Дело № 2а-4851/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Олейникова А.В.
при секретаре Агаповой Д.А.
с участием представителя административного истца Прокофьева А.В. – Ченегина И.В., представителя административного ответчика Облкомсоцзащиты Белоусовой И.Ю., представителя заинтересованного лица Облкомобразования Гезиковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июля 2019 года в городе Волгограде административное дело по иску Прокофьева А. В. к комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании незаконным приказа об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности включить в список,
установил:
Прокофьев А.В. обратился в суд с названным административным иском, указав, что постановлением администрации Кировского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №...-п над ним учреждена опека, опекуном назначена его бабушка Симкина Т.В. В 2006 году на основании договора приватизации он стал собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: Волгоград, ..., общей площадью 42 кв.м. Поскольку на него приходилось менее 11 квадратных метров общей площади, имелись основания включения его в список нуждающихся в жилом помещении. При этом ни органы опеки и попечительства, ни уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования не приняли мер к реализации гарантий, установленных ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ и ст. 3 Закона Волгоградской области №...-ОД. Так как реализация его права на обеспечение жилым помещением носит заявительный характер, узнав о своем праве, в марте 2019 года он обратился в Облкомсоцзащиты с заявлением о включении его в список лиц, нуждающихся в жилом помещении. Приказом председателя комитета от ДД.ММ.ГГГГ №... ему отказано во включении в список детей-сирот в связи с достижением возраста 23 лет. Указывает, что единственной причиной несвоевременного обращения является не информирование его уполномоченными органами о наличии соответствующего права. В результате не включения административным ответчиком его в названный список, он не может реализовать свое законное право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда Волгоградской области. Кроме того, в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №..., лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Просит суд признать незаконным приказ председателя комитета Облкомсоцзащиты от ДД.ММ.ГГГГ №... «О включении (об отказе во включении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», в части отказа ему во включении в этот список. Признать его нуждающимся в жилом помещении, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет. Обязать Облкомсоцзащиты включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве нуждающегося в жилом помещении, с даты рассмотрения на то его заявления Облкомсоцзащиты.
Административный истец Прокофьев А.В., представитель заинтересованного лица отдела опеки и попечительства администрации Кировского района г. Волгограда в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки не уведомили, в связи с чем, с учетом мнения участвующих лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного истца Прокофьева А.В. – Ченегин И.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, приведенным в административном иске. Пояснил, что через несколько дней после достижения возраста 18 лет в ноябре 2012 года Прокофьев А.В. был арестован по подозрению в совершении преступления, и в дальнейшем до ноября 2015 года отбывал наказание в виде лишения свободы по приговору суда. После освобождения он не был проинформирован компетентными органами о наличии у него права на жилое помещение специализированного жилищного фонда. Только в 2019 году ему стало известно о возможности принятия его на соответствующий учет. Считал незаконным отказ административного ответчика во включении Прокофьева А.В. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку право административного истца не было своевременно реализовано по вине должностных лиц государственных органов.
В судебном заседании представитель административного ответчика Облкомсоцзащиты Белоусова И.Ю., представитель заинтересованного лица Облкомобразования Гезикова О.В. против удовлетворения заявленных требований возражали, поскольку на момент обращения с заявлением Прокофьев А.В. достиг возраста 24 лет, в связи с чем не имеется оснований для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Волгоградской области.
Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции РФ.
В силу ч.2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В развитие приведенных гарантий, ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч.1 ст. 1 Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
В порядке ч. 1 ст. 3 Закона Волгоградской области от 05.02.2013 N 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере социальной защиты населения формирует список в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Судом установлено, что постановлением администрации Кировского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №...-п над Прокофьевым А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., учреждена опека, опекуном назначена его бабушка Симкина Т.В. Местом проживания административного истца установлена квартира по адресу: Волгоград, ....
На основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Прокофьев А.В. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на ... Волгограда, общей площадью 42,5 кв.м.
Административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел по опеке и попечительству администрации Кировского района Волгограда с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
По результатам рассмотрения заявления административного истца, ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Кировского района Волгограда утвержден акт об установлении факта невозможности проживания Прокофьева А.В. в жилом помещении, расположенном по адресу: Волгоград, ..., поскольку общая площадь жилого помещения, приходящегося на одного человека, с учетом 5 человек, зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении составляет 8,5 кв.м., что менее учетной нормы площади жилого помещения (11 кв.м.), установленной Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде».
Однако, оспариваемым приказом Облкомсоцзащиты от ДД.ММ.ГГГГ №... Прокофьеву А.В. отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по тем основаниям, что он не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет.
По существу рассматриваемого спора истец настаивает на незаконности оспариваемого приказа, так как гарантированные ему законом жилищные права как лицу, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализованы.
На основании ч. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из содержания Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, а к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, соответственно дополнительные гарантии, установленные данным Федеральным законом, в том числе право на обеспечение жилой площадью, распространяется на лиц, не достигших возраста 23 лет, за исключением случаев, когда право на получение жилого помещение установлено до достижения возраста 23 лет, в связи с чем, лицо включено в список лиц указанной категории, имеющих право на обеспечение жилым помещением, но предоставление жилого помещения осуществляется позднее - по достижении возраста, превышающего 23 года.
В силу вышеперечисленных положений закона, предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также предполагает заявительный характер учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает признание уполномоченным органом обоснованным обстоятельства нуждаемости гражданина в обеспечении жильем.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 19.10.2010 N 1282-О-О, от 24.01.2013 N 120-О, нормой абзаца 4 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно позиции стороны административного истца в ходе рассмотрения дела, Прокофьев А.В. не обращался в уполномоченные органы по вопросу о реализации его жилищных прав до достижениям им возраста 23 лет, что обусловлено отсутствием у него необходимых знаний, а также бездействием органов опеки и попечительства, не принимавших мер для реализации его права на обеспечение жилым помещением.
В соответствии с правовой позицией, приведенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, уважительной причиной пропуска срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении может быть признано ненадлежащее выполнение органами опеки и попечительства своих обязанностей.
Вместе с тем, доказательств ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей по защите прав несовершеннолетних, повлекшего лишение Прокофьева А.В. права на обеспечение жилым помещением, из материалов дела не усматривается.
Поскольку законом предусмотрен заявительный порядок постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по достижении совершеннолетия он мог самостоятельно реализовать свои права по обеспечению его жилым помещением, однако с данным вопросом стал обращаться лишь по достижении им возраста 24 лет.
Тот факт, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Прокофьев А.В. отбывал наказание в виде лишения свободы по приговору Кировского районного суда г. Волгограда от 03.06.2013, об уважительности причин пропуска срока на обращение за признанием его нуждающимся в жилом помещении не свидетельствует. Противоправное поведение гражданина, повлекшее его осуждение к лишению свободы, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, оправдывающего несвоевременную реализацию им своих прав.
Также не могут быть положены в основу решения об удовлетворении административного иска и доводы Прокофьева А.В. со ссылкой на п. 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства».
Действительно, названным нормативным положением установлено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Однако, Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 N397 введено в действие после принятия Облкомсоцзащиты приказа от ДД.ММ.ГГГГ №..., то есть не подлежит применению при оценке оспариваемого решения.
Суд учитывает, что административный истец не лишен права на повторное обращение в уполномоченный орган государственной власти Волгоградской области с заявлением о включении его в спорный список в соответствии с действующими в настоящее время правовыми нормами. Данное право им реализовано, о чем пояснил представитель Прокофьева А.В. в судебном заседании.
Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что до 2019 года Прокофьев А.В. не принимал необходимых мер для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, какие-либо объективные данные, которые позволяли бы сделать вывод о наличии не зависящих от него обстоятельств пропуска срока на обращение с соответствующим заявлением, в ходе рассмотрения дела суду не представлены, заявленные требования о признании незаконным приказа Облкомсоцзащиты от ДД.ММ.ГГГГ №..., признании нуждающимся в жилом помещении и возложении на административного ответчика обязанности включить Прокофьева А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не могут быть удовлетворены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...