Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-7564/2022 ~ М-7593/2022 от 20.10.2022

Дело № 10RS0011-01-2022-015215-83 (2а-7564/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2022 года             г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                  Картавых М.Н.,

при секретаре                         Журковой М.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чернявского Александра Константиновича к ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер», Мосееву Георгию Сергеевичу об оспаривании решения об отказе в прекращении диспансерного наблюдения,

установил:

Чернявский А.К. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения врачебной комиссии № 461 от 01.09.2022 об отказе в прекращении диспансерного наблюдения нарколога. Требования мотивированы тем, что при прохождении медицинской водительской комиссии в связи с истечением срока действия водительского удостоверения 01.09.2022 года административному истцу стало известно, что врачебной комиссией ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер» (далее РНД) было принято решение об отказе в прекращении за ним наркологического диспансерного наблюдения в связи с отсутствием подтвержденной стойкой ремиссии в течение трех лет. Об установлении за административным истцом диспансерного наркологического наблюдения ему ничего неизвестно, какого-либо лечения у нарколога он никогда не проходил. Административный истец считает, что решение № 461 от 01.09.2022 незаконно, нарушает его права.

В судебном заседании Чернявский А.К. в присутствии адвоката Реттиева В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Сурикова И.А., действующая на основании доверенности, указала о необоснованности предъявленных требований, представила письменные возражения по существу иска.

Председатель врачебной комиссии Мосеев Г.С., привлеченный к участию в деле в качестве соответчика, считал оспариваемое решение врачебной комиссии № 461 от 01.09.2022 законным и не подлежащим отмене.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 5 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Международной классификацией болезней (МКБ-10) хронический алкоголизм отнесен к психическим расстройствам и расстройствам поведения, связанным с употреблением психоактивных веществ, как заболевание, характеризующееся совокупностью психических и соматических расстройств.

Поскольку в настоящее время отсутствуют специальные законы, регламентирующие оказание наркологической медицинской помощи, а также условия и порядок осуществления диспансерного наблюдения в отношении лиц, больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями, с учетом характера указанных заболеваний (психические расстройства), к правоотношениям в данной сфере применяется законодательство о психиатрической помощи.

Согласно положений ст. 26 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее Закон N 3185-1) в отношении лица, страдающего психическим расстройством, в амбулаторных условиях осуществляются профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация и диспансерное наблюдение в зависимости от медицинских показаний (ч. 1).

Психиатрическая помощь в амбулаторных условиях (за исключением диспансерного наблюдения) оказывается при добровольном обращении лица, страдающего психическим расстройством, в соответствии со ст. 4 указанного Закона (ч. 2).

Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 27 N 3185-1, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи (ч. 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона N 3185-1 диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (ч. 2).

Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом 4 данного Закона (ч. 3).

Исходя из содержания вышеуказанных норм Закона N 3185-1 комиссионное решение об установлении диспансерного наблюдения за лицами, страдающими психическими (наркологическими) расстройствами принимается только в случаях установления такого наблюдения без согласия лица при диагностировании хронических, затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Если же диспансерное наблюдение устанавливается в иных случаях и при наличии добровольного информированного согласия лица, комиссионное решение обязательным не является.Порядок диспансерного наблюдения за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 5).

В соответствии с п. 13 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1034н (далее Порядок), врач-психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый) проводит диагностику наркологических расстройств, профилактические мероприятия, лечебные мероприятия, медицинскую реабилитацию, диспансерное наблюдение, определяет медицинские показания для направления лиц с наркологическими расстройствами для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной и (или) плановой формах, при наличии медицинских показаний выдает направление на консультацию к врачам-специалистам.

В соответствии с Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденным этим же Приказом, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания (п. 2).

Диспансерное наблюдение осуществляют врачи-психиатры-наркологи (врачи-психиатры-наркологи участковые) медицинских организаций, указанных в п. 3 данного Порядка (п. 4).

Диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (п. 5).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Чернявский А.К. впервые был госпитализирован в ГБУЗ «РНД» 16.02.2004 с выраженными признаками абстинентного синдрома: <данные изъяты>. Учитывая данные сообщенные самим Чернявским А.К., о многодневном употреблении алкоголя, анамнез больного при поступлении на лечение в ГБУЗ «РНД»: алкоголизируется с 17 лет, последние годы пьет запоями, настоящий запой свыше 3-х месяцев, напивается до токсических степеней опьянения, опохмеляется, административному истцу был поставлен диагноз «<данные изъяты>». После купирования состояния абстиненции Чернявский А.К. выписан из стационара 20.02.2004 в удовлетворительном состоянии. Повторно Чернявский А.К. находился на стационарном лечении в ГБУЗ «РНД» в период с 24 по 26 октября 2009 года, где ему лечащим врачом выставлен диагноз «<данные изъяты>». Согласно выписному эпикризу больной поступил после запоя в течение месяца на первые сутки трезвости после судорожного припадка, при осмотре в БСМП исключены иные заболевания, по улучшению состояния Чернявский А.К. отказался продолжать лечение стационарно, выписан с отказом - представлена письменная расписка за подписью пациента об отказе от лечения с разъяснением последствий, диагноз был доведен до пациента, однако лечение он не завершил и покинул медицинское учреждение. При выписке даны рекомендации: трезвость, диспансерное наблюдение участкового нарколога.

На момент постановки Чернявскому А.К. вышеуказанного диагноза правила такой диагностики были регламентированы Инструкцией "О порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания", утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 (далее Инструкция), диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: <данные изъяты>. Исключения составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты). Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР. Срок диспансерного учёта в отношении больных хроническим алкоголизмом составляет 3 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что болезнь диагностирована квалифицированными специалистами, имеющими право на ведение профессиональной деятельности в сфере психиатрии - наркологии.

16.05.2022 Чернявский А.К. самостоятельно обратился в ГБУЗ «РНД», в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» добровольно согласился на лечение наркологической зависимости, подписав информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Врачом психиатром-наркологом с указанной даты в отношении административного истца начато диспансерное наблюдение, диагноз «<данные изъяты>» остался подтвержденным, как не прекративший действовать. Согласно записям в медицинской карточке 16.05.2022, 27.05.2022, 27.06.2022, 25.07.2022, 01.08.2022, 03.10.2022 истец посещал врача психиатра-нарколога в медицинском учреждении.

Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие у пациентов с диагнозом "<данные изъяты>" (код заболевания по МКБ-10 6-F1X.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии: подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет; подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ; наличие у пациентов с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - Flx.l) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года (п. 12 Порядка).

В силу положений Порядка возможность прекращения в отношении пациента наркологического учета ставится в зависимость от подтверждения им в ходе регулярных медицинских осмотров (в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц, от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель, свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца) стойкой ремиссии не менее трех лет. Даже если на момент единичного обращения медицинское учреждение истец проявил всю симптоматику трезвости, указанное обстоятельство не дает оснований для досрочного прекращения в отношении него наркологического учета и не опровергает ранее выставленного в ходе неоднократных осмотров врачом-специалистом клинического диагноза.

01.09.2022 врачебная комиссия ГБУЗ «РНД» приняла решение об отказе в прекращении диспансерного наблюдения в отношении Чернявского А.К. (протокол ВК № 461 от 01.09.2022), поскольку имеющиеся документы не подтверждают наличие у административного истца ремиссии более трех лет, в связи с чем основания для прекращения диспансерного наблюдения отсутствуют.

С учетом изложенных положений законодательства, обстоятельств настоящего дела и собранных по делу доказательств, наличие у административного истца наркологической патологии - <данные изъяты>, суд приходит к выводу, что Чернявский А.К. на законных основаниях и в полном соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. N 704, был взят на диспансерный учёт. При этом, положения «инструкции» не содержат каких-либо указаний на возможность досрочного (до истечения 3-х лет) прекращения такого учёта по требованию пациента. Доказательства того, что у Чернявского А.К. наступила стойкая ремиссия и он подлежит снятию с наркологического учета в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствуют.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе Чернявскому А.К. в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:

– ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░

░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;

– ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░:                             ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.11.2022

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-7564/2022 ~ М-7593/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чернявский Александр Константинович
Ответчики
председатель врачебной комиссии Мосеев Георгий Сергеевич
ГБУЗ "Республиканский наркологический диспансер"
Другие
Реттиев Владимир Владимирович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
20.10.2022Регистрация административного искового заявления
20.10.2022Передача материалов судье
20.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
20.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2022Судебное заседание
11.11.2022Судебное заседание
16.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2023Дело оформлено
11.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее