Дело № 33а-2358/2022 Докладчик Астровко Е.П.

Дело № 2а-662/2022 (суд I инстанции) Судья Муравьева Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Астровко Е.П.,

судей Семёнова А.В., Емельяновой О.И.,

при секретаре Мамедове Т.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 14 июля 2022 года административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Ковардицкое Муромского района Владимирской области на решение Муромского городского суда Владимирской области от 4 апреля 2022 года, которым на администрацию муниципального образования Ковардицкое Муромского района возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в д. Афанасово Муромского района в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заслушав доклад судьи Астровко Е.П., объяснения прокурора Потапкова Г.А., просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Муромский городской прокурор, действуя в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации МО Ковардицкое сельское поселение Муромского района и обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в д. Афанасово Муромского района в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В обоснование требований указано, что Муромской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления администрацией МО Ковардицкое сельское поселение Муромского района, в ходе которой установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории д. Афанасово Муромского района не имеют твердого водонепроницаемого покрытия и ограждения. Накопление твердых коммунальных отходов при отсутствии оборудованных площадок осуществляется непосредственно на земле, что способствует распространению отходов за пределы площадок и образованию стихийных свалок, приводит к загрязнению почвы, негативно влияет на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в населенном пункте, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика администрации МО Ковардицкое сельское поселение Муромского района требования не признал в части установленного срока исполнения решения суда. Пояснил, что в отношении администрации МО Ковардицкое сельское поселение имеется несколько вынесенных ранее судебных решений, которые подлежат исполнению в первоочередном порядке. Полагал целесообразным установить срок исполнения решения 9 месяцев с момента вступления в законную силу.

Представитель заинтересованного лица администрации Муромского района, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица ООО «ЭКО-транс», будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО Ковардицкое сельское поселение просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает, что в настоящее время на исполнении администрации находятся решения суда по оборудованию мест накопления твёрдых коммунальных отходов по населенным пунктам д.Макаровка, с.Панфилово, д.Савково, д. Пестенькино. Ввиду большого количества площадок и ограниченности финансирования администрацией сельского поселения направлена заявка на предоставление субсидий на реализацию мероприятий в рамках Ведомственного проекта «Благоустройство сельских территорий». В рамках данной программы сельскому поселению из средств областного бюджета предоставлены денежные средства на исполнение ранее принятых судебных решений в вышеуказанных населенных пунктах. Вместе с тем, денежные средства на оборудование контейнерных площадок в д.Афанасьево Муромского района у администрации сельского поселения отсутствуют, срок исполнения судебного акта является недостаточным.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в соответствии со ст.308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением администрации МО Коваридцкое сельское поселение Муромского района от 21.09.2018 №390 (в ред. постановления от 13.07.2021 №2021) утверждена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Ковардицкое Муромского района. Данной схемой предусмотрено расположение на территории д.Афанасьево Муромского района 6-ти контейнерных площадок.

В ходе проверки, проведенной Муромской городской прокуратурой в декабря 2021 года установлено отсутствие твердого покрытия и ограждения контейнерных площадок на территории д.Афанасьево Муромского района (л.д.7-8).

По данному факту Муромской городской прокуратурой в адрес главы администрации МО Ковардицкое сельское поселение Муромского района внесено представление от 14.05.2021 об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (л.д. 17-19).

Из ответа администрации МО Ковардицкое сельское поселение Муромского района от 11.06.2021 следует, что вопрос обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в д. Афанасово поставлен на контроль администрации (л.д. 20-21).

Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что накопление твёрдых коммунальных отходов на территории д. Афанасово Муромского района при отсутствии оборудованных площадок осуществляется населением непосредственно на земле, что способствует образованию стихийных свалок, приводит к загрязнению почвы, негативно влияет на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в населенном пункте, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции сославшись на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 1 Закона Владимирской области от 14.11.2014 № 121-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 26.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» пришел к выводу о возложении обязанности по оборудованию мест накопления твердых коммунальных отходов на территории д.Афанасьево Муромского района на администрацию МО Ковардицкое сельское поселение Муромского района.

С такими выводами судебная коллегия согласиться не может и находит их ошибочными, сделанными судом без учета положений действующего законодательства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.

Аналогичные полномочия в области обращения с ТКО закреплены за органами местного самоуправления муниципальных районов (пункт 2 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ).

Пунктами 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

В пункте 3 статьи 8 Закона № 89-ФЗ определено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 18 части 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Владимирской области от 14.11.2014 №121-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями Владимирской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 29 марта 2011 года № 2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита», содержание термина «организация», используемого в Законе №131-ФЗ при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 26 апреля 2016 года №13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Нерюнгринский район», законодатель, будучи связан вытекающим из конституционного принципа равенства всех перед законом требованием формальной определенности правовых норм, должен стремиться к тому, чтобы компетенция муниципальных образований была определена ясным, четким и непротиворечивым образом, в том числе с точки зрения используемой законодателем юридической терминологии, а соответствующее правовое регулирование позволяло бы разграничить вопросы местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросы государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечивало бы взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.

Таким образом, с учетом системного толкования приведенных положений действующего федерального, регионального и местного законодательства, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации во взаимосвязи, за сельским поселением закреплены в данном случае только полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО, выразившееся в рассматриваемом случае в утверждении схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведения соответствующего реестра, а обязанность по непосредственному созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям муниципального района.

При таких обстоятельствах, возложение на администрацию МО Ковардицкое сельское поселение обязанности оборудовать места накопления твердых коммунальных отходов в д.Афанасьево Муромского района не согласуется с действующим правовым регулированием.

В соответствии с ч.4, ч.5 ст. 2 Устава Муромского района, принятого решением Совета народных депутатов Муромского района от 22.02.2006 № 47 Муромский район имеет статус муниципального района. В состав территории Муромского района входят следующие муниципальные образования, наделенные статусом сельских поселений: муниципальное образование Борисоглебское, Ковардицкое.

Исходя из установленных обстоятельств, настоящий спор невозможно рассмотреть без участия администрации **** в качестве административного соответчика по настоящему делу, которая привлечена судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч. 1 ст. 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Поскольку предметом настоящего спора является оборудование мест накопления твердых коммунальных отходов на территории д.Афанасьево Муромского района, а также с учетом законодательного разграничения полномочий органов местного самоуправления, администрация Муромского района подлежала привлечению к участию в деле в качестве административного ответчика.

Однако судом первой инстанции не решен вопрос о привлечении к участию в рассмотрении дела в качестве административного отметчика администрации Муромского района Владимирской области, что, по сути, препятствует принятию по делу нового решения судом апелляционной инстанции.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 310 и п. 3 ст. 309 КАС РФ, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле. При этом административное дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В связи с этим судебная коллегия приходит к выводу, что судом допущены существенные нарушения норм материального права и норм процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых Муромский городской прокурор обратился в суд, что служит основанием для отмены обжалуемого решения и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное выше, определить юридически значимые обстоятельства дела, правильно распределить бремя их доказывания с учетом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и разрешить дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь статьями 307- 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.07.2022.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░:                             ░.░. ░░░░░░░

                                     ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-2358/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Муромский городской прокурор
Ответчики
Администрация муниципального образования Кавардицкое Муромского района
Другие
Администрация Муромского района
ООО Эко-Транс
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Астровко Елена Петровна
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
31.05.2022Передача дела судье
14.07.2022Судебное заседание
22.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2022Передано в экспедицию
14.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее