Дело № 2а-230/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пос. Лух 11 апреля 2022 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Верховской Е.П.,
при секретаре Малковой Н.В.,
с участием представителя администрации Лухского муниципального района ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Лухского муниципального района Ивановской области к ОСП по Вичугскому и Лухскому районам УФССП России по Ивановской области, УФССП России по Ивановской области об освобождении (уменьшении) от исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Лухского муниципального района Ивановской области (далее – администрация) обратилась в суд к ОСП по Вичугскому и Лухскому районам УФССП России по Ивановской области об освобождении (уменьшении) от исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава – исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ № на основании исполнительного производства N №, мотивировав тем, что администрацией выполнена определенная работа в целях реализации полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), то есть принимаются возможные меры для исполнения решения Палехского районного суда. Бюджет Лухского муниципального района является высокодотационным, наложение дополнительных штрафных санкций является излишней финансовой нагрузкой для бюджета.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП России по Ивановской области, в качестве заинтересованного лица привлечен Ивановский межрайонный природоохранный прокурор.
Представитель административного истца - администрации Лухского муниципального района Ивановской области ФИО4 административные исковые требования поддержал, показал, что в настоящее время до ДД.ММ.ГГГГ проходит общественное обсуждение проекта корректировки территориальной схемы обращения с ТКО, потом в течение 10 дней Департамент жилищно-коммунального хозяйства утвердит схему. Деньги в бюджет района на 2022 год заложены на эти цели.
Административный ответчик - представитель ОСП по Вичугскому и Лухскому районам УФССП России по Ивановской области в судебное заседание не явился, суду представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, против освобождения от уплаты исполнительского сбора не возражает.
Административный ответчик – представитель УФССП России по Ивановской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие, суду представлены возражения, где оставляют решение на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Ивановский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, оставил решение суда на усмотрение суда.
Суд при отсутствии возражений считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Палехского районного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Лухского муниципального района обязана создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах: <адрес>, и включить их в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 6-9).
Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Вичугскому и Лухскому районам ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство, которое получено администрацией ДД.ММ.ГГГГ. В пунктах 2 и 3 постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и разъяснена ответственность в виде возможности взыскания исполнительского сбора. Пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, установлен частью 12 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве").
Судебным приставом – исполнителем ДД.ММ.ГГГГ направлялся запрос в Палехский районный суд о предоставлении решения суда о предоставлении отсрочки по исполнению суда, на что судом был дан ответ, что заявления об отсрочке не подавались и не рассматривались.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации был направлен запрос о предоставлении информации по исполнению решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава – исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, указано, что исполнительный документ администрацией в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, доказательств уважительности причин неисполнения исполнительного документа в указанный срок не представлено. Копия данного постановления получена администрацией ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Законность действий судебного пристава-исполнителя ФИО5 при вынесении постановления о взыскании с администрации Лухского муниципального района исполнительского сбора сомнений не вызывает.
Однако сам факт законности взыскания исполнительского сбора не исключает возможности уменьшения этого сбора или освобождения должника от его уплаты.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора или об освобождении от его взыскания. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (п. 74). Лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (п. 75).
С учетом характера установленного должнику обязательства, представленных суду документов, суд приходит к выводу, что администрация приняла все необходимые, достаточные и зависящие от нее меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
В ноябре 2021 года заместителем главы администрации Лухского муниципального района направлено письмо первому заместителю Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области с просьбой внести изменения в территориальную схему обращения с отходами, в том числе, с ТКО, Ивановской области на период 2016-2031 годов и включить в перечень нахождения источников образования отходов на территории Лухского муниципального района дополнительно 9 населенных пунктов на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ №. Перечень населенных пунктов приложен (л.д. 10).
Согласно уведомлению о проведении общественного обсуждения проекта корректировки территориальной схемы обращения с отходами, в том числе, с ТКО Ивановской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства уведомляет о проведении общественного обсуждения проекта корректировки территориальной схемы обращения с отходами, в том числе, с ТКО Ивановской области на период 2016-2031 годы, в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
Средства на расходы по установке контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Лухского муниципального района запланированы в бюджете Лухского муниципального района на 2022 год. Полномочия и бюджетные ассигнования в сумме 400 тысяч рублей переданы в бюджеты сельских поселений в виде иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района на осуществления части полномочий по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию ТКО на территории поселений Лухского муниципального района (л.д.14).
В октябре – ноябре 2021 года постановлениями внесены изменения и дополнения в Постановления администраций Рябовского, Порздневского, Тимирязевского, Благовещенского сельских поселений «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления ТКО (л.д. 12, 15, 16, 17).
Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» приступит к оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО в населенных пунктах д. Андреевская, д. Кокоурово, д. Кузьмино в соответствии с утвержденным графиком.
Учитывая обстоятельства конкретного дела, принимаемые меры к исполнению решения суда, невозможность в настоящее время проведения дальнейшей работы по созданию мест (площадок) накопления ТКО до внесения изменений в вышеуказанную территориальную схему, суд считает возможным освободить администрацию Лухского муниципального района от уплаты исполнительского сбора.
Административным истцом не ставился вопрос о признании действий судебного пристава – исполнителя незаконными. Освобождение от уплаты исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ N №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 18 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░