Дело № 2-414/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Партизанск 01 марта 2016 года
Партизанский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Решетниковой Е.Ю.
при секретаре Барсаевой Е.В.
с участием представителя истца по доверенности Иванова О.Н.,
представителя ответчика Администрации Партизанского городского округа по доверенности Холодовой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кайковец Е.В. к Администрации Партизанского городского округа о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания,
УСТАНОВИЛ:
Кайковец Е.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Указанная квартира признана непригодной для проживания на основании заключения №___ от <Дата> о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Ответчик не предоставляет другого жилого помещения взамен непригодного для проживания. Другого жилого помещения она не имеет.
Просит обязать администрацию Партизанского городского округа предоставить ей по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 29,3 кв.м. в границах г. Партизанска.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Иванов О.Н. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Партизанского городского округа по доверенности Холодова В.А. исковые требования не признала, просила в исковых требованиях отказать. Также указала, что истец включена в список «малоимущие» под номером №___ и в список «внеочередного обеспечения жилым помещением №___. В случае удовлетворения исковых требований истца будут нарушены права и законные интересы граждан, ранее поставленных на учёт в связи с признанием занимаемых ими жилых помещений непригодными для проживания.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав все добытые по делу доказательства и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Статьей 87 ЖК РФ установлено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно части 4 статьи 15 того же Кодекса жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, пунктом 7 которого установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в этом Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм права доказательством непригодности жилого помещения для проживания может являться лишь заключение межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления.
Согласно п. 33 указанного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Из анализа ст. 14, 15 ЖК РФ, а также ст. 49, ст. 57, ч. 3 ст. 85, ст. 87 ЖК РФ следует, что обязанности и полномочия по предоставлению гражданам благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если ранее занимаемые жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду, признаны непригодными для проживания, возлагаются на органы местного самоуправления за счет муниципального жилищного фонда.
Как установлено в судебном заседании, Кайковец Е.В., <Дата> года рождения, является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества №___ от <Дата>.
Кайковец Е.В. зарегистрирована и проживает в данном жилом помещении, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки №___ от <Дата>, выданной <данные изъяты>
Кайковец Е.В. принадлежит на праве собственности недвижимое имущество по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от <Дата>.
Согласно ответа <данные изъяты> №___ от <Дата> на запрос суда, в период до <Дата> право собственности на недвижимое имущество за Кайковец Е.В. не зарегистрировано.
Общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 29,3 кв. м, что подтверждается ответом на запрос <данные изъяты> от <Дата> №___, копией экспликации и поэтажного плана.
Как следует из заключения утверждённой постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата> №___ межведомственной комиссии от <Дата> №___, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором проживает истец, является непригодным для постоянного проживания, так как выявленные факторы не могут обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, что подтверждено заключением межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и установления судом того обстоятельства, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором проживает истец, признано непригодным для проживания на основании заключений межведомственной комиссии от <Дата> №___, а также того обстоятельства, что данное заключение не оспорено и незаконным не признано, у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить Кайковец Е.В. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
При этом признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Следовательно, предоставление жилого помещения Кайковец Е.В., обладающей в силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно в соответствии с требованиями статей 87, 89 ЖК РФ.
<Дата> Кайковец Е.В. была признана нуждающейся в жилом помещении и внесена в список «малоимущие». В настоящее время истец стоит в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации Партизанского городского округа с <Дата> и включена в список «малоимущие» номер очереди №___ по состоянию на <Дата> и в список «внеочередное обеспечение жилым помещением» номер очереди №___ по состоянию на <Дата>.
Доказательств наличия у истца на территории Российской Федерации жилых помещений на праве собственности в судебное заседание сторонами не предоставлено и судом не добыто, материалы дела не содержат.
Доказательств наличия у истца возможности обеспечить себя жилым помещением самостоятельно, представителем ответчика в судебное заседание не предоставлено.
Учитывая вышеизложенное, по мнению суда, имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Довод представителя ответчика о том, что в случае удовлетворения иска будут нарушены права и законные интересы граждан, ранее поставленных на учет в связи с признанием занимаемых ими жилых помещений непригодными для проживания, не может быть признан состоятельным как не имеющий правового обоснования.
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Довод о том, что признание жилого помещения, находящегося в собственности у истца не порождает у администрации Партизанского городского округа безусловной обязанности по предоставлению истцу другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, поскольку действующее жилищное законодательство предусматривает такую обязанность только для наймодателя суд считает не состоятельным.
Федеральный закон не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Другие доводы не могут служить основанием к отказу в исковых требованиях, поскольку юридически значимым обстоятельством по данному делу является именно тот факт, что жилое помещение, занимаемое истцом в настоящее время, признано непригодным для проживания. Доказательств наличия у истца возможности обеспечить себя жилым помещением самостоятельно, ответчиком в судебное заседание не представлено.
Данная правовая позиция согласуется с содержанием Определения Конституционного Суда Российской Федерации № 376-О-П от 5 марта 2009 года, в соответствии с которым по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 29,3 ░░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 03 ░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░