Дело № 2а-5211/2023
91RS0024-01-2023-005308-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 ноября 2023 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Ченгарь Л.А., с участием истца – Кондратьева М.В., его представителя – Волкова О.С., представителя ответчика – Григоряна А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кондратьева Максима Валерьевича к Администрации города Ялты Республики Крым о признании решения незаконным,
установил:
Кондратьев М.В. обратился в суд с административным иском к А. <адрес> Республики Крым (далее – А.) со следующими требованиями: признать незаконным и отменить постановление А. от <дата> №<номер>-п «О приведении Гнатченко В.В. в соответствие с технической документацией объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>Б»; признать незаконным и отменить постановление А. от <дата> №<номер>-п «О внесении изменений в постановление А. <адрес> от <дата> №<номер>-п «О приведении Гнатченко В.В. в соответствие с технической документацией объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>Б». В обоснование своих требований истец указал, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с расположенными на нем жилым домом, кадастровый №<номер>, и гаражом, кадастровый №<номер>. Право собственности на объекты капитального строительства зарегистрировано в ЕГРН. Несмотря на это А. вынесла решение о приведении объектов капитального строительства в соответствие с технической документацией. За защитой своих прав истец вынужден обратиться с настоящим иском в суд.
В судебном заседании истец Кондратьев М.В. и его представитель Волков О.С. поддержали иск, просили суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель А. Г. А.Н. возражал против иска, считая оспариваемые постановления законными и обоснованными.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Пунктом 3.1 этой же статьи предусмотрено, что решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
Согласно пункту 4 статьи 222 ГК РФ органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом: 1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования; 2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
В соответствии со ст. 45 Устава муниципального образования городской округ Ялта, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от <дата> N 1, А. является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта федеральными законами и законами Республики Крым.
Статьей 53 Устава к полномочиям А. в области строительства, в том числе, отнесено осуществление осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендации об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Постановлением А. <адрес> Республики Крым от <дата> N 1535-п утверждены Положением о комиссии по пресечению самовольного строительства и принятию решений о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и Порядок принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее – Порядок).
Данным Порядком установлены основания и порядок принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Порядком предусмотрено, что выявление фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым осуществляется работниками департамента муниципального контроля А. <адрес> Республики Крым (п.1.3).
Установление факта возведения самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым осуществляет комиссия по пресечению самовольного строительства и принятию решений о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (п.1.4).
По результатам рассмотрения поступивших материалов в отношении самовольной постройки Комиссией принимается одно из следующих решений: 1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации; 2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; 3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки (п.3.2).
Протокол заседания Комиссии в случае установления факта возведения самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым согласно подпункту 1 пункта 3.2 настоящего Порядка и наличия признаков ч. 4 ст. 222 ГК РФ является основанием для издания постановления А. <адрес> Республики Крым о сносе самовольной постройки (п.3.3).
Судом установлено, что <дата> должностными лицами Департамента муниципального контроля А. произведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>Б, кадастровый №<номер>. В ходе обследования установлено, что на земельном участке возведен четырехэтажный жилой дом с кадастровым номером №<номер>. Кроме того, на земельном участке возведен трехуровневый объект капитального строительства, имеющий вид жилого дома, а также одноуровневый объект капитального строительства, имеющий монолитные колонны для возведения второго уровня. Разрешительная документация на застройку земельного участка А. не выдавалась. Застройщиком нарушен градостроительный регламент земельного участка в части предельных минимальных отступов от границы земельного участка. По результатам обследования сотрудниками органа муниципального контроля составлен акт выявления самовольной постройки №<номер>.
<дата> состоялось заседание Комиссии по вопросам выявления самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Комиссией решено предложить застройщику привести объекты капитального строительства в соответствие с технической документацией в течение 6 месяцев,, а в случае неисполнения – обратиться с соответствующим иском в суд. Решение Комиссии оформлено выпиской из протокола №<номер>.
Оспариваемым постановлением А. от <дата> №<номер>-п «О приведении Гнатченко В.В. в соответствие с технической документацией объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>Б» собственникам (владельцам) объектов капительного строительства предложено в течение 6 месяцев с даты извещения привести эти объекты в первоначальное в соответствие с технической документацией. Этим же постановлением юридическому департаменту А. предписано в случае неисполнения собственниками (владельцами) объектов капительного строительства постановления в установленный срок обратиться с иском в суд о приведении данных объектов в соответствие с технической документацией.
Оспариваемым постановлением А. от <дата> №<номер>-п внесены изменения в постановление от <дата> №<номер>-п, заменено имя собственника объектов капительного строительства с «Гнатченко В.В.» на «Кондратьев М. В.».
<дата> А. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с иском к Кондратьеву М.В. о сносе двухэтажного строения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>.
Определением судьи от <дата> исковое заявление А. принято к производству суда, дело назначено к судебному разбирательству на <дата> (дело №<номер>).
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу приведенных норм закона, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо не только установление противоправности этих решений, действий (бездействия), но обязательно одновременно с этим установление факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. То есть нарушение прав обратившегося в суд лица является обязательным условием для реализации права на судебную защиту.
Согласно части 9 статьи 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичным полномочиями, суд, в том числе выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Проанализировав содержание постановления А. от <дата> №<номер>-п (с изменениями), суд приходит к выводу, что оно не нарушает прав, свобод и законных интересов истца Кондратьева М.В.
Как было указано выше, оспариваемым постановлением А., руководствуясь подпунктом 2 пункта 3.2 Порядка, признала установленным наличие оснований для обращения в суд с иском к Кондратьеву М.В. о сносе объекта капительного строительства, сообщив об этом истцу. Данное постановление следует рассматривать как досудебный акт, который носит информационный, рекомендательный характер. Предусмотренное пунктом 4 статьи 222 ГК РФ решение о принудительном сносе самовольное постройки в административном порядке, А. не принималось.
В настоящее время в производстве Ялтинского городского суда Республики Крым находится гражданское дело №<номер> по иску А. к Кондратьеву М.В. о сносе самовольное постройки, в рамках которого подлежат проверке доводы сторон о наличии либо отсутствии оснований для сноса объекта капитального строительства. Возникший между сторонами гражданско-правовой спор не подлежит разрешению в порядке административного судопроизводства.
Поскольку обязательным условием для реализации права на судебную защиту является нарушение прав обратившегося в суд лица, а оспариваемое постановление не затрагивает прав истца, суд оставляет требования истца без удовлетворения.
В соответствии со ст.111 КАС РФ суд оставляет судебные расходы по уплате государственной пошлины на стороне истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2023 ░░░░.