Дело № 2-73/2024
УИД: 39RS0013-01-2023-000371-53
Категория 2.117
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2024 года г. Озерск
Озерский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Мурашко Н.А., при секретарях судебного заседания Кореневской В.А., Примаченковой Л.Г., с участием представителя истца Суровой Ж.А. по доверенности Смирнова А.С., представителя ответчика администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» Азарян А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суровой Жанны Александровны к администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» о признании права на предоставление жилого помещения взамен жилого помещения признанного аварийным, непригодным для проживания, обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Сурова Ж.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» (далее администрация МО «Озерский муниципальный округ», администрация) о признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения в границах ....... в связи с признанием жилого дома, расположенного по адресу: ......., аварийным, непригодным для проживания, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение в границах ........ В обоснование требований указала, что она зарегистрирована и постоянно проживает в одноэтажном жилом многоквартирном доме по адресу: ........ Указанный многоквартирный дом находится в неудовлетворительном состоянии, не соответствует строительным нормам и правилам (СНиП), противопожарным и санитарным нормам, предъявляемым к многоквартирным жилым домам, квартирам и жилым помещениям по своим конструктивным характеристикам и объемно-планировочному решению, представляет собой угрозу жизни и здоровью жильцов. В доме отсутствуют элементарные удобства: водоснабжение осуществляется жильцами самостоятельно от колодца, отопление печное, газоснабжение баллонное, канализация местная. Ранее собственником квартиры № общей площадью 41,3 кв. м, являлось общество с ограниченной ответственностью «Лужки», которое ликвидировано с ДД.ДД.ДД. Кому в настоящее время принадлежит указанная квартира, ей не известно. На основании заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от ДД.ДД.ДД, и на основании акта межведомственной комиссии от ДД.ДД.ДД № по результатам обследования жилого дома по адресу: ....... указанный дом признан аварийным, непригодным для проживания и требующим капитального ремонта. До настоящего времени в указанном многоквартирном жилом доме не начат капитальный ремонт, дом не расселен, жильцам дома не предоставлено другое благоустроенное жилье вместо аварийного. Она (истец) вынуждена проживать в условиях, создающих угрозу ее жизни и здоровью. При этом в предоставлении жилья из маневренного фонда МО «Озерский муниципальный округ» она не нуждается. Она (истец) направила в адрес ответчика заявление с просьбой восстановить нарушенные права и законные интересы истца, незамедлительно провести расселение признанного аварийным, непригодным для проживания, многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ......., рассмотреть вопрос о предоставлении ей благоустроенного жилья вместо аварийного в границах ........ Однако, несмотря на то, что с момента направления заявления прошло более месяца, заявление ответчиком не рассмотрено, ее требования не удовлетворены. Она считает, что у нее возникло право на получение благоустроенного жилого помещения в границах ........
В судебное заседание истец Сурова Ж.А. не явилась, извещена надлежащим образом, обеспечила участие в нем своего представителя.
Представитель истца Суровой Ж.А. по доверенности Смирнов А.С. в судебном заседании требования иска поддержал и просил их удовлетворить на основании приведенных в иске доводов.
Представитель ответчика администрации МО «Озерский муниципальный округ» Азарян А.Т. исковые требования не признала, при этом пояснила, что Сурова Ж.А. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит. В жилом доме по адресу: ....... отсутствуют муниципальные жилые помещения. Данный жилой дом в муниципальный жилой фонд не входит, в реестр муниципального имущества не включен, в связи с чем администрация МО «Озерский муниципальный округ» не имеет право расходовать бюджетные средства на восстановление вышеуказанного имущества. Для обеспечения безопасности и создания нормальных условий для постоянного проживания администрация МО «Озерский муниципальный округ» рекомендовала всем собственникам вышеуказанного жилого дома произвести капитальный ремонт кровли, инженерных сетей и фасада.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение).
Так, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания согласно пункту 33 Положения является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельных эксплуатационных характеристик его частей, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или такого дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения).
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном этим кодексом порядке.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Таким образом, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, по которому ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий.
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Судом установлено, что с ДД.ДД.ДД Сурова Ж.А. зарегистрирована по адресу: ....... квартире, предоставленной истцу ООО «Лужки» на условиях договора найма от ДД.ДД.ДД.
