Дело № 2а-1/2021 25 февраля 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего по делу судьи Кочиной Ж.С.,

при помощнике судьи Коловановой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по административному искового заявлению ШмЕ. Е. В. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным разрешений на строительство многоквартирного жилого комплекса, выданных директором департамента градостроительства администрации МО «Город Архангельск» от <Дата>,

установил:

ШмЕ. Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным разрешения <№> на строительство многоквартирного жилого комплекса, выданного директором департамента градостроительства администрации МО «Город Архангельск» от <Дата>, признании незаконным разрешения <№> на строительство многоквартирного жилого комплекса, выданного директором департамента градостроительства администрации МО «Город Архангельск» от <Дата>.

В обоснование административного иска указано, что оспариваемые разрешения нарушают права истца, поскольку проектом не предусмотрены площадки для занятий физкультурой, не приведены сведения о своде зеленых насаждений, не приведены сведения о компенсационном озеленении, не предусмотрена организация придомовой территории, не предусмотрено требуемое количество парковочных мест.

В судебном заседании административный истец ШмЕ. Е.В., ее представитель адвокат Постников Д.Н., действующий на основании ордера, требования административного иска поддержали.

Представитель административного ответчика в судебном заседании против административного иска возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Настаивал на том, что истцом не доказан факт нарушения его прав оспариваемым разрешением, принятым при строгом соблюдении установленного порядка.

Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «СоломбалаСтрой» в судебном заседании просил заявленные требования оставить без удовлетворения.

По определению суда административное дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО "Норд Строй", Министерства строительства и архитектуры Архангельской области, Департамент градостроительства Администрация МО "Город Архангельск, ООО" Главная Негосударственная экспертиза", Департамента муниципального имущества МО "Город Архангельск", Главы Администрации МО "город Архангельск" Морева Д. А., директора Департамента Градостроительства Администрации МО "Города Архангельск" Юницыной А. Н., надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения спора.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему,

В соответствии с Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (п. 1). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п. 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.ч. 8, 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Так, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Из материалов дела следует, что ШмЕ. Е.В. является собственником квартиры ..., находящейся в непосредственной близости от земельных участков с кадастровыми номерами <№>, площадью 883 кв.м, с кадастровым номером <№>, площадью 732 кв.м, с кадастровым номером <№>, площадью 3948 кв.м, с кадастровым номером <№>, площадью 2167 кв.м.

Указанные земельные участки с кадастровым номером <№>, с кадастровым номером <№>26 и с кадастровым номером <№>, принадлежат на праве аренды ООО «СоломбалаСтрой» (договоры аренды <№> (л), <№> (л), <№> (л) от <Дата>, заключенные с Администрацией), а земельный участок с кадастровым номером <№>, принадлежит ООО «СоломбалаСтрой» на праве собственности.

Земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов и имеют разрешенное использование – многоэтажная жилая застройка. Как следует из договоров аренды земельных участков, данные участки предоставлены арендатору для реализации масштабного инвестиционного проекта, восстановление нарушенных прав пяти граждан, пострадавших от недобросовестного застройщика путем выплаты денежных компенсаций.

Принятый Правительством Архангельской области масштабный инвестиционный проект (утверждён распоряжением губернатора Архангельской области 13.05.2019г. № 450-р), на указанных земельных участках общей площадью 7730 м2 должен быть реализован в два этапа:

1-й этап – восстановление прав участников долевого строительства путём выплаты денежной компенсации (объём обязательств по восстановлению прав дольщиков оказался выше рыночной стоимости земельных участков и составил 10 285 889 р.)

2-й этап – строительство и ввод в эксплуатацию жилого комплекса площадью 20 600 квадратных метров на предоставляемых земельных участках (рыночная стоимость земельных участков согласно отчёту, выполненному Фондом имущества и инвестиций Архангельской области - 9 560 000 р.)

На указанных земельных участках ООО «СоломбалаСтрой» ведется строительство двух многоэтажных жилых домов в составе многоквартирного жилого комплекса, ограниченного ... и ... в соответствии с разрешениями <№> на строительство многоквартирного жилого комплекса, выданным директором департамента градостроительства администрации МО «Город Архангельск» от <Дата>, и разрешением <№> на строительство многоквартирного жилого комплекса, выданным директором департамента градостроительства администрации МО «Город Архангельск» от <Дата>.

В обоснование своего иска ШмЕ. Е.В. указано о нарушении ее прав, как собственника квартиры в соседнем доме на возможность полноценного пользования инфраструктурой соседнего земельного участка.

Суд полагает, что права истца не могут быть затронуты наличием жилой застройки, поскольку актом приемки благоустройства и озеленения территории объекта, расположенного по адресу ... от <Дата>, составленным комиссией в составе застройщика, администрации Ломоносовского территориального округа, представителей Управления дорог и мостов Департамента городского хозяйства мэрии г. Архангельска и Департамента градостроительства, благоустройство и озеленение территории объекта, по месту жительства истца принято в эксплуатацию.

Следовательно, законно выданные уполномоченным органом разрешения на строительство многоквартирного жилого комплекса не могут затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с п. 13 ст. 1 ГрК РФ строительство - это создание зданий строений и сооружений.

При этом, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство (за исключением предусмотренных законом случаев), под которым понимается документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов (части 1, 2 ст. 51 ГрК РФ).

Так, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений (п. 10.1 ст. 2 ГрК РФ), который предполагает установление исчерпывающего перечня процедур, прав, обязанностей и оснований принятия решений указанными субъектами.

Согласно ч. 5 ст.51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган с приложением к нему, в том числе разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса).

Согласно п. 1 ст. 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1, глава 4 ГрК РФ).

Пунктом 9 ст. 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (ч. 1 ст. 31 ГрК РФ) и включают в себя градостроительные регламенты (ч. 2 ст. 30 ГрК РФ).

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ).

Федеральный законодатель ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдать требования градостроительного регламента, которым согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 7 ст.51 ГрК РФ предусмотрен перечень документов, которые должны быть представлены для выдачи разрешения на строительство.

В указанный перечень, в том числе, входят градостроительный план земельного участка, материалы, содержащиеся в проектной документации, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса).

Частью 11 ст. 51 ГрК РФ и предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Частью 13 этой же статьи установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Системное и взаимосвязанное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что разрешение на строительство устанавливает соответствие предполагаемого объекта (проекта его создания) действующим градостроительным требованиям. При этом уполномоченный орган не должен ограничиваться лишь формальной констатацией комплектности представленных застройщиком документов, напротив, должен проверить и оценить каждый из представленных документов на предмет его соответствия предъявляемым требованиям.

В ходе рассмотрения дела административным ответчиком и заинтересованным лицом представлены и судом исследованы документы, которые направлены застройщиком в соответствии с требованиями части 7 статьи 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство.

Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен определенный перечень документов, которые надлежит представить техническому заказчику (застройщику) в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство. При этом часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит запрет требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 данной статьи документов.

В соответствии с проектной документацией на строительство многоквартирного жилого комплекса, ограниченного ... и ..., возводимый на поименованных земельных участках состоит из двух зданий переменной этажности, общей площадью 10355,46 кв.м (1 этап строительства) и 15213,63 кв.м (2 этап строительства), имеет следующие параметры: процент застройки в границах земельного участка 42,2; отступ здания от границ земельного участка с северной стороны 3,2 м; отступ здания от границ земельного участка с восточной стороны 4,4 м; отступ здания от границ земельного участка с южной стороны 6,5 м; отступ здания от границ земельного участка с западной стороны 1,8 м; отступ здания от красной линии до 1 м (со стороны ...) 4,4 м; количество машино-мест для хранения индивидуального транспорта 41; доля озелененной территории 16,4%; размер площадки для хозяйственных нужд 23 кв.м; уменьшении удельного размера площадки для занятий спортом до 0 кв.м; коэффициент плотности застройки 2,1.

В соответствии со ст. 34 Правил землепользования и застройки минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений определяются в соответствии с действующими противопожарными, санитарно-эпидемиологическими и иными нормативами, но не могут быть менее 3 метров. Если объект капитального строительства расположен в границах двух и более смежных земельных участков, то минимальные отступы определяются только от внешних границ всех смежных земельных участков, на которых расположен объект капитального строительства, в то время как минимальный отступ зданий, строений, сооружений от красных линий вновь строящихся или реконструируемых зданий, строений, сооружений должен быть на расстоянии не менее 3 метров (ст. 35 Правил землепользования и застройки).

Как видно из материалов дела, застройщиком в целом соблюдены Правила землепользования и застройки в части установленных параметров отступов от границ земельных участков, за исключением отступов с западной стороны на 1,8 м, что связано, прежде всего, с целью формирования единой линии застройки размещения проектируемого здания с жилым домом по ....

Между тем каких-либо доказательств нарушения прав административного истца, а также градостроительных регламентов, таким расположением объекта капитального строительства, не представлено.

Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории муниципального образования "Город Архангельск" Архангельской области" осуществлялось на основании и в соответствии с требованиями Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории муниципального образования "Город Архангельск" Архангельской области", утв. постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 28.03.2019 № 433 (в ред. постановления Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 18.02.2020 № 306, 16.06.2020 № 1029).

В соответствии с ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Таким образом, предельные параметры разрешенного строительства указываются в градостроительных регламентах, которые, в свою очередь, содержатся в Правилах землепользования и застройки.

В соответствии с п. 1.19 Свода правил № СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП <Дата>-89*», утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от <Дата> <№>, на селитебных территориях и на прилегающих к ним производственных территориях следует предусматривать гаражи и открытые стоянки для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой - не более 1500 м. Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать из расчета не менее чем для 70% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе жилые районы - 25%.

В соответствии с Генеральным планом МО «Город Архангельск» обеспеченность транспортом на территории г.Архангельска составляет 350 машин на 1000 человек. В запроектированном жилом доме расчетное количество жильцов составляет 452 человека (из расчета 1 житель на 40 кв.м), в связи с чем минимальное количество открытых стоянок для временного хранения автотранспорта составляет 36 машино-мест, в то время как проектом предусмотрено 41 машино-место, что значительно превышает показатели отклонения в оспариваемом распоряжении.

Ссылки административных истцов на то, что машино-места должны быть организованы в пределах земельных участков, судом отклоняются, поскольку возможность организации стоянок для автотранспорта за пределами участка в пешеходной доступности на расстоянии не более 800 м предусмотрено как Правилами землепользования и застройки, так и вышеприведенным Сводом правил.

В материалах дела имеются положительные заключения негосударственных экспертиз <№> и <№> от <Дата>, подготовленные ООО «Главная негосударственная экспертиза (Главэкспертиза)», о соответствии проектной документации результатам инженерных изысканий, а также требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям. Доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении выводы, административными истцами не представлено.

В судебном заседании допрошен эксперт, проводивший оценку проектной документации, Степаненко Т.Н., который пояснил, что проектная документация проверялась на соответствие ФЗ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и СНиП 2.07.01-89 от 01.01.1991 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Эксперт указал, что проектная документация не может нарушать требования, указанные в списке 1521, поскольку им не противоречит. Перечень 1521 - это перечень документов в области стандартизации. Проектная документация экспертом проверялась на не противоречие указанным пунктам и если проектная документация не противоречит этим пунктам, то экспертиза признается соответствующей требованиям № 384.

Согласно ч.1 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

В силу названных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается на основании статьи 413 ГК РФ независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок. Следовательно, принцип единства судьбы земельного участка и расположенных на нем объектов, входящих в состав многоквартирного жилого дома, не нарушается.

Согласно проекту строительства доля озелененной территории составляет 16,4%, в то время как минимальная доля озелененной территории земельного участка - это часть территории земельного участка, покрытая зелеными насаждениями (газонами, цветниками, кустарником, высокоствольными растениями), устанавливается для участков, расположенных во всех территориальных зонах, за исключением производственных зон, рекреационных зон, и не должна быть менее 15 процентов площади земельного участка (ст. 38 Правил землепользования и застройки).

Несмотря на то, что в соответствии со ст. 39 Правил землепользования и застройки, при проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения, размеры которых определяются в зависимости от вида и устанавливаются согласно нормам, при этом допускается уменьшение, но не более чем на 50 процентов, удельных размеров площадок для хозяйственных целей при застройке жилыми зданиями в 9 и выше этажей; для занятий физкультурой при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса микрорайона для образовательных учреждений и населения, административными истцами не представлено доказательств нарушения их прав как жильцов дома, расположенного на смежном земельном участке.

Доводы о нарушении инсоляции суд также находит несостоятельными.

Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01», утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 19 октября 2001 года и введены с 1 февраля 2002 года (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01).

В силу ч.2 ст.40 ГрК РФ отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Как указано выше, соответствие проектной документации и инженерных изысканий требованиям технических регламентов многоквартирного жилого комплекса подвергнуты экспертной оценке, и ООО «Главная негосударственная экспертиза (Главэкспертиза)» даны положительные заключения обоих этапов строительства.

У суда нет оснований не доверять экспертным выводам, о назначении по делу судебной экспертизы стороны не ходатайствовали.

Нарушения оспариваемым решением Генерального плана МО «Город Архангельск» в части разрешенной на земельных участках этажной застройки, также не нашли своего подтверждения, опровергаются представленными в материалы дела градостроительными планами земельных участков и фрагментом самого Генерального плана МО «Город Архангельск», в связи с чем признаются судом несостоятельными.

Суд также учитывает, что на оба этапа строительства многоквартирного жилого комплекса выданы разрешения на строительство, а вопрос о законности строительства на поименованных земельных участках предметом рассмотрения в данном случае не является.

Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории МО «Город Архангельск», осуществляет департамент муниципального имущества Администрации МО «Город Архангельск».

В соответствии с п. 1.1. Положения о департаменте муниципального имущества Администрации муниципального образования «Город Архангельск», утв. постановлением Мэра города Архангельска от 18.02.2014 № 120 (далее Положение), Департамент муниципального имущества Администрации муниципального образования "Город Архангельск" является функциональным органом Администрации муниципального образования "Город Архангельск", созданным в целях осуществления функций управления, пользования, распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования "Город Архангельск", рационального использования земель.

Согласно п. 2.2.12 Положения Департамент муниципального имущества готовит материалы для совершения сделок, связанных с владением, пользованием и распоряжением муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования "Город Архангельск", и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального образования "Город Архангельск".

Следовательно, департамент муниципального имущества Администрации МО «Город Архангельск» как орган, наделенный полномочиями по управлению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, вправе совершать с муниципальным имуществом любые действия, не запрещенные законом. В полномочия по управлению и пользованию входят, в том числе, и полномочия по обращению с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка в тех случаях, когда земельные участки не предоставлены на каком-либо праве иным физическим или юридическим лицам.

Относительно парковочных мест суд полагает, что нарушения действующего законодательства не допущено по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в границах данных участков возможно разместить 23 машино-места из 36 машино-мест необходимых. Недостающие парковочные места (13 машино-мест) предполагается разместить за границей земельных участков, со стороны ..., как предусмотрено утверждённым проектом планировки территории, в допустимом радиусе пешей доступности.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» парковка общего пользования может быть размещена на части автомобильной дороги и (или) территории, примыкающей к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющейся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, а также в здании, строении или сооружении либо части здания, строения, сооружения.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" элементами обустройства автомобильных дорог являются, в частности: стоянки (парковки) транспортных средств, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.

Согласно п. 2 ст. 37 Местных нормативов градостроительного проектирования МО «Город Архангельск», утв. решением Архангельской городской Думы от 20.09.2017 г. № 567, в пределах красных линий допускается размещение конструктивных элементов дорожно-транспортных сооружений (опор путепроводов, лестничных и пандусных сходов подземных пешеходных переходов, павильонов на остановочных пунктах городского общественного транспорта).

В исключительных случаях с учётом действующих особенностей участка (поперечных профилей и режимов градостроительной деятельности) в пределах красных линий допускается размещение объектов транспортной инфраструктуры (временные парковки легкового транспорта, площадки отстоя и кольцевания общественного транспорта, разворотные площадки, площадки для размещения диспетчерских пунктов.

В соответствии с п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка

Таким образом, парковочные места для стоянки (парковки) являются объектами транспортной инфраструктуры и могут располагаться в придорожной зоне и в границах красных линий (в пределах полосы отводы) с соблюдением нормируемого расстояния от общеобразовательных школ и детских учреждений.

Кроме этого, согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Пунктом 1 ст. 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен вести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Таким образом, административные истцы, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должны указать, какие их права и каким образом нарушены ответчиком, а также избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.

Кроме того, в связи с корректировкой проектной документации, <Дата> ООО СЗ «Соломбаластрой» повторно обратилось в Администрацию «Город Архангельск» с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого комплекса, предоставив новое положительное заключение по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, утвержденного <Дата>. Администрацией <Дата> выданы разрешения на строительство <№> и <№> (взамен оспариваемых разрешений на строительство). Законность вновь выданных разрешений является отдельным предметом рассмотрения судом первой инстанции.

По изложенным основаниям в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░. ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <№> ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ <░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <№> ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ <░░░░> ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шмелева Елена Викторовна
Ответчики
Глава Администрации МО "город Архангельск" Морев Дмитрий Александрович
Администрация МО "Город Архангельск
ООО" Главная Негосударственная экспертиза"
Департамент градостоительства Администрация МО "Город Архангельск
Директор Департамента Градостроительства Администрации МО "Городо Архангельск" Юницына Александра Николаевна
Другие
Министерство строительства и архитектуры Архангельской области
ООО СЗ "Соломбаластрой"
Постников Дмитрий Николаевич
Департамент муниципального имущества МО "Город Архангельск"
ООО "Норд Строй"
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Кочина Жанна Сергеевна
Дело на сайте суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
06.09.2019Регистрация административного искового заявления
06.09.2019Передача материалов судье
06.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
06.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2019Подготовка дела (собеседование)
25.09.2019Рассмотрение дела начато с начала
16.10.2019Судебное заседание
24.10.2019Судебное заседание
09.02.2021Производство по делу возобновлено
09.02.2021Судебное заседание
20.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Судебное заседание
25.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее