Дело № 2а-1920/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 28 августа 2019 года.
Мотивированное решение составлено 28 августа 2019 года.
г. Ступино Московской области 28 августа 2019 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В., при секретаре Сидоровой Д.А., с участием представителя административного истца ИФНС России по г. Ступино Московской области – Пересторониной Ольги Александровны, действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика Кашеварова Александра Валентиновича – Привалова Эдуарда Евгеньевича, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Ступино Московской области к Кашеварову Александру Валентиновичу о взыскании задолженности по платежам в бюджет в виде транспортного налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Ступино Московской области обратилась в Ступинский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Кашеварову А.В. о взыскании задолженности по платежам в бюджет в виде транспортного налога за 2016 год в сумме 101 487 рублей, транспортного налога за 2017 год в сумме 101 487 рублей, пени в сумме 26 848 рублей 20 копеек, а всего в размере 229 822 рублей 20 копеек.
Требования административного истца обоснованы тем, что административный ответчик не исполнил свою обязанность по уплате транспортного налога, а поэтому задолженность подлежит взысканию принудительно.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Ступино Московской области – Пересторонина О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании подтвердила изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержала заявленные требования в полном объёме и просила удовлетворить административное исковое заявление.
Административный ответчик Кашеваров А.В., будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Представитель административного ответчика Кашеварова А.В. – Привалов Э.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административное исковое заявление просил оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск, сославшись на решение Арбитражного суда Московской области от 22.01.2014 года о признании ИП Кашеварова А.В. банкротом и отсутствие в связи с этим возможности распоряжаться принадлежащими транспортными средствами.
Суд, выслушав объяснения и доводы представителей сторон, проверив и исследовав материалы административного дела, обозрев материалы административных дел № 2а-542/2-17 и № 2а-1047/2-17, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое согласно ст. 52 НК РФ не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговым органом направляется налогоплательщику.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
Исходя из положений ст. 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено этой статьёй.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Признание физических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Таким образом, обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость от регистрации транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения.
По смыслу указанной нормы транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
На основании ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный ответчик Кашеваров А.В. в 2016 и 2017 годах являлся собственником следующих транспортных средств: автомобиля МЗКТ 65151 с государственным регистрационным номером А 522 ТО 190; автомобиля МЗКТ 65158 с государственным регистрационным номером Х 664 СК 190; автомобиля МЗКТ 65151 с государственным регистрационным номером А 523 ТО 190; автомобиля «Мерседес-Бенц С200» с государственным регистрационным номером О 084 НР 190 (л. д. 17-18), и данное обстоятельство представителем административного ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
С учётом сведений об объектах права собственности ИФНС России по г. Ступино Московской области сформировано налоговое уведомление № 66245173 от 21.09.2017 года, в котором административному ответчику Кашеварову А.В. предложено не позднее 01.12.2017 года оплатить транспортный налог за 2016 год в общей сумме 101 487 рублей (л. д. 22).
Названное налоговое уведомление было направлено Кашеварову А.В. 17.10.2017 года по адресу его регистрации по месту жительства, что подтверждается списком заказных писем (л. д. 23).
В связи с неуплатой суммы налога в установленный срок в адрес Кашеварова А.В. ИФНС России по г. Ступино Московской области было направлено требование № 28877 по состоянию на 12.12.2017 года, в котором предложено в срок до 23.01.2018 года погасить имеющуюся недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 101 487 рублей и пени в сумме 279 рублей 09 копеек (л. д. 19).
Направление указанного требования в адрес налогоплательщика 13.01.2018 года подтверждается списком заказных писем (л. д. 21).
Оплата задолженности по транспортному налогу за 2016 год и пени Кашеваровым А.В. в добровольном порядке не была произведена.
ИФНС России по г. Ступино Московской области сформировано налоговое уведомление № 51181481 от 19.08.2018 года, в котором административному ответчику Кашеварову А.В. предложено не позднее 03.12.2018 года оплатить транспортный налог за 2017 год в общей сумме 101 487 рублей (л. д. 13).
Названное налоговое уведомление было направлено Кашеварову А.В. 11.09.2018 года по адресу его регистрации по месту жительства, что подтверждается списком заказных писем (л. д. 14).
В связи с неуплатой суммы налога в установленный срок в адрес Кашеварова А.В. ИФНС России по г. Ступино Московской области было направлено требование № 779 по состоянию на 30.01.2019 года, в котором предложено в срок до 18.03.2019 года погасить имеющуюся недоимку по транспортному налогу за 2017 год в сумме 101 487 рублей и пени в сумме 1 483 рублей 40 копеек (л. д. 10).
Направление указанного требования в адрес налогоплательщика 27.02.2019 года подтверждается списком заказных писем (л. д. 12).
Оплата задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени Кашеваровым А.В. в добровольном порядке не была произведена.
06.06.2017 года мировым судьей судебного участка № 252 Ступинского судебного района Московской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Кашеварова А.В. недоимки по транспортному налогу и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № 252 Ступинского судебного района Московской области от 05.06.2019 года восстановлен срок для подачи возражений относительного судебного приказа, и указанный судебный приказ от 06.06.2017 года отменен (л. д. 24-25).
29.09.2017 года мировым судьей судебного участка № 252 Ступинского судебного района Московской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Кашеварова А.В. недоимки по транспортному налогу и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № 252 Ступинского судебного района Московской области от 05.06.2019 года восстановлен срок для подачи возражений относительного судебного приказа, и указанный судебный приказ от 29.09.2017 года отменен (л. д. 8-9).
16.05.2018 года мировым судьей судебного участка № 252 Ступинского судебного района Московской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Кашеварова А.В. недоимки по транспортному налогу и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № 252 Ступинского судебного района Московской области от 29.05.2019 года восстановлен срок для подачи возражений относительного судебного приказа, и указанный судебный приказ от 16.05.2018 года отменен (л. д. 15-16).
До настоящего времени административным ответчиком Кашеваровым А.В. оплата транспортного налога за 2016 и 2017 годы, а также пени не произведена.
Положениями ст. 48 НК РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Поскольку административное исковое заявление налоговым органом подано 07.08.2019 года, то есть в установленный абз. 1 и 2 п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, срок на подачу настоящего административного искового заявления в суд административным истцом не пропущен (л. д. 4-7).
Расчёт недоимки по транспортному налогу, а также пени, подлежащих взысканию с административного ответчика, налоговым органом осуществлён верно, судом проверен.
На неправильность методики исчисления транспортного налога и пени, наличие арифметических ошибок в расчёте, административный ответчик и его представитель в своих возражениях не ссылаются.
29.01.2013 года ИФНС России по г. Ступино Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании должника ИП Кашеварова А.В. несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.01.2014 года по делу № А41-2697/13 ИП Кашеваров А.В. признан несостоятельным (банкротом), и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев.
Согласно п. 3 ст. 213.6 Федерального закона от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Исходя из положений ст. 4 названного Федерального закона, под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 года № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Поскольку обязанность по уплате транспортного налога за 2016 и 2017 годы возникла после возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве), то требования об уплате транспортного налога являются текущими платежами, которые не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а подлежат рассмотрению в исковом производстве по правилам административного судопроизводства в суде общей юрисдикции.
Суд считает обоснованными требования налогового органа о взыскании задолженности по транспортному налогу ввиду того, что Кашеваров А.В. являлся плательщиком данного вида налога, который начислен налоговым органом на законных основаниях, а также исходит из того, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для предъявления требований об уплате транспортного налога в рамках процедуры банкротства индивидуального предпринимателя Кашеварова А.В.
Открытие в отношении индивидуального предпринимателя Кашеварова А.В. конкурсного производства, признание его несостоятельным (банкротом), передача имущества конкурсному управляющему и его последующая реализация не может рассматриваться в качестве основания для освобождения Кашеварова А.В. как физического лица, являвшегося собственником объектов налогообложения, от исполнения возложенной на него законом обязанности по уплате земельного налога, учитывая, что такого понятия, как «налогоплательщик - индивидуальный предприниматель», налоговое законодательство не содержит.
Подлежащие взысканию транспортный налог и пени относятся к текущим платежам, и требование об их взыскании не могло быть заявлено в рамках дела о банкротстве.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2011 года № 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей», после завершения конкурсного производства гражданину могут быть предъявлены требования по обязательствам и обязательным платежам, от исполнения которых должник не освобожден и которые сохраняют свою силу. При предъявлении указанных требований в судебном порядке они рассматриваются в суде по общим правилам подведомственности.
Доводы представителя административного ответчика, изложенные в письменных возражениях на административный иск, не могут служить основанием для освобождения от уплаты транспортного налога и пени.
При указанных обстоятельствах суд находит административное исковое заявление ИФНС России по г. Ступино Московской области к Кашеварову А.В. обоснованным и подлежим удовлетворению.
Учитывая, что административный истец в силу закона освобождён от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 5 498 рублей 22 копеек.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177, 178-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░ 101 487 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░ 101 487 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░ 26 848 ░░░░░░ 20 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 229 822 (░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 20 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 5 498 (░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 22 ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░