В окончательном виде решение изготовлено 28 июля 2022 года
Дело № ******
№ ******
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Обуховой В.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № ****** по <адрес> к ФИО1 о взыскании пени,
Установил:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № ****** по <адрес> (далее МИФНС России № ****** по <адрес>) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование указано, что ФИО1 в течение 2016 года являлась собственником автотранспортного средства, в течение 2016-2019 годов земельного участка, в течение 2014-2019 объекта недвижимости, как следствие, ей начислен налог за названные налоговые периоды. Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем, в связи с чем имела обязанность по оплате страховых взносов за 2017 год, а также налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. Обязанность по уплате налогов, страховых взносов административным ответчиком не исполнена, в связи с чем ей направлены требования № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, № ****** от ДД.ММ.ГГГГ. Данные требование налогоплательщиком не исполнены. Определением мирового судьи судебного участка № ****** Октябрьского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 недоимок и пени. До настоящего времени недоимки и пени не уплачены. На основании изложенного просит взыскать с ФИО1 недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 годы в сумме 5757 руб., пени в сумме 56 руб. 89 коп., пени, недоимку по транспортному налогу за 2017 год в сумме 4 629 руб., пени в сумме 56 руб. 89 коп.; недоимку по земельному налогу за 2017год в размере 2 316 руб., пени в размере 28 руб. 47 коп.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3 руб. 81 коп.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 25 руб. 57 коп.; недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2017 год в сумме 654 руб., пени в сумме 147 руб. 9 коп.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного заседания либо о рассмотрении в свое отсутствие не направил.
Исследовав материалы настоящего дела и дел, находившихся в производстве мировых судей, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории <адрес>» на территории <адрес> установлен и введен в действие транспортный налог.
В силу п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
Согласно ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
На территории муниципального образования «<адрес>» налог на имущество физических лиц установлен и введен в действие до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением Екатеринбургской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № ******.
В силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 того же Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
На территории муниципального образования «Сысертский городской округ» земельный налог установлен и введен в действие решением Думы Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об установлении земельного налога на территории Сысертского городского округа в новой редакции».
В силу п. 1 ст. 363, ст. 397 п. 1, 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Применение организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения регламентировано положениями главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ предусмотрено то, что объектом налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов, тогда как согласно пункту 2 той же статьи выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса, в то время как пункт 1 статьи 248 НК РФ относит к доходам доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации), а также внереализационные доходы.
Абзацем первым пункта 1 статьи 346.17 НК РФ установлено то, что в целях настоящей главы (главы 26.2 НК РФ) датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 346.18 НК РФ).
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 346.20 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 1.1, 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 346.21 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено настоящим пунктом.
Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно (пункт 2 статьи 346.21 НК РФ).
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса (абзац первый пункта 7 статьи 346.21 НК РФ).
В соответствии с абзацем первым и подпунктом 2 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики - индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно п. 3 ст. 420 того же Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 данного Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 данного Кодекса.
В силу ст. 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В соответствии с п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлены фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
По общему правилу, установленному абз. 2 п. 2 ст. 432 того же Кодекса суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей.
В силу п. 5 той же статьи в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Как установлено судом, административный ответчик ФИО1 является собственником объекта недвижимости:
-квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый № ****** с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
-земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № ******.
Кроме того, ФИО1 принадлежали следующие транспортные средства:
******, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с наличием вышеуказанных объектов налогообложения в собственности ФИО1 начислен налог на имущество за 2017 год в сумме 5757 руб., транспортный налог за 2017 год в сумме 4629 руб., земельный налог за 2017 год в сумме 2316 руб. и направлено налоговое уведомление № ****** от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанный в уведомлении срок налоги ФИО1 не уплачены, что следует из данных карточки расчетов с бюджетом, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в адрес ФИО1 Межрайонной ИФНС России № ****** по <адрес> направлено требование № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогам и пени, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговое уведомление направлено административному ответчику заказным письмом, о чем свидетельствует соответствующий почтовый реестр № ******. Требование направлено административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика, что соответствует требованиям ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1, 2 ст. 11.2 того же Кодекса личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке.
Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом.
В соответствии с п. 23 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-17/617@, датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Как следует из ответа на судебный запрос, скриншотов, личный кабинет налогоплательщика открыт ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ, доступ к личному кабинет не ограничен, о чем свидетельствуют неоднократные входы в личный кабинет.
Таким образом, налогоплательщик имел доступ к личному кабинету, с заявлением о направлении документов на бумажном носителе административный ответчик не обращался.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом соблюден порядок взыскания транспортного и земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2017 год, пени, начисленных на недоимку налогам.
Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем, как следствие имела обязанность по уплате страховых взносов, налога, взимаемого с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме 12517 руб. 74 коп. и страховые взносы за обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме 2455 руб. 40 коп. административным ответчиком не уплачены.
Кроме того, на основании налоговой декларации поданной ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ за 2017 год исчислен налог, взимаемый с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, однако налог в сумме 654 руб. за 2017 год, административным ответчиком не уплачен.
По смыслу положений ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в срок по истечении установленного законом налогоплательщик обязан выплатить пеню за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В целях уплаты начисленной пени налогоплательщику по смыслу ст.69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется требование об уплате пени.
Как следует из материалов дела, ввиду неисполнения обязанности по уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2017 год, а также пени, начисленных на недоимки по страховым взносам за 2017 год ФИО1 направлены требования № ****** от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, требование № ****** от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Требование № ****** направлено административному ответчику простым письмом, что не соответствует требованиям п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование № ****** передано в электронной форме по ТКС, в подтверждение налоговым органом представлены скриншоты налоговой базы АИС Налог согласно которой требование получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд полагает, что налоговым органом соблюдена установленная ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации процедура взыскания налога и пени в отношении требования № ******, однако в отношении требования № ****** такая процедура нарушена.
В силу п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Аналогичные положения содержит ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как установлено судом, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 пени МИФНС России № ****** по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка № ****** Октябрьского судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то есть с существенным нарушением установленного законом срока.
Судебный приказ вынесен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ и отменен ДД.ММ.ГГГГ. С настоящим иском административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения шести месяцев с даты отмены судебного приказа.
Таким образом, налоговым органом соблюден как срок на обращение с настоящим административным иском, однако существенно нарушен срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа.
Также согласно разъяснениям, содержащимся в п. 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Таким образом, при разрешении требований необходимо проверить, приняты ли налоговым органом меры к принудительному взысканию с ФИО1 недоимки по налогам за 2014-2019 годы.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что судебным приказом мирового судьи судебного участка № ****** Октябрьского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******а-1255/2021 с ФИО1 взыскана задолженность по страховым взносам за 2017 год. Судебный приказ отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ, недоимка до настоящего времени не взыскана, следовательно в требования о взыскании пени, начисленных на недоимку по страховым взносам удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, поскольку налоговым органом не соблюден порядок взыскания недоимок в отношении требования № ******, значительно пропущен срок на обращение за вынесением судебного приказа о взыскании недоимок и пени, а следовательно и общий срок взыскания таковых, оснований для его восстановления судом не установлено, соответствующее ходатайство налоговым органом не заявлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании с ФИО1 пени, начисленных на недоимки по страховым взносам, недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2017 год земельному и транспортному налогам и налогу на имущество физических лиц за 2017 год.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ****** ░░ <░░░░░> ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░