Ранее указанный жилой дом, до 1945 года постройки, состоял на балансе совхоза «Лужки».
В 1992 году данный совхоз был реорганизован в ТОО «Лужки», в 1999 году ТОО реорганизовано в ЗАО «Лужки», затем ЗАО реорганизовано в ООО «Лужки».
При реорганизации совхоза «Лужки» принадлежащий ему жилой фонд, в том числе спорное жилое помещение, подлежало либо передаче в муниципальную собственность, либо передаче или продаже гражданам, занимающим в жилом фонде помещения, в установленном законом порядке, либо оставлению на балансе организации, созданной в результате реорганизации.
Как следует из материалов дела, решение о передаче спорного жилого помещения в собственность граждан собственником спорного жилого дома (совхоз «Лужки», ТОО «Лужки», ЗАО «Лужки», ООО «Лужки») не принималось.
ООО «Лужки» исключено из ЕГРЮЛ 28.05.2012.
Сведения о передаче в собственность указанного жилого дома либо жилых помещений в указанном доме отсутствуют. Материалы дела не содержат каких-либо сведений о том, что администрацией МО «Озерский муниципальный округ» предпринимались меры по содержанию указанного дома или жилых помещений в нем.
Из сообщения администрации МО «Озерский муниципальный округ» от ДД.ДД.ДД следует, что жилой дом, расположенный по адресу: ......., не входит в муниципальный жилищный фонд, не включен в реестр муниципального имущества, не относится к служебному жилому фонду. Сурова Ж.А. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит.
Сурова Ж.А. обратилась в администрацию МО «Озерский муниципальный округ» с заявлением о признании указанного жилого дома не пригодным для проживания.
Заключением межведомственной комиссии при администрации МО «Озерский муниципальный округ» № от ДД.ДД.ДД, постановлением администрации МО «Озерский муниципальный округ» от ДД.ДД.ДД № жилой дом по адресу: ....... признан непригодным для проживания.
Из пояснений свидетеля Б.А.Н., главного специалиста отдела ЖКХ администрации МО «Озерский муниципальный округ», входящего на основании постановления администрации МО «Озерский муниципальный округ» от ДД.ДД.ДД № в состав межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодного для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, следует, что по той причине, что в ЕГРН указанный объект недвижимости значился как «жилой дом» комиссия не отнесла его к многоквартирному, а рассмотрела вопрос о техническом состоянии указанного жилого дома, исходя из того, что это индивидуальный жилой дом, с вынесением решения о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Согласно сведениям из ЕГРН от ДД.ДД.ДД, указанный дом является жилым домом.
Между тем, наличие в ЕГРН сведений о государственном учете этого объекта в качестве жилого дома само по себе не свидетельствует о невозможности отнесения его к многоквартирному. Так согласно выписке из ЕГРН, в указанном доме имеются следующие помещения: жилое помещение с кадастровым №, площадью 54 кв.м, жилое помещение с кадастровым №, площадью 45,5 кв.м, жилое помещение с кадастровым №, площадью 45,7 кв.м, жилое помещение с кадастровым №, площадью 46,2 кв.м, жилое помещение с кадастровым №, площадью 41,3 кв.м, жилое помещение с кадастровым №, площадью 35,2 кв.м. Суммарная общая площадь всех жилых помещений равно площади указанного дома – 267,9 кв.м.
Согласно инвентарному делу на жилой дом, расположенный по адресу: ......., указанный дом является 6-ти квартирным жилым домом.
При этом согласно сведениям ППП «Роскадастр», выписок из ЕГРН на указанный дом с кадастровым № и на помещения в нем с кадастровыми №№, право собственности на доли в праве собственности на дом либо на квартиры в многоквартирном доме ни за кем не зарегистрировано.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 7, 42, 51, 52 Положения решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственных комиссий, принятие решения производится в порядке, установленном Положением.
Так, пунктом 7 Положения установлено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).
При вышеуказанных обстоятельствах, с учетом того, что решения по вопросу наличия оснований для признания многоквартирного дома по адресу: ....... аварийным и подлежащим сносу не принималось, действия (бездействие) органов местного самоуправления при разрешении постановленного вопроса не обжалованы и незаконными не признаны, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░