Председательствующий по делу                                            Дело № 33-4690/2023

Судья Цукерман С.Ю.              (номер дела в суде первой инстанции № 2-1260/2023)

УИД 75RS0027-01-2023-001668-49

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Кардаша В.В.

судей Куклиной И.В., Трифонова В.А.

при секретаре Бутиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 20 декабря 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Забайкальская топливно-энергетическая компания», администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» об обязании создать на котельных г.Шилки Шилкинского района Забайкальского края нормативный запас топлива,

по апелляционной жалобе представителя ответчика акционерного общества «Забайкальская топливно-энергетическая компания» Хариной О.Е.

на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 15 сентября 2023 года, которым постановлено:

исковые требования Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Забайкальская топливно-энергетическая компания», администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» обязать создать на котельных г.Шилки Шилкинского района Забайкальского края нормативный запас топлива в течении всего отопительного периода 2023-2024 гг. удовлетворить.

Обязать акционерное общество «Забайкальская топливно-энергетическая компания» и администрацию городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» создать на котельных г.Шилки Шилкинского района Забайкальского края нормативный запас топлива в течении всего отопительного периода 2023-2024 гг., с учетом неснижаемого нормативного запаса твердого топлива на 14 суток.

Обратить решение к немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Куклиной И.В., судебная коллегия,

установила:

Шилкинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. Прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в период подготовки объектов коммунальной инфраструктуры к началу отопительного сезона 2023-2024 гг., которой установлено, что на территории Шилкинского района в г. Шилка осуществляет хозяйственную деятельность акционерное общество «Забайкальская топливно-энергетическая компания» (далее - АО «ЗабТЭК»), эксплуатируя муниципальные объекты жилищно-коммунального хозяйства, переданные администрацией городского поселения «Шилкинское» по концессионным соглашениям в отношении муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для теплоснабжения потребителей муниципального образования городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края от 01.01.2022 года (далее – КС1). Из сообщения администрации городского поселения «Шилкинское» следует, что по состоянию на 06.09.2023 года, на котельных г.Шилки Шилкинского района Забайкальского края отсутствует нормативный запас угля. Отсутствие неснижаемого нормативного запаса топлива в зимний период может повлечь наступления негативных последствий, влекущих за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, способствует возникновению чрезвычайных ситуаций, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район». Просил суд обязать АО «ЗабТЭК» и администрацию городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» создать на котельных г.Шилки Шилкинского района нормативный запас топлива в течение всего отопительного периода 2023-2024 гг., решение суда обратить к немедленному исполнению (л.д.4-8).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.81-88).

В апелляционной жалобе представитель ответчика АО «ЗабТЭК» Харина О.Е. выражает несогласие с решением суда по следующим основаниям. Ссылаясь на нормы п. 20 Методики выполнения расчетов нормативов создания запасов топлива для котельных, утвержденной Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 года № 377, указывает, что при доставке твердого топлива автомобильным транспортом неснижаемый нормативный запас твердого топлива на котельной должен быть равен семисуточному, железнодорожным транспортом 14 суткам. Однако, судом не учтено, что на котельных г.Шилки отсутствуют железнодорожные тупики и оборудование для разгрузки железнодорожных вагонов с углем.    Фактически разгрузка производится на железнодорожной станции «Шилка-товарная» и в дальнейшем доставка угля на котельные г.Шилка производится автомобильным транспортом. Ответчиком заключен договор на услуги перевозки грузов. Не согласна с тем, что решением на АО «ЗабТЭК» возложена обязанность создавать нормативный запас угля в течении отопительного сезона свыше семи суток. Просит решение отменить, принять по делу новое решение (л.д.93).

Представитель ответчика АО «ЗабТЭК» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители ответчика администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» и третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края в судебное заседание не явились, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца - прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Пешкову А.Б., полагавшую решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральный закон РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В силу подпунктов 7 и 8 пункта 5 статьи 20 Федерального закона РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).

Согласно пунктам 2, 15 вышеуказанного Порядка, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.

На основании пункта 3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, для твердого топлива, доставляемого железнодорожным транспортом, объем запаса топлива должен составлять 14 суток, доставляемого автомобильным транспортом объем запаса топлива должен составлять 7 суток (пункты 19, 20 Порядка).

В силу пунктов 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Как установлено судом и следует из материалов дела, между муниципальным образованием городское поселение «Шилкинское» и АО «ЗабТЭК» 01 января 2022 года заключено концессионное соглашение в отношении муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для теплоснабжения потребителей муниципального образования городское поселение «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края (л.д. 11-29).

В силу п.1.1 указанного концессионного соглашения, концессионер (АО «ЗабТЭК») обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать объекты теплоснабжения, горячего водоснабжения, состав и описание которых приведены в разделе 2 настоящего соглашения (далее – объекты соглашения), право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять с использованием объектов соглашения производство, передачу тепловой энергии, распределение горячей воды в целях обеспечения бесперебойного, надёжного и безопасного теплоснабжения, горячей воды потребителей муниципального образования городское поселение «Шилкинское», а концедент (муниципальное образование городское поселение «Шилкинское») обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной в соглашении деятельности.

Согласно п.2.1 концессионного соглашения, его объектами являются объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения, описание и технико-экономические показатели которых приведены в Приложении № 1 соглашения.

По информации администрации городского поселения «Шилкинское» по состоянию на 06.09.2023 на котельных г.Шилки Шилкинского района Забайкальского края отсутствует нормативный запас угля (л.д. 30).

Из ответа врио генерального директора АО «ЗабТЭК» Паршина В.В. от 08.09.2023 года установлено, что с целью организации поставки угля в 2023 году по итогам торгово-закупочных процедур между АО «ЗабТЭК» и ООО «АРМЗ Сервис» были заключены договоры №29-ЗКЭФ (2022.180432) и № 30-ЗКЭФ (2022.180448) на поставку угля на условиях его отгрузки железнодорожным транспортом с отсрочкой платежа в 90 календарных дней. АО «ЗабТЭК» направил в адрес ООО «АРМЗ Сервис» заявку на отгрузку угля в сентябре 2023 года в количестве 31212 тонн (459 вагонов). Заявленный объем угля необходим АО «ЗабТЭК» для создания к началу отопительного сезона неснижаемого нормативного запаса топлива и обеспечения текущей потребности в угле котельных в сентябре 2023 года. Согласно разработанного графика отгрузки, начало поставок угля должно быть начато с 01 сентября 2023 года. По состоянию на 07.09.2023 у АО «ЗабТЭК» имеется просроченная дебиторская задолженность перед ООО «АРМЗ Сервис» в размере 607,5 млн. рублей. В связи с высокой просроченной дебиторской задолженностью, поставка угля от ООО «АРМЗ Сервис» приостановлена до момента урегулирования вопроса ее погашения. Со стороны АО «ЗабТЭК» все возможные исчерпывающие меры по обеспечению топливом объектов теплоснабжения осуществляются. Проводятся ежедневные переговоры с ООО «АРМЗ Сервис» о необходимости возобновления отгрузки угля, рассматриваются альтернативные поставщики топлива, готовые в срочном порядке произвести его отгрузку железнодорожным транспортом. Тем не менее, на текущий момент, учитывая заблокированные в предприятии расчетные счета и кассы, самостоятельно силами предприятия решить данный вопрос не представляется возможным. С целью решения вопроса возобновлении поставок угля АО «ЗабТЭК» направил обращение о сложившейся ситуации в Правительство Забайкальского края и в Министерство ЖКХ, цифровизации и связи. По имеющейся у АО «ЗабТЭК» информации, вопрос погашения задолженности в настоящий момент решается в Министерстве ЖКХ, цифровизации и связи и в срок до конца дня 08 сентября 2023 года будет урегулирован. Ожидаемая дата возобновления поставок угля - 11.09.2023 (л.д. 31).

Согласно информации администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район», направленной в адрес Правительства Забайкальского края, 11.09.2023 года, на данный момент на территории городского поселения «Шилкинское» сложилась критическая ситуация, связанная с отсутствием нормативного запаса угля на котельных. В связи с чем администрация городского поселения «Шилкинское» вынуждена рассмотреть вопрос о введении режима повышенной готовности на территории поселка (л.д. 33).

Разрешая исковые требования истца, суд первой инстанции руководствуясь вышеприведенными положениями Закона и нормативных актов, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца, поскольку отсутствие неснижаемого нормативного запаса топлива в зимний период может повлечь наступления негативных последствий, влекущих за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, способствует возникновению чрезвычайных ситуаций, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район».

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, которые подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, содержанию доказательств, собранных и исследованных судом в соответствии со статьями 56, 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы ответчика АО «ЗабТЭК» о том, что неснижаемый нормативный запас твердого топлива на котельных должен быть равен 7 суткам подлежат отклонению, в связи со следующим.

Согласно письменных пояснений участвующего в деле прокурора, на железнодорожную станцию в городе Шилка уголь доставляется железнодорожным транспортом. Склад временного хранения угля на станции отсутствует, поэтому вагоны с углем ставятся на тупиковый путь и ожидают полной разгрузки. Расстояние от станции до ближайшей котельной в городе составляет не более 500 м, до самой отдаленной - 1,5-2 км. Таким образом, накопление и хранение угля осуществляется только на территории котельных (л.д.147).

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что основным способом доставки, которым фактически твердое топливо (уголь) доставляется в город Шилка, является железнодорожный транспорт и в силу отсутствия склада для хранения, впоследствии распределяется по котельным автомобильным транспортом, что подтверждается представленным АО «ЗабТЭК» договором оказания услуг перевозки грузов, согласно которого уголь доставляется с угольного склада ОАО «РЖД» в прикотельные склады (л.д. 96-98), в связи с чем, вывод суда о том, что неснижаемый нормативный запас твердого топлива на котельных должен быть равен 14 суткам, так как доставляется железнодорожным транспортом, является верным.

Согласно данным, представленным истцом судебной коллегии, остаток топлива по Шилкинскому району по состоянию на 12.12.2023 года в общей сложности составляет 8 275 тонн или на 27 суток, при этом, на 13 котельных запас топлива составляет менее 14 суток (л.д. 144).

При таком положении, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Иных доводов, по которым состоявшееся решение суда могло быть отменено или изменено, а также ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.12.2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-4690/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Шилкинская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация городского поселения Шилкинское
АО Забайкальская топливно-энергетическая компания
Другие
Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Куклина Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
21.11.2023Передача дела судье
12.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2024Передано в экспедицию
20.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее