Дело №2-9052/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2016 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ващенко Е.Н., при секретаре Николаевской К.А., с участием помощника Карельского транспортного прокурора Шумиловой А.С., представителей ответчика ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» в лице его филиала Онежского района водных путей Шишпанова И.С.,Лахтионовой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского транспортного прокурора к федеральному бюджетному учреждению «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» в лице его филиала Онежского района водных путей об обязании совершить определенные действия,
установил:
Карельский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» в лице его филиала Онежского района водных путей об обязании совершить определенные действия по тем основаниям, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности функционирования объектов внутреннего водного транспорта в Онежском районе водных путей филиала Федерального бюджетного учреждения «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей». Проверкой выявлены нарушения действующего законодательства, требующие принятия мер прокурорского реагирования. Истец просит обязать Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Беломорско- Онежского бассейна внутренних водных путей» в лице его филиала Онежского района водных путей устранить нарушения требований законодательства в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений: провести ремонт причала № расположенного по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; получить на причалы № (<адрес>), №№, №, №, №, № (<адрес>) декларации соответствия требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 №623 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просит обязать Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Беломорско- Онежского бассейна внутренних водных путей» в лице его филиала Онежского района водных путей устранить нарушения требований законодательства в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений: провести ремонт причала № расположенного по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; получить на причалы № (<адрес>), №№, №, № №, № (<адрес>) декларации соответствия требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 №623 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник Карельского транспортного прокурора Шумилова А.С. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика Шишпанов И.С., Лахтионова В.А., действующие на основании доверенности в судебном заседании представили заявление о признании уточненных исковых требований. Последствия признания исковых требований, предусмотренные ст.ст.39, 173, 198 ГПК РФ известны и понятны, о чем указано в представленном заявлении.
Суд, заслушав помощника Карельского транспортного прокурора Шумилову А.С., представителей ответчика Шишпанова И.С., Лахтионову В.А., исследовав материалы дела, полагает необходимым принять признание исковых требований ответчиком по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.39, п.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) ответчик вправе признать иск. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или (имуществу экологическим правонарушением).
В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации причалом является гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
В соответствии со ст. 3 Закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под безопасностью гидротехнических сооружений понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Карельским транспортным прокурором проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности функционирования объектов внутреннего водного транспорта в Онежском районе водных путей филиала Федерального бюджетного учреждения «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей». Проверкой выявлены нарушения действующего законодательства, требующие принятия мер прокурорского реагирования.
Как указано в п.3 Технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» он применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.
Пунктом 444 Технического регламента установлено, что техническую эксплуатацию объекта регулирования осуществляет его арендатор. Техническую эксплуатацию объекта регулирования при отсутствии арендатора или структурных частей объекта, не закрепленных за арендатором, осуществляет организация-балансодержатель или организация, которой сооружения переданы в оперативное управление, хозяйственное ведение или на ином основании, а при отсутствии таковых - собственник объекта регулирования.
Пунктом 1 Технического регламента предусмотрены обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования.
Как следует из п. 443 Технического регламента обеспечение безопасности эксплуатации объектов регулирования, указанных в подпункте «в» пункта 5 Технического регламента (причалы и портовые причальные сооружения), должно осуществляться на основе выполнения следующих общих требований: а) разработка и ведение паспорта (технического паспорта) объекта регулирования; б) установление и соблюдение режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима или их прекращения при получении штормового предупреждения (только для причалов и причальных сооружений); в) ведение технического контроля за объектом регулирования; г) своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий; д) разработка и соблюдение эксплуатирующей организацией инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта регулирования; е) обеспечение ненарушения при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта поточности технологических процессов, принятых планировочных решений в отношении помещений и зданий, а также организации воздухообмена в них.
Согласно п.п. 446, 448 Технического регламента причал или причальное сооружение должны иметь паспорт (технический паспорт) сооружения, могут использоваться только по назначению, указанному в паспорте (техническом паспорте) сооружения. Объекты регулирования, указанные в пункте 446 Технического регламента, не должны иметь износа, который бы препятствовал их безопасной эксплуатации. Смещения и деформации объектов регулирования в период их эксплуатации не должны превышать допустимых значений, устанавливаемых проектной документацией на объект регулирования. При отсутствии данных значений в указанной проектной документации значения предельных смещений и параметров деформаций устанавливаются аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром) и помещаются в технический паспорт сооружения.
В соответствии с п. 450 Технического регламента режим эксплуатации причала и причального сооружения должен соответствовать их назначению, проектным характеристикам и (или) фактическому техническому состоянию. При ухудшении технического состояния причала и причального сооружения (затрудняющие эксплуатацию объекта регулирования физический износ, повреждения, деформации несущих конструкций) для обеспечения безопасной эксплуатации режим эксплуатации причала и причального сооружения должен быть изменен. Изменение режима эксплуатации причала и причального сооружения осуществляет аккредитованная испытательная лаборатория (центр) после проведения их обследования. Сведения об изменении режима эксплуатации объекта регулирования помещаются в технический паспорт причала и причального сооружения.
В соответствии с требованиями п. п. 518 - 520 Технического регламента причалы и причальные сооружения подлежат подтверждению соответствия требованиям указанного Технического регламента в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Заявителем является собственник или эксплуатант объекта. По результатам обследования аккредитованная испытательная лаборатория (центр) выдает документы, в которых указываются режимы безопасной эксплуатации и срок действия документов (период безопасной эксплуатации), определяется перечень необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации ремонтных работ и сроки их выполнения. Указанные документы являются доказательными материалами для принятия декларации о соответствии, полученными с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра). По результатам обследования, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром), и на основе собственных доказательств соответствия заявитель составляет декларацию о соответствиипричала или причального сооружения требованиям вышеуказанного Технического регламента.
Приказом Госстандарта от 24.09.2013 № 1091-ст введен в действие «ГОСТ Р 55561-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности» который, устанавливает общие требования к проектированию (включая инженерные изыскания), строительству, приемке в эксплуатацию, эксплуатации, ремонту, реконструкции, выводу из эксплуатации и ликвидации портовых гидротехнических сооружений (ПГС) в составе портов, портовых районов и участков, а также отдельных причалов на внутренних водных путях Российской Федерации.
Пунктом 9.8 ГОСТ Р 55561-2013 установлено, что на предприятии, эксплуатирующем ПГС, должна быть в том числе декларация соответствия портовых гидротехнических сооружений (за исключением берегоукрепительных и оградительных сооружений). Во всех случаях, когда появляются опасные повреждения портовых гидротехнических сооружений, не допускающие их нормальную эксплуатацию, за ними организуются непрерывные наблюдения и принимаются неотложные меры по выявлению и устранению причин, вызывающих снижение несущей способности ПГС (п.9.10 ГОСТ Р 55561-2013).
Пунктом 3.8 Правил технической эксплуатации портовых сооружений, утвержденных приказом Министра речного флота РСФСР 27.06.1985 (далее -ПТЭ ПС если результаты наблюдений за причальными сооружениями показывают, что их несущая способность снижается, необходимо принять оперативные меры по выявлению и устранению причин данного явления и усилению сооружений. К работе по выявлению причин ускоренного ослабления конструкций причальных сооружений должны привлекаться специализированные исследовательские или проектная организации.
Повреждения причальных сооружений следует оперативно устранять.
Проведенной Карельским межрайонным природоохранным прокурором проверкой установлено, что Онежским районом водных путей эксплуатируются следующие гидротехнические сооружения:
-причал № класс обслуживания <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>. Данный объект является государственной собственностью, находится у ФБУ «Администрация «Беломорканал» в оперативном управлении (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №);
- причал Северо-Западный № класс обслуживания <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>. Объект находится в государственной собственности, находится у ФБУ «Администрация «Беломорканал» в оперативном управлении (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №);
- причал Северо-Западный № класс обслуживания <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>. Объект находится в государственной собственности, находится у ФБУ «Администрация «Беломорканал» в оперативном управлении (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №
- причал № класс обслуживания <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>. Объект находится в государственной собственности, находится у ФБУ «Администрация «Беломорканал» в оперативном управлении (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №);
- причал № класс обслуживания <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>. Объект находится в государственной собственности, находится у ФБУ «Администрация «Беломорканал» в оперативном управлении (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №);
- причал № класс обслуживания <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>. Объект находится в государственной собственности, находится у ФБУ «Администрация «Беломорканал» в оперативном управлении (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №).
В результате проверки установлено, что в нарушение п.п. 443, 518-520 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, пункта 9.8 ГОСТ Р 55561-2013 на вышеперечисленные причалы отсутствуют декларации о соответствии гидротехнического сооружения требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта; в нарушение требований п. п. 443, 448, 450 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, п. 9.10 ГОСТ Р 55561-2013, п. 3.8 ПТЭ ПС причал № расположенный по адресу: <адрес>, имеет многочисленные дефекты, а именно деревянный настил причала разрушен и местами перекрыт металлическими листами, бревна ряжей прогнили, вырвана швартовная тумба, частично отсутствуют швартовые устройства.
Выявленные нарушения при эксплуатации причала № показали, что ответчиком ремонтно-восстановительные мероприятия на причале в необходимых объемах своевременно не выполняются. Отсутствие деклараций соответствия на причалы №№, №, № № №, № не позволяет определить режим безопасной эксплуатации и срок действия документов (период безопасной эксплуатации) на объекты, а также не представляется возможным определить перечень необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации ремонтных работ и сроки их выполнения.
Названные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных доказательств, в том числе актом проверки, составленной помощником Карельского транспортного прокурора на предмет соблюдения законодательства о безопасности функционирования объектов внутреннего водного транспорта в Онежском районе водных путей Федеральное бюджетное учреждение «Администрация «Беломорканал», фототаблицами, уставом и положением Федерального бюджетного учреждения «Администрация Беломорско- Онежского бассейна внутренних водных путей», а также свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ подтверждающую, что Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Беломорско- Онежского бассейна внутренних водных путей» является действующим юридическим лицом.
Таким образом, суд считает заявленные требования к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Беломорско- Онежского бассейна внутренних водных путей» в лице его филиала Онежского района водных путей обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Карельского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Беломорско- Онежского бассейна внутренних водных путей» в лице его филиала Онежского района водных путей устранить нарушения требований законодательства в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений: провести ремонт причала № расположенного по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Беломорско- Онежского бассейна внутренних водных путей» в лице его филиала Онежского района водных путей получить на причалы № (<адрес>), №№, №, №, №, № (<адрес>) декларации соответствия требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 №623 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. ВащенкоРешение в окончательной форме принято 07.11.2016.