Дело № 2а-3446/2023
25RS0010-01-2023-004861-90
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«29» сентября 2023 года г. Находка Приморского края
Находкинский городской суд Приморского края, в составе председательствующего судьи Жила Н.Л., при секретаре Горбуновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волковой Татьяны Ивановны о признании незаконными распоряжения, вынесенного Администрацией Находкинского городского округа Управления опеки и попечительства от 308-р от 30 июня 2023 года, об отказе в установлении факта невозможности проживания Ковальчука Владислава Александровича в ранее занимаемом жилом помещении
У С Т А Н О В И Л:
Волкова Татьяна Ивановна обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными распоряжения, вынесенного Администрацией Находкинского городского округа Управления опеки и попечительства от 308-р от 30 июня 2023 года, об отказе в установлении факта невозможности проживания Ковальчука Владислава Александровича в ранее занимаемом жилом помещении.
В административном исковом заявлении указано, что Волкова Т.И. является попечителем несовершеннолетнего Ковальчука В.А. на основании Распоряжения Департамента образования и науки Приморского края от 16 апреля 2012 № 189-р.
В интересах Ковальчука В.А. было подано заявление в Администрацию Находкинского городского округа о невозможности проживания его проживания по адресу: <.........>51, в связи с тем, что сирота является собственником ? доли от общей площади 29,2 кв.м., что составляет 7,3 кв.м. Это является менее учетной нормы установленной решением Думы Находкинского городского округа от 20 сентября 2002 № 487 (в ред. от 30 января 2019 № 336-НПА).
Однако, данным распоряжением было отказано, хотя у него менее учетной нормы. Данное распоряжение необходимо для включения Ковальчука В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет…., которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Просит суд, признать незаконными распоряжение Администрации Находкинского городского округа Управления опеки и попечительства от 308-р от 30 июня 2023 года, об отказе в установлении факта невозможности проживания Ковальчука Владислава Александровича в ранее занимаемом жилом помещении.
Обязать Администрацию Находкинского городского округа установить факт невозможности проживания по адресу: <.........>51, так как на долю сироты приходится менее учетной нормы.
Волкова Т.И. в судебное заседание не явилась. О дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено. При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель административного ответчика (пор доверенности) Белых М.Б. в судебном заседании пояснила, что согласно выписки ЕГРН от 31 марта 2023 года, имеющейся в материалах дела, выписке из картотеки регистрационного учета от 31 мая 2023 года жилое помещение, расположенное по адресу: <.........>51, площадью 29,2 кв.м., принадлежит на праве общей долевой собственности Ковальчук В.А. (1/4 доля в праве) и его сестре Е (3/4 доли в праве). Суммарно на каждого собственника приходится 29,2:2=14,6 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму 12,5 кв.м., установленную решением Думы Находкинского городского округа от 20 сентября 2005 № 487.
При принятии оспариваемого решения орган администрации в лице опеки и попечительства исходил из отсутствия обстоятельств, установленных ч. 1 ст. 4 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».
На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Выслушав представителя ответчика, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению в силу следующего:
Так, в силу ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 109 ЖК Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 данного Федерального закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Согласно пункту 5 статьи 8 Закона N 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Порядок установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении установлен Постановлением Правительства Приморского края от 27 февраля 2020 г № 147-пп (ред. от 06 июня 2023) "Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых они являются".
Указанное Постановление Правительства Приморского края предусматривает, что проживание лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, признается невозможным, если это противоречит интересам таких лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 4 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года № 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" (далее - Закон № 433-КЗ).
Факт невозможности проживания в Жилом помещении лица, указанного в пункте 1 настоящего Порядка, устанавливается органом местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа по месту нахождения Жилого помещения, невозможность проживания в котором подлежит установлению (далее - орган местного самоуправления).
Статьей 4 ч. 1 п. 3 Закона № 455-КЗ предусмотрено, что проживание в ранее занимаемых жилых помещениях лиц, указанных в пункте 2 части 1 и части 2 статьи 3 настоящего Закона, признается невозможным органом местного самоуправления, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с решением Думы Находкинского городского округа от 20 сентября 2005 года № 487 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляет 12,5 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения на одного гражданина.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, Волкова Т.И. является попечителем несовершеннолетнего Ковальчука В.А. на основании Распоряжения Департамента образования и науки Приморского края от 16 апреля 2012 № 189-р.
В интересах Ковальчука В.А. было подано заявление в Администрацию Находкинского городского округа о невозможности проживания его проживания по адресу: <.........>51, в связи с тем, что сирота является собственником ? доли от общей площади 29,2 кв.м., что составляет 7,3 кв.м. По мнению административного истца это является менее учетной нормы установленной решением Думы Находкинского городского округа от 20 сентября 2002 № 487.
Однако, согласно выписки ЕГРН от 31 марта 2023 года, имеющейся в материалах дела, выписке из картотеки регистрационного учета от 31 мая 2023 года жилое помещение, расположенное по адресу: <.........>51, площадью 29,2 кв.м., принадлежит на праве общей долевой собственности Ковальчук В.А. (1/4 доля в праве) и его сестре Е (3/4 доли в праве). Суммарно на каждого собственника приходится 29,2:2=14,6 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму 12,5 кв.м., установленную решением Думы Находкинского городского округа от 20 сентября 2005 № 487.
Таким образом, площадь жилого помещения, приходящегося на долю истца превышает учетную норму площади жилого помещения, что свидетельствует об отсутствии предусмотренного подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" основания, свидетельствующего о невозможности проживания Ковальчука В.А. в указанном жилом помещении.
Данное обстоятельство не является самостоятельным основанием для признания Ковальчука В.А. нуждающимся в обеспечении жилым помещением, следовательно оснований для предоставления Ковальчуку В.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не имеется.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Распоряжение, вынесенное Администрацией Находкинского городского округа Управления опеки и попечительства от 308-р от 30 июня 2023 года, об отказе в установлении факта невозможности проживания Ковальчука Владислава Александровича в ранее занимаемом жилом помещении принято в рамках предоставленной ответчику законом компетенции, при наличии к тому оснований, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; напротив, административный истец не представил доказательства нарушения своих прав и законных интересов, утверждения об обратном основаны на неверном понимании закона, целей и задач исполнительного производства; необходимая совокупность обстоятельств, поименованная в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, для удовлетворения требований по результатам рассмотрения административного дела не установлена.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Совокупность указанных условий по данному делу не была установлена судом, что явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного руководствуясь ст. 227 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 308-░ ░░ 30 ░░░░ 2023 ░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░