Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1039/2023 ~ М-1055/2023 от 16.10.2023

Дело № 2а-1039/2023

УИД 42RS0012-01-2023-001796-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Калашниковой С.А.,

при секретаре Домбради А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске Кемеровской области

      31 октября 2023 года

административное дело по административному исковому заявлению Администрации Мариинского муниципального округа к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП ГУФССП по Кемеровской области-Кузбассу Бубенчиковой Юлии Михайловне, МОСП по ВИП ГУФССП по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФССП по Кемеровской области-Кузбассу, Федеральной службе судебных приставов России об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Мариинского муниципального округа обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП ГУФССП России по Кемеровской области - Кузбассу Бубенчиковой Юлии Михайловне, МОСП по ВИП ГУФССП России по Кемеровской области - Кузбассу, ГУФССП России по Кемеровской области - Кузбассу, ФССП России по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по важным исполнительным производствам Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области - Кузбассу о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.

Административные исковые требования мотивированы тем, что в производстве межрайонного отдела судебных приставов по важным исполнительным производствам Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу находится на исполнении исполнительное производство <...> от <...>.

<...> в адрес администрации Мариинского муниципального округа поступило постановление судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по важным исполнительным производствам Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области - Кузбассу Бубенчиковой Ю.М. о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от <...>, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере <...> рублей и установление должнику нового срока для исполнения требований исполнительного производства: <...>.

Основанием для вынесения оспариваемого постановления, как указано в самом постановлении, послужило то, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено.

С постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по важным исполнительным производствам Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по <...> - Кузбассу о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от <...> администрация Мариинского муниципального округа не согласна, считает его необоснованным, нарушающим права и законные интересы администрации Мариинского муниципального округа по следующим основаниям.

Неисполнение администрацией Мариинского муниципального округа исполнительного документа в срок, предусмотренный законом на добровольное исполнение, вызвано исключительно уважительными причинами.

<...> в МОСП по ВИП ГУФССП России по Кемеровской области - Кузбассу администрацией Мариинского муниципального округа была своевременно направлена информация по исполнительному производству <...>-ИП от <...>, согласно которой, исполнение решения суда по предоставлению К. в <...> года запланировано предоставление однокомнатной благоустроенной квартиры в строящемся доме, по адресу: <...>, общей площадью <...> кв.м., что подтверждается прилагаемой выпиской из шахматки <...> жилого дома, расположенного по адресу: <...>.

Кроме того, в целях обеспечения осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями <...> администрацией Мариинского муниципального округа за период с <...> по <...> было проведено <...> электронных аукционов:

1) <...> от <...> признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.

2) <...> от <...> признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.

3) <...> от <...> признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.

4) <...> от <...> признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.

5) <...> от <...> признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.

6) <...> от <...> признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.

7) <...> от <...> признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.

8) <...> от <...> признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.

9) <...> от <...> с <...> был заключен контракт <...> от <...> между управлением капитального строительства администрации Мариинского муниципального округа и <...> на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения, путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <...>, со сроком исполнения до <...>.

10) <...> от <...> с <...> был заключен контракт <...> от <...> между управлением капитального строительства администрации Мариинского муниципального округа и <...> на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения, путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <...>, со сроком исполнения до <...>.

11) <...> от <...> с <...> был заключен контракт <...> от <...> между управлением капитального строительства администрации Мариинского муниципального округа и <...> на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения, путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <...>, со сроком исполнения до <...>.

12) <...> от <...> с <...> был заключен контракт <...> от <...> между управлением капитального строительства администрации Мариинского муниципального округа и <...> на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения, путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <...>, со сроком исполнения до <...>.

13) <...> от <...> признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.

14) <...> от <...> признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.

15) <...> от <...> признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.

16) <...> от <...> признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.

17) <...> от <...> признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.

18) <...> от <...> признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.

19) <...> от <...> признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.

Следовательно, администрацией Мариинского муниципального округа предприняты все меры по предоставлению судебному приставу-исполнителю доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в пятидневный срок.

Администрация Мариинского муниципального округа считает, что имеются правовые основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству <...> от <...>.

Административный истец просит суд освободить администрацию Мариинского муниципального округа от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства <...> от <...>.

В судебное заседание представитель административного истца администрации Мариинского муниципального округа не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель МОСП по ВИП ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Бубенчикова Ю.М., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась.

Представитель административного ответчика - Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области-Кузбассу, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Представитель административного ответчика - Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Представитель административного ответчика - Федеральной службы судебных приставов России, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Заинтересованное лицо К. надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Кузбасса, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В ином случае суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании, оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из материалов дела следует, что <...> в МОСП по особо важным исполнительным производствам ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу возбуждено исполнительное производство <...>, взыскатель: К.; должник: администрация Мариинского муниципального округа; предмет исполнения: обязать администрацию Мариинского муниципального округа предоставить К. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное на территории Мариинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее <...> кв.м.

<...> судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам Бубенчиковой Ю.М. вынесено постановление о взыскании с администрации Мариинского муниципального округа исполнительского сбора в размере 50 000 руб. за неисполнение исполнительного документа и установлении нового срока исполнения - до <...>.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 названного Федерального закона определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

В силу частей 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства

Исполнительное производство возбуждено <...>, срок для добровольного исполнения установлен в 5 дней. В указанный срок требования исполнительного документа не исполнены. Отсутствие у должника требуемого жилого помещения само по себе не является препятствием для неисполнения судебным приставом-исполнителем предписаний части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 78 постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее также - постановление Пленума № 50) обратил внимание судов, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении № 50 от 17 ноября 2015 года исходя из того, что суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, разъяснил, что суды вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости, в том числе, освободить должника от взыскания исполнительского сбора на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (абзац второй пункта 74).

В силу пункта 75 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Из материалов дела установлено, что <...> администрацией в адрес судебного пристава исполнителя МОСП по ВИП УФССП по Кемеровской области-Кузбассу была направлена письменная информация по исполнительному производству <...> от <...>.

Также судом установлено, что <...> должником в суд направлено заявление об отсрочке исполнения судебного решения по делу <...>. Копия данного заявления была направлена также в адрес ГУФССП РФ по Кемеровской области-Кузбассу.

В заявлении приведены меры, принимаемые администрацией для исполнения решения суда.

Согласно определению <...>.

Согласно информации от <...>, представленной Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального округа, в казне Мариинского муниципального округа свободные жилые помещения, приобретенные (построенные) за счет средств субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, отсутствуют.

Следовательно, жилое помещение могло быть приобретено в результате заключения должником либо договора купли-продажи жилого помещения, либо контракта (договора) на долевое участие в строительстве жилья, что требует значительных временных затрат, исходя из установленного законодательством порядка заключения и исполнения таких договоров.

Администрацией Мариинского муниципального округа с февраля по апрель 2023 года было проведено 19 электронных аукционов, из которых состоялось только 4, остальные процедуры не состоялись (заявок на участие не поступало).

<...> между управлением капитального строительства администрации Мариинского муниципального округа и <...> заключен муниципальный контракт <...> на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения, путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <...>. Окончание срока действия и исполнения указанного контракта - <...>.

Согласно представленной выписке из шахматки <...> жилого дома, расположенного по адресу: <...> К. выделена <...>, общей площадью <...> кв.м.

Таким образом, несмотря на принимаемые меры, фактическая возможность приобрести и предоставить взыскателю жилое помещение в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у администрации отсутствовала.

Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

Таким образом, оснований полагать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями либо виновным противоправным бездействием должника, у суда не имеется.

С учетом изложенного суд считает возможным освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <...>-░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ -      ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ -      ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-1039/2023░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░ -      ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1039/2023 ~ М-1055/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Мариинского муниципального округа
Ответчики
Бубенчикова Юлия Михайловна судебный пристав-исполнитель
МОСП по ВИП ГУФССП России по Кемеровской области -Кузбассу
ГУФССП по Кемеровской области-Кузбассу
ФСИН России
Другие
Министерство финансов Кузбасса
Миронов Никита Александрович
Карпов Николай Валерьевич
Суд
Мариинский городской суд Кемеровской области
Судья
Калашникова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
mariinsky--kmr.sudrf.ru
16.10.2023Регистрация административного искового заявления
16.10.2023Передача материалов судье
17.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2023Подготовка дела (собеседование)
31.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2023Дело оформлено
01.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее