№2-102/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«6» апреля 2015 г. г.Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Дробышевой Е.В.
при секретаре Мачехиной Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лепехина В. В. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Лепехин В.В. обратился в Тамбовский районный суд с иском к администрации Тамбовского района о признании права постоянного пользования на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела Лепехин В.В. уточнил исковые требования, просит признать право собственности на указанный выше земельный участок в границах, установленных решением Тамбовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года.
В обоснование своих требований в заявлении Лепехин В.В. указал, что <данные изъяты>» в последующем <данные изъяты> на праве постоянного бессрочного пользования был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный в <адрес> и выдано свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ года. В 2000 году истец приобрел по договорам купли-продажи весь имущественный комплекс. В 2006 году Лепехин В.В. продал столярный цех со складом <данные изъяты>», расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты>.м. В связи с этим площадь земельного участка с кадастровым номером, которой перешел к истцу после приобретения имущества ООО <данные изъяты>» изменилась, границы участка с кадастровым номером № были уточнены и установлены решением Тамбовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с планом, составленным кадастровым инженером Соловьевой ДД.ММ.ГГГГ года. Площадь участка составила <данные изъяты> кв.м. В 2014 году он (истец) обратился в администрацию Тамбовского района с заявлением о формировании земельного участка и передаче его в собственность либо в аренду. Однако в письме от ДД.ММ.ГГГГ было указано, что администрация Тамбовского района не имеет возможности предоставить ему земельный участок, поскольку он расположен в запретном районе, установленном согласно Положения об установлении запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 года №135. Считает отказ администрации Тамбовского района незаконным, поскольку, в силу закона, после приобретения производственной базы <адрес>» ему перешло право на земельный участок, ранее предоставленный обществу.
В последующих своих пояснениях истец указывает, что Постановлением администрации Тамбовской области от 06.08.2012 года № с изменением от 23.07.2013г. на основании постановления Правительства от 17.02.2000 года № определена запретная зона и запретный район войсковой части № в границах которой располагается <адрес>. Однако Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 года № признано утратившим силу Постановление от 17.02.2000 года, следовательно, по мнению истца, утратило силу и постановление администрации Тамбовской области об определение запретной зоны войсковой части №. В свою очередь, Межведомственной комиссией, уполномоченной Постановлением Правительства от 05.05.2014 года территория запретной зоны, в которую входил бы <адрес>, не установлена. Таким образом, <адрес> не может считаться расположенным в запретной зоне, отсюда, истец вправе требовать передачи ему в собственность спорного земельного участка.
Определением Тамбовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена администрация Тамбовской области.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащих ответчиков – администрации Тамбовского района и администрации Тамбовской области, на надлежащего ответчика – Министерство обороны РФ.
В судебном заседании Лепехин В.В. требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (ч.1).
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (ч.2).
Как следует из материалов дела, <адрес>, в последующем <адрес>» строй, постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на праве постоянного бессрочного пользования был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный в <адрес> и выдано свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ года.
В 2000 году истец приобрел по договорам купли-продажи весь имущественный комплекс <адрес>». В 2006 году Лепехин В.В. продал столярный цех со складом <адрес> расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты>.м. В связи с этим площадь земельного участка, которой перешел к истцу после приобретения имущества <адрес>», изменилась, границы участка с кадастровым номером № были уточнены и установлены решением Тамбовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с планом, составленным кадастровым инженером Соловьевой ДД.ММ.ГГГГ года. Площадь участка составила <данные изъяты>.м. В 2014 году истец обратился в администрацию Тамбовского района с заявлением о формировании земельного участка и передаче его в собственность либо в аренду. Однако решением администрации Тамбовского района от ДД.ММ.ГГГГ Лепехину В.В. было отказано в удовлетворении заявления по тем основаниям, что администрация не имеет возможности предоставить ему земельный участок, поскольку он расположен в запретном районе, установленном админгистрацией Тамбовской области согласно Положения об установлении запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №135.
Как установлено, <адрес> полностью расположен в запретном районе военного объекта базы войсковой <данные изъяты>, на основании постановления администрации Тамбовской области от №
Пункт 1 статьи 93 Земельного кодекса РФ предусматривает, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.
Пунктом 7 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства предусмотрено установление запретных и иных зон с особыми условиями использования земель.
Во исполнение данной нормы права Постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 N 135 было утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Данное Положение определяло назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.
Аналогичные понятия запретных зон (районов) и ограничения, связанные с использованием таких территорий, предусмотрены действующим в настоящее время Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 (вступившим в силу с 15.05.2014г).
Запретная зона и запретный район военного объекта базы войсковой <данные изъяты> установлены постановлением администрации Тамбовской области от 6.08.2012г. № на основании пункта 5 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135.
Согласно указанному постановлению администрации в отношении объектов базы войсковой №), установлена запретная зона в размере 400 м и запретный район в размере 3 км.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135 отменено.
При этом, принятое постановление не содержит указаний на отмену ранее установленных границ запретных территорий, а определен иной порядок определения, установления и упразднения запретных зон и районов военных объектов.
Пунктом 3 постановления Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации предписано осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель в соответствии в постановлением в срок до 31 декабря 2015 г. До указанного срока действуют ранее введенные ограничения.
Кроме того, в настоящее время не утратил свою силу Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Указом президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495), согласно п.2 Приложения N 5 к которому вокруг объектов, расположенных вне территории воинской части, по согласованию с органами государственной власти и органами местного самоуправления определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации запретные зоны или районы.
Запретная зона включает территорию, непосредственно примыкающую к территории военного объекта. Ширина запретной зоны от внешнего ограждения военного объекта устанавливается в зависимости от типа и назначения объекта (арсенал, база, склад) и составляет 100-400 метров. Запретный район шириной не менее 3 километров от внешнего ограждения территории военного объекта устанавливается только для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и химических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
В соответствии с пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 на территории запретной зоны, (установленной в соответствии с п. 7 данного постановления на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра) запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Аналогичное правило было установлено пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135.
В соответствии с ч. 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота и ограниченным в обороте, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Поскольку спорный земельный участок расположен в границах запретной зоны военного объекта, он не может быть предоставлен в частную собственность.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Лепехина В.В. у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 10 ░░░░░░ 2015 ░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░