправление» к Шурыгина В.В. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.
На основании статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 12, 193 - 199, 235 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 1 ░░ 20.09.2020 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ № 3-5.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░