№
РЕШЕНИЕ
26 мая 2022 г. г.Орел
Судья Железнодорожного районного суда г.Орла Абрамочкина Г.В., рассмотрев жалобу акционерного общества "Тандер" на постановление заместителя главного государственного инспектора г.Орла по пожарному надзору Полякова В.И. № 18 от 12 января 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тандер",
Установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Орла по пожарному надзору Полякова В.И. № 18 от 12 января 2022 года юридическое лицо акционерное общество "Тандер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поступившей в суд, АО «Тандер» выражает несогласие с указанным выше актом, просит его изменить.
Полагает, что имеются основания для снижения назначенного Обществу штрафа до 75 000 рублей, поскольку назначенное наказание не соответствует характеру совершенного правонарушения.
По п.4 нарушений, на противопожарной дверях, помещений различных классов функциональной пожарной опасности (складской зоны и торгового зала) демонтированы нижние планки дверей с уплотнителем в притворах, обеспечивающих нормируемый предел огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности противопожарной преграды, инспекторами не в полном объеме были обследованы противопожарные двери, акцентировали внимание на расстояние (зазор) между дверью и полом, при этом замеры проводили не поверенной рулеткой. Документация на установленную противопожарную дверь есть в наличии.
По п.5 нарушений руководитель организации не обеспечил наличие ручных электрических фонарей из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средств индивидуальной зашиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета 1 средства индивидуальной защиты органов дыхание и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного, считают, что нарушение не критическое, не создающее угрозы жизни и здоровью людей.
В судебном заседании представитель АО «Тандер» по доверенности Дмитровский П.В. жалобу поддержал, просил ее удовлетворить. Также пояснил, что в настоящее время все нарушения, изложенные в обжалуемом постановлении устранены, кроме п.6, по которому заключен договор на выполнение работ по расчету количества пожарной нагрузки в пространстве за подвесными потолками при прокладке в них кабельной линии с ИП Федоровым Г.И.
В судебном заседании заместитель начальника ОНДиПР по г.Орлу УНДиПР –заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору Поляков В.И. при разрешении жалобы не возражала против ее удовлетворения. Пояснил, что все нарушения устранены кроме п.4, по данному вопросу в настоящее время идет спор в Арбитражном суде Орловской области.
Проверив доводы жалобы, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" принятым в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что 30 ноября 2021 по 13 декабря 2021 в ходе выездной плановой проверки, проведенной на основании Решения о проведении выездной проверки от 19.11.2021 старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орлу управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Орловской области - государственным инспектором г. Орла по пожарному надзору Ветровой Е.А. было установлено, что по адресу: <адрес>, помещение встроено-пристроено 1 этаж, используемого в деятельности АО «Тандер» допущены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1.Из помещения торгового зала отсутствует соответствующий требованиям пожарной безопасности второй эвакуационный выход (имеющийся второй выход из помещения торгового зала ведет в разгрузочное помещение (зона погрузо-разгузочных работ) складской зоны магазина Магнит. Согласно плана эвакуации магазина допускается осуществление эвакуации людей через разгрузочное помещение (зона погрузо-разгузочных работ) складской зоны магазина (выход из разгрузочного помещения складской зоны принимается в расчет как эвакуационный выход, также над данным выходом имеется световое табло «Выход»), что является нарушением в соответствии со ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 4.2.1, п. 4.2.3, п. 7.2.6, п. 7.1.11 СП 1. 13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"),
2. Расстояние от дымовых пожарных извещателей системы автоматической пожарной сигнализации до электросветильников составляет менее 0,5 м, что является нарушением в соответствии со ст. 4, ст. 6 ФЗ 123 п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 Свод правил. «Системы противопожарной зашиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения. Нормы и правила проектирования»;
3. На объекте защиты отсутствует (не представлена) техническая документация на системы противопожарной защиты (систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. Правообладателем объекта защиты не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности (п. 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту - ППР);
4. На противопожарных дверях, помещений различных классов функциональной пожарной опасности (складской зоны и торгового зала) демонтированы нижние планки дверей с уплотнителем в притворах обеспечивающих нормируемый предел огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности противопожарной преграды, что является нарушением п. 24 ППР, ст. 88 ФЗ 123, а также в соответствии со ст. 4, ст. 6 ФЗ 123 п.5.3.2 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;
5. Руководителем организации не обеспечено наличие ручных электрических фонарей из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного (п. 30 ППР);
6. Не представлен расчет количества пожарной нагрузки в пространстве за подвесными потолками прокладке в них кабелей (проводов) кабельной линии (электропроводки) (на основании статьи 4,6 ФЗ № 123 примечания 3, 4 п.10 таблицы 2 ч. 4.8 раздел 4 Свод правил СП 486.1311500.2020. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты).
Результаты проведенной проверки зафиксированы должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный пожарный надзор в протоколе осмотра от 02 декабря 2021 года.
Указанное нежилое помещение принадлежит на праве собственности АО "Тандер", согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16 декабря 2014 г. /л.д.25 оборот/
В связи с допущенными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении общества составлен протокол № 369 от 29.12.2021 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Орла по пожарному надзору Полякова В.И. от 12 января 2022 года юридическое лицо - АО «Тандер» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Факт совершения АО "Тандер" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которые в своей совокупности свидетельствуют о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.
Обстоятельства наличия приведенных нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проведенной проверки, как и факт принадлежности объектов защиты АО "Тандер", являющимся ответственным за нарушение требований пожарной безопасности в силу положений статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", подтверждены материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Действия АО "Тандер" правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Представитель общества ходатайствовал о применении к обществу при вынесении административного наказания положений ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в связи с наличием исключительных обстоятельств у привлекаемого к административной ответственности юридического лица по вышеизложенным пояснениям Общества.
Согласно п.3.2 ст. 4.1 КоАП, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В настоящее время нарушения, которые отражены в обжалуемом постановлении, кроме п.4, устранены, по данному пункту идет судебное разбирательство в Арбитражном суде Орловской области.
Учитывая наличие вышеуказанного обстоятельства, полагаю возможным применить к обществу меру административной ответственности в виде штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, установленного ч.1 ст. 20.4 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 -30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. № 18 ░░ 12 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░. 20.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ 75 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